Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение
Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.
Процессы образования, медицинского,
бытового, транспортного обслуживания,
социальной защиты и т.д. представляют
собой совокупность статистически
устойчивых актов социального
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
• соотношение платности
и бесплатности услуг, государственной
и частной принадлежности производящих
их предприятий, степень доступности
платных услуг различным
Важнейшим компонентом социальной
сферы являются люди. Они могут
быть представлены или описаны как
популяция - количественными и
Управление - непременное
внутренне присущее социальной сфере
свойство. Это свойство имеет всеобщий
характер и вытекает из признания, что
человек есть явление социальное,
всегда принадлежит к определенной
общественной системе, классу, социальной
группе, которые предъявляют к
нему определенные этические, правовые
и другие требования, ставят его
поступки в известные рамки
В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.
Спонтанный механизм управления
социальной сферой проявляется в
неупорядоченном воздействии
Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.
Степень эмансипации каждого
конкретного общества от стихийного
воздействия случая, равно как
и сила, эффективность его
При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.
Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы[11].
Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы.
Детерминированность социальной
сферы экономическими условиями
проявляется через сложную
Сложность связей между материальной
и социальной сферами заключается
в том, что их развитие нельзя ставить
в жесткую линейную зависимость
и что воздействия материальных
основ жизнедеятельности
Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные - они историчны, то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим собственным законам.
Каждая сфера в своем взаимодействии с другими может выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как следствие.
Все сферы - материально-производственная,
политическая, культурно-духовная, - составляющие
ее среду, равно как и природно-
С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.
Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь имеется в виду прежде всего влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.
Взаимосвязь и взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер.
Итак, выделим следующие группы факторов социального развития:
• экономические, связанные
с уровнем социально-
• политические, характеризующие
сущность и влияние социальной политики
на повышение потенциала социальной
сферы, реализацию правовых гарантий в
области социального
• правовые, обусловливающие
законодательные нормы и
• культурные, определяющие
воздействие системы
• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;
• социально-демографические,
учитывающие численность
• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;
• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.
Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.
Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона