Сфера социальной защиты населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 121.92 Кб (Скачать файл)

отдел расчетов по коммунальным льготам 

отдел финансирования территориальных  органов

Самостоятельные управления

- Управление информационных  технологий 

отдел компьютерных технологий  

отдел автоматизированных информационных систем

- Управление лекарственного  обеспечения и медицинской техники  

отдел организации льготного  лекарственного обеспечения 

отдел лекарственного обеспечения, медицинской техники, метрологии и  стандартизации

- Управление медико-социальных проблем материнства и детства 

отдел медицинской помощи матери и ребенку 

отдел организации профилактики и реабилитационной помощи детям 

- Управление по анализу  и прогнозированию здравоохранения  и социального развития 

отдел методической работы и информационного обеспечения 

отдел анализа, прогноза, мониторинга  

отдел социального развития и целевых программ

- Управление семейной  и демографической политики 

отдел профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей 

отдел социальной поддержки  семьи 

отдел демографической политики

- Управление эксплуатации  зданий, капитального и текущего  ремонта 

отдел капитального и текущего ремонта учреждений здравоохранения  

отдел капитального и текущего ремонта учреждений социальной поддержки  

административно-хозяйственный  отдел 

отдел по работе с обращениями  граждан 

Самостоятельные отделы 

организационный отдел 

отдел кадров 

отдел конкурсных закупок  и договоров 

отдел мобилизационной подготовки и спецработы 

отдел стационарных учреждений и социальной адаптации 

лиц без определённого  места жительства 

правовой отдел.

Подведомственные учреждения социальной поддержки населения  Министерства здравоохранения и  социальной поддержки города Заринска: сорок шесть центров социального обслуживания населения, двадцать три дома-интерната, семь реабилитационных центров, четыре центра социально-трудовой реабилитации, Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура», тринадцать центров социальной помощи семье и детям «Семья», шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, пять социальных приютов для детей и подростков, профессиональное училище-интернат, курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов, центр реабилитации и интеграции инвалидов и сорок два управления социальной поддержки населения.

Межведомственное взаимодействие[30] – сведения о действующих комиссиях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социальной поддержки области с участием представителей органов государственной власти области, предприятий, учреждений и организаций, ученых и специалистов:

Областная (региональная) трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве  области

Областная межведомственная комиссия по вопросам привлечения и  использования иностранных работников

Комиссия по вопросам расчетов бюджетов прожиточного минимума населения области при министерстве здравоохранения и социальной поддержки области

Комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей при Правительстве области

Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве  Саратовской области 

Коллегии министерства здравоохранения  и социальной поддержки области   

коллегия министерства здравоохранения  и социальной поддержки Саратовской  области по вопросам здравоохранения  

коллегия министерства здравоохранения  и социальной поддержки Саратовской  области по вопросам труда и социальной поддержки

Областной противоэпидемический штаб

Координационный штаб по контролю за организацией противотуберкулезных мероприятий в области 

Областной клинико-экспертный совет по вопросам медицинского освидетельствования  детей, передаваемых в семьи российских и иностранных граждан 

Экспертный совет при  министерстве здравоохранения и  социальной поддержки области по анализу причин младенческой смертности  

Экспертный совет по анализу  причин материнской смертности и  дефектуры оказания медицинской помощи женщинам 

Штаб по проблемам наркологии, психиатрии и токсикологии 

Областной методический Совет  по онкологии.

 

3.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

Следуя определенной нами целью дипломной работы, в данном параграфе мы проанализируем структуру  и организацию, основные направления  работы социальных служб в аспекте  их эффективности и целесообразности, опираясь на результаты исследования проведенного нами в стратегии кейс-стади в одной из социальных служб г. Саратова – в Центре помощи женщинам, семье и детям. Организационный анализ социальной службы позволяет не только определить современное состояние социальной службы (всесторонне проанализировать деятельность социальной службы), но и наметить пути совершенствования её структуры и обозначить перспективы развития.

Осуществленное исследование проводилось качественными методами стратегии кейс-стади в одной из социальных служб города и заключалось в этнографическом изучении, описании и анализе организационных процессов и организационной структуры, социальных практик составляющих и наполняющих деятельность одной из государственных социальных служб города с целью выделения факторов влияющих на эффективность деятельности социальных служб. По мнению, В.В. Семеновой, выбор качественной методологии исследования позволяет изучить уникальные характеристики объекта встроенного в формальную структуру и проявляющегося в социальных практиках[31].

Исследование организаций  методами стратегии кейс-стади имеет сравнительно недавнюю традицию в отечественной социологии, тем не менее, методологические основания стратегии кейс-стади достаточно подробно освещены в научной литературе[32]. Как отмечают М.В. Киблицкая и И.К. Масалков, использование техники кейс-стади обосновано там, где необходимо «описание и объяснение сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами»[33]. Резюмируя, мы можем обнаружить, что выбор качественной методологии социологического исследования оправдан в равной мере, когда мы изучаем некий уникальный объект и свойственные ему характеристики, и когда мы исследуем процессы и явления, явно или латентно включенные в деятельность объекта.

Исследование проводилось  длительное время с мониторингом текущего состояния службы. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью  следующих методов: полуструктурированное интервью, включенное наблюдение, ведение дневниковых записей, свободные беседы. Так же были проанализированы различные организационные (финансовые и статистические) материалы и документы социальной службы. Исследование осуществлялось открыто, что стало возможным, поскольку на момент проведения исследования исследователь работал в данной службе в качестве штатного социолога. Подобная «включенность» позволила собрать уникальный материал о внутренних процессах службы, скрытых от стороннего наблюдателя, так как был обеспечен доступ к материалам и документам и снижен эффект исследования, как нежелательного влияния исследователя на результат исследования вследствие его воздействия на исследуемую социальную реальность[34]. Включенное наблюдение проводилось согласно рабочему графику исследователя. За время проведения исследования была проведена серия интервью, проанализированы документы, касающиеся деятельности социальной службы, с целью диагностики организационных проблем. Сбор эмпирических данных осуществлялся по следующим направлениям: история службы, организационная структура, взаимодействие профессиональных групп, процессы планирования и организации работы, процесс контроля и мотивации, взаимодействие с клиентами, деятельность по оказанию помощи клиентам. Анализу подверглись также символические системы организации в контексте взаимодействия с клиентами: идеология, этика, язык.

Социальная служба – это, прежде всего, организация, и, как любая  организация, она должна иметь четкие цель и задачи, иерархию, состав, структуру, принципы, методы и технологии функционирования, а также разработанную стратегию  дальнейшего развития. Нами будут рассмотрены следующие аспекты деятельности социальной службы: 1) строение организации – цели, иерархия, состав, структура; 2) функционирование организации - организационные отношения, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений; 3) приоритеты деятельности социальной службы – направления, методы, принципы осуществляемой деятельности [35].

Смысл существования социальной службы, как любой организации, - выполнять определенный социальный запрос и, как любая организация, она должна иметь для этого  организационные элементы, средства, ресурсы. Можно предположить, что от того, насколько адекватны социальному запросу цели, иерархия, состав, структура, средства, ресурсы социальной службы, зависит его успешность, выживаемость и, наконец, эффективность.

Одним из важнейших эффектов организации является её способность  определять положение работников в  системе социальной стратификации, определять их социальный статус[36].

Социальная служба – это  некоммерческая организация учрежденческого (или клиентурного) типа, которая  является одним из механизмов системы  социальной защиты населения региона  и призвана оказывать социальную поддержку лицам, находящимся в  тяжелой жизненной ситуации. То есть социальная служба – это организация, ориентированная на общественную жизнь, на адаптацию людей в обществе, а значит, действует в интересах  человека и ради него. Очевидно, что:

- чем отчетливее социальная  служба будет осознавать себя  элементом общей системы, тем  более гармонично она впишется  в нее, больше будет иметь  перспектив;

- стратегические цели  социальной службы должны включать  в себя общественные цели или  коррелировать с ними;

- налаженное взаимодействие  социальной службы с другими  организациями – залог здоровья, продуктивной и эффективной жизнедеятельности. 

Однако, являясь частью общей  системы, социальная служба должна сохранять  свою индивидуальность и не должна дублировать структуру и функции  других. Именно индивидуальность, уникальность, незаменимость делают социальную службу ценным достоянием общества, а значит, и обеспечивают её существование. «Уникальность  организации, способность иметь  свое лицо и в то же время ее вписываемость в общую систему – важные факторы ее выживания и успеха. Редкая и ценная услуга надежно закрепляет за ней статусную нишу, репутацию и известность; эта услуга – плата за существование»[37].

Как мы уже отметили, социальная служба создана как инструмент решения  общественных задач, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выступает цель деятельности организации. Цель деятельности социальной службы – способствовать преодолению кризиса, в котором находится человек, обратившийся сюда за помощью, активизируя  для этого, как потенциальные  ресурсы клиента, так и средства и ресурсы, имеющиеся в распоряжении социальной службы. Под потенциальными ресурсами клиента понимаются: его  готовность не только принимать помощь, но и самостоятельно решать свои проблемы; готовность и способность нести  ответственность за свою жизнь; желание  добиться успеха, то есть активная жизненная  позиция.

Средствами и ресурсами  социальной службы являются: методы и  технологии преодоления кризисных  ситуаций; штат сотрудников, которые  обеспечивают применение этих методов  и технологий; материально-техническая  и финансовая база; связи с социальными  службами, общественными и коммерческими  организациями, которые могут способствовать преодолению кризисной ситуации клиента; уровень профессионализма и осознание сотрудниками общих  целей. Таким образом, все, что входит в структуру службы является средствами и ресурсами целедостижения, то есть влияет на качество и объем предоставляемых услуг. Любые противоречия в этой системе, прежде всего, будут влиять на клиентов организации.

Анализируя опыт работы саратовского Центра помощи, мы можем сделать  вывод, что сотрудники данного центра в своей деятельности пытаются соблюсти баланс между двумя, к сожалению, противоречащими друг другу целями: оказание поддержки попавшим в трудную  жизненную ситуацию людям и обеспечение  стабильного функционирования центра. Причем, в условиях проблемного, противоречивого  функционирования и ограниченных ресурсов на первый план выдвигается вторая цель, в ущерб первой, это рождает  необходимость в оказании поддержки  клиенту следовать установке  «Что мы можем сделать», а не установке  «что мы должны сделать». В результате работа строится по принципу «что будем  делать», а не по принципу «чего мы должны достичь». Такая ситуация вызывает у специалистов неудовлетворенность  своей работой и потерю её значимости: «Смысл-то какой? Скоро превратимся в перевалочный пункт для бумаг!» (специалист по социальной работе, жен., 34 года)

Четкость в постановке цели и её осознаваемость сотрудниками важна, как ни в какой другой организации, так как от этого зависит судьба тех людей, которые обращаются сюда за помощью. От того, что специалисты считают благом для своего клиента, зависит, что и как они будут делать, помогая ему преодолеть кризис. Как следует из анализа интервью с сотрудниками одной из социальных служб, цель своей личной деятельности и деятельности организации в целом каждый сотрудник определяет по-своему, исходя из своих собственных взглядов, установок, предпочтений. Если же, работники социальной службы не имеют общей единой цели, то они не могут обеспечивать клиентам действенную поддержку.

Кроме того, любая форма  активности сотрудника социальной службы должна быть подчинена выполняемой  им в этой организации функции. То есть он должен знать, в чем заключается  его конкретная деятельность, какие  задачи он должен решать. С этой точки  зрения социальная служба является иерархической  системой, в которой отношения  и связи работников функционально  определены. Иерархия в данном случае представляет собой форму разделения труда на общие и частные функции, на решение и исполнение. Для того, чтобы избежать произвольности сотрудников в понимании цели, а также в осуществляемых ими функциях, в социальной службе, также как и в любой другой организации, существует формализация связей и отношений. Выделяют следующие направления формализации[38]:

Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона