Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение
Поскольку особенностью социальной
сферы является планомерное воздействие
на каждый ее компонент со стороны
субъектов управления, возникает
необходимость выявления
Представляется, что объективной
основой деятельности индивидов, групп
в социальной сфере, субъектов управления
социальными процессами является противоречие
между потребностями людей и
материальными условиями, обеспечивающими
их удовлетворение. В основе движения
социальной сферы как движущегося,
развивающегося целого лежит общий
для всех его компонентов и
в то же время специфический для
системы в целом закон
Социальная сфера, как
и любая социальная система, представляет
собой весьма сложное образование:
в ней имеются остатки
Социальная сфера как
нечто устойчивое, самостоятельное,
целостное характеризуется
Отметим, что многие объективные
законы и закономерности социальной
сферы пока не известны и их познание
является задачей специальной
1.2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Неэффективность, а иногда и повреждающий эффект социального управления привели к представлению о том, что попытки регулирования социальных процессов на макроуровне бессмысленны. Но социальное управление это то, без чего не может существовать ни одно общество.
Эффективность социального
воспроизводства населения
Социальное управление выступает
как совокупность организационно оформленных
образований и управленческих связей
между ними, осуществление которых
позволяет реализовать
Специфика социальной сферы как объекта управления, определяется тем, что процесс социального воспроизводства - это естественный, поливероятностный процесс, определяемый как глобальными детерминантами, так и в значительной мере вероятностным элементом. Она является одновременно самоорганизующейся, организуемой, полидетерминированной, многосубъектной, многоуровневой.
Суть самоорганизации социальной сферы заключается в самосознании, самосохранении, самосовершенствовании и самовоспроизведении порядка в ее структуре функционирования, а организации - в сознательном, целевом управлении социальной сферой.
В ходе самоорганизации социальной сферы большую роль играет случайность, которая не может игнорироваться в управлении социальной сферой. В этом случае спонтанный механизм управления свое регулирующее воздействие на систему осуществляет через "усреднение" результатов, переплетение, перекрещивание и сталкивание различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов. Одним из мощных регуляторов такого воздействия является рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли. Другим регулятором является механизм, представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками.
Целенаправленный механизм
управления реализуется через
Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:
- наличие целей;
- обеспечение уменьшения
рассогласования между
- непрерывная циркуляция
текущей информации о
- согласование скоростей
изменения заданного и
- замкнутость контура управления.
Оно выполняет целый комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения.
Управленческий процесс цикличен. Кроме целеполагания, он включает в себя также:
- планирование, связанное
с разработкой планов
- организацию действий
участников совместной
- распределение между ними функций, задач;
- обеспечение выполнения принятых планов или решений;
- координацию деятельности взаимодействующих субъектов;
- стимулирование людей
путем формирования
- обеспечение контроля за ходом реализации принятого постановления или другого управленческого документа.
Многосубъектность социальной сферы задается, многофункциональностью и многоуровневостью ее организации. Как сложная, динамичная система, она представляет собой совокупность нескольких подсистем (инфрастуктурные обрзован, институты, население и т.п.), вместе составляющих органическую целостность. Каждая из подсистем, в свою очередь, состоит из множества сложных элементов, также образующих относительно самостоятельные системы. Смысл управления социальной сферой заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации.
Управление социальной сферой сопряжено с обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Очевидно, что обработать потоки прямой и обратной информации, оценить все многообразие ситуаций на местах в едином центре невозможно. Следовательно, на каждом уровне управления социальной сферой в соответствии с распределением функций и решаемых задач, полномочий, ответственности, компетенции решается вопрос и об информационном обеспечении, времени обработки данных, сроках принятия решений.
Многофакторность состояния и законосообразность социальной сферы.
В основе обеспечения эффективности
управления социальной сферой лежит
представление о детерминантах
самодвижения социальной сферы, знание
законов, принципов ее функционирования
и развития. Как свидетельствует
одна из синергетических
Анализ причинных связей сфер общественной жизни позволяет говорить о полидетерминированности социальной сферы. Все они, составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия выступают факторами, определяющими качество ее функционирования. При этом они не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные. Взаимосвязь, взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер. Компоненты среды представляют собой первый ряд факторов ее функционирования или трансформации.
Еще одним рядом доминант
самодвижения социальной сферы являются
факторы, которые специфичны для
развития социального. Это, прежде всего,
социально-демографические, национально-этнические,
социально-психологические
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Политика применительно к Российской Федерации – это система целей и задач органов государственной власти по управлению, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.
При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы.
Социальная политика должна исходить из следующих принципов:
• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;
• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;
Существующая модель социальной
политики была сориентирована на экономически
не подкрепленную передачу все большего
числа социальных функций регионам,
на перенесение финансирования социальных
расходов из федерального бюджета на
местные бюджеты, а также на доходы
и сбережения граждан. Однако в такой
огромной стране, как Россия, достижение
стабильности и социальной ориентации
оказывается возможным лишь при
условии определенной однородности
социального и экономического пространства.
Ни о какой устойчивости, сбалансированности
и социальном прогрессе в масштабах
страны не может быть и речи, если
социально-экономические
Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона