Сфера социальной защиты населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 121.92 Кб (Скачать файл)

 

2.2. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

Проводя политику регионального  развития, органы разных уровней государственной  власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать  необходимые предпосылки для  их социального развития, а затем  приступать к очередному уровню регионального  управления – к управлению развитием  социальной сферы.

В общем виде функции органов  управления в социальной сфере заключается  в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие  предпосылок равных возможностей в  их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем  государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно  выделить ряд ключевых моментов, к  которым относятся:

·   выбор объектов регулирования;

·   определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·   определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·   выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

·   регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и  управление развитием социальной сферы  региона.

Социальная защита – это  система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании  общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую  поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется  на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом). Базовыми направлениями этого  комплекса являются:

§ обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном  уровне, социально уязвимыми слоям  населения;

§ совершенствование системы  пенсионного обеспечения, социального  обслуживания и социального страхования;

§ развитие новых систем социальной защиты населения через  создание специальных учреждений социальной службы;

§ создание условий для  получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием  социальной сферы региона – это  разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система  мероприятий по оптимизации социального  развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему  развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной)[24].

Выработка эффективных мер  управления социальным развитием предполагает использование соответствующей  системы оценок и показателей  развития социальной сфер. Очень важно  использовать при оценке действенности  социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции  уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия  труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни  обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.

 

2.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ  СФЕРЫ РЕГИОНА

 

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы осложняется  парадоксальностью современного положения  дел, которая состоит в том, что  становление рыночных отношений  фактически неизбежно ведет к  появлению и усилению разного  рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона  в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее  время он признан правительством и широко используется в практике управления. Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594) утверждён "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в  осуществлении которых участвует  Российская Федерация". В этом документе  дано определение программы как "увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса  научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации".

Для того чтобы программа  управления развитием социальной сферы  региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с  объёмами реальных ресурсов, иметь  адекватный набор мер контролирующего  и регулирующего воздействия  в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона  должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.

В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как  информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое  обеспечение принятия соответствующих  решений

Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

3.1 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРИНСКЕ

 

В зависимости от объекта, уровня и направления принято  выделять федеральную, региональную и  муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры социальной политики, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется её конкретная реализация.

Полномочия региональной и муниципальной социальной политики:

- разработка региональных  социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);

- изыскание возможностей  для повышения минимальных федеральных  стандартов;

- обеспечение учреждений  социальной инфраструктуры находящихся  в региональном и муниципальном  ведении;

- нормативное оформление  и организация адресной социальной  помощи;

- осуществление проверки  нуждаемости;

- определение и реализация  социальной помощи слабозащищенным  слоям населения.

Роль региональных и муниципальных  органов власти ведущая в реализации вопросов социальной защиты населения. В соответствии с ФЗ от 1997 г. «О прожиточном  минимуме в РФ» социальная помощь гражданам, имеющим доходы менее прожиточного минимума оказывается органами региона.

Министерство здравоохранения  и социальной поддержки Саратовской  области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Саратовской  области, наделенным полномочиями и  осуществляющим функции по реализации государственной политики в установленных  настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в  пределах своей компетенции координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении учреждений (организаций).

Министерство в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской  области, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также Положением о  министерстве здравоохранения и  социальной поддержки Саратовской  области.

В структуру Министерства входят территориальные комитеты и  управления, обладающие правами юридического лица (далее по тексту - территориальные  органы Министерства), осуществляющие свою деятельность непосредственно  в административно-территориальных  образованиях Саратовской области.

Управление социальной защиты населения в городе Заринске является органом исполнительной власти и входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Основными задачами управления социальной защиты населения являются: проведение государственной политики в области социальной защиты населения; осуществление социальной защиты населения  области; обеспечение охраны семьи, материнства, отцовства и детства  на территории области; разработка и  реализация мер, направленных на развитие социальной сферы в области; организация  системы социальной защиты населения  области и обеспечение ее функционирования.

Чтобы решать эти вопросы  необходима структура, рассмотрим какая в Заринске сложилась структура управления.

Министерство здравоохранения  и социальной поддержки города Заринска включает в себя следующие подразделения: комитеты, самостоятельные управления и отделы, а также территориальные органы.

Комитеты

- Комитет организации  медицинской помощи взрослому  населению 

отдел организации медицинской  помощи взрослому населению 

отдел стратегического планирования развития медицинской помощи 

отдел профилактической медицины  

отдел медицинского страхования, организации платных услуг и  взаимодействия с частным здравоохранением  

отдел организации реабилитации и санаторно-курортного лечения.

- Комитет по социальной  защите населения 

отдел организации и развития социального обслуживания населения  

отдел предоставления компенсаций  

отдел организации назначения пособий, доплат к пенсии и социальной помощи 

отдел по работе с территориальными органами 

отдел реабилитации и социальной адаптации инвалидов 

отдел по работе с гражданами, уволенными с военной службы, и  организации альтернативной гражданской  службы

- Комитет по труду 

отдел развития социального  партнерства и коллективно-договорных отношений 

отдел уровня жизни и доходов  населения 

отдел трудовых гарантий и  развития трудовых ресурсов 

отдел охраны труда и экспертиз  

отдел координации трудовых отношений 

- Комитет по финансам 

▫ Контрольно-ревизионное  управление 

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях здравоохранения  

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях социальной поддержки  

▫ Планово-финансовое управление  

отдел планирования и финансирования здравоохранения 

отдел планирования и финансирования социальной поддержки 

отдел финансирования социальных выплат  

▫ Управление по бухгалтерскому учету и отчетности  

отдел бухгалтерского учёта  финансово-хозяйственной деятельности  

Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона