Сфера социальной защиты населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 121.92 Кб (Скачать файл)

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и  по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как  на уровне общества, отрасли, так и  региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности  воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а  также числом мест в них, объемом  услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально  существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически  устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в  пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить  двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого  потенциала, обеспечению доступности  услуг и созданию новых институциональных  предпосылок совершенствования  качественных характеристик социального  воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют  социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих  эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:  

• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);  

• субъективную оценку степени  удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском  и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;  

• соотношение платности  и бесплатности услуг, государственной  и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности  платных услуг различным группам  и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут  быть представлены или описаны как  популяция - количественными и качественными  характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через  причастность людей к тем или  иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой  функционирования социальной сферы, а  место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Управление - непременное  внутренне присущее социальной сфере  свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что  человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к  нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его  поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют  два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в  неупорядоченном воздействии сложной  и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства  населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая  вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы  управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая  осуществляется через специфические  общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие  на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном  уровне это министерства социального  профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие  органы управления, на местном - городские  и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях  оказывают свое влияние также  политические, общественные и религиозные  организации.

Степень эмансипации каждого  конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как  и сила, эффективность его противодействия  стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного  воздействия на социальную среду, его  содержание, цели и принципы зависят  от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах  класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает  систему общественных институтов, органов  и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия  на общество. Субъективные факторы  таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством  эмпирических, из непосредственного  опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными  отношениями и процессами.

При этом остается настоятельной  необходимостью совершенствование  управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному  познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации  социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает  в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы[11].

Изменения в социальной сфере  находятся в тесной связи с  изменениями в других сферах жизнедеятельности  общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости  не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены  и регулируемы.

Детерминированность социальной сферы экономическими условиями  проявляется через сложную систему  взаимозависимостей различных факторов, влияющих на жизнь общества. Например, развитие самой материальной сферы  нередко вступает в противоречие с развитием других сфер, и прежде всего политической. Эти связи, в  свою очередь, опосредуются особенностями  социальной структуры общества, природно-географического  и иных факторов. К тому же нельзя забывать о внешних влияниях других государств на данное общество.

Сложность связей между материальной и социальной сферами заключается  в том, что их развитие нельзя ставить  в жесткую линейную зависимость  и что воздействия материальных основ жизнедеятельности общества на различные компоненты социальной сферы проявляются с разной степенью интенсивности и с разной направленностью. Подчеркнем еще два важных момента. Аналогичное влияние на социальную сферу оказывают политические и культурные факторы. При этом социальная сфера, оставаясь, в свою очередь, относительно самостоятельной, оказывает влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества.

Причинные связи сфер общественной жизни не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные - они историчны, то есть возникают, изменяются, развиваются, свертываются, и в этой динамике они, возможно, подчиняются своим  собственным законам.

Каждая сфера в своем  взаимодействии с другими может  выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как  следствие.

Все сферы - материально-производственная, политическая, культурно-духовная, - составляющие ее среду, равно как и природно-климатические  условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные  факторы ее развития. В этой среде  социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры, для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования  структуры. При этом, интегрируя возможности  других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы. От нее во многом зависят свойства социальной сферы.

С другой стороны, специфика  социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.

Еще одним рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Здесь  имеется в виду прежде всего влияние социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических характеристик социальной сферы.

Взаимосвязь и взаимовлияние  социальной сферы и ее среды может  иметь как постоянный, так и  случайный характер. Переплетения необходимых  и случайных взаимодействий придают  их проявлениям вероятностный (стохастический) характер.

Итак, выделим следующие  группы факторов социального развития:  

• экономические, связанные  с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного  региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом  собственности на предприятиях, распределительных  отношений;  

• политические, характеризующие  сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в  области социального воспроизводства  населения, социальную поддержку и  помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;  

• правовые, обусловливающие  законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания  населения;  

• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;  

• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую  ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни  населения;  

• социально-демографические, учитывающие численность населения  по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;  

• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе  национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;  

• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Качественные и количественные показатели функционирования социальной сферы, с одной стороны, определяются достигнутым уровнем развития отраслей производства и средств потребления, производственной и социальной инфраструктурой, характером производственных отношений, социальной ориентированностью экономики, природно-климатическими условиями; с  другой стороны, уровнем образования, ценностными ориентациями людей  и нормами потребления. При этом анализ ее движущих сил осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях и учитывает объективные и субъективные аспекты функционирования и развития социального воспроизводства.

Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона