Сфера социальной защиты населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты
1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления
1.2. Управление развитием социальной сферы
Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения
2.1. Социальная политика
2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения
2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона
Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)
3.1. Управление социальной защиты населения в Заринске
3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.docx

— 121.92 Кб (Скачать файл)

Поскольку особенностью социальной сферы является планомерное воздействие  на каждый ее компонент со стороны  субъектов управления, возникает  необходимость выявления специфики  механизмов их действия, познания объективных  законов развития социальной сферы, изучения степени доминирования  тех или иных законов и закономерностей  в общем процессе ее функционирования. Движению в этом направлении будут  способствовать выделенные нами факторы, детерминирующие самодвижение социальной сферы, а также выявление противоречий, лежащих в основе этого самодвижения.

Представляется, что объективной  основой деятельности индивидов, групп  в социальной сфере, субъектов управления социальными процессами является противоречие между потребностями людей и  материальными условиями, обеспечивающими  их удовлетворение. В основе движения социальной сферы как движущегося, развивающегося целого лежит общий  для всех его компонентов и  в то же время специфический для  системы в целом закон возрастания  потребностей, управляющий функционированием как самого целого, так и образующих его частей. Примером еще одного противоречия, определяющего развитие социальной сферы может стать противоречие общего и индивидуального. В социальной сфере общественные и личные интересы устремляются и к выравниванию степени удовлетворения потребностей людей, и к социально-групповому различию. это противоречие системное, отражающее взаимодействие элементов с системой и части с целым; оно проявляется как общая закономерность диалектического процесса - раздвоения объекта на противоположные части с сохранением его как целого.

Социальная сфера, как  и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается  новое, прогрессивное.

Социальная сфера как  нечто устойчивое, самостоятельное, целостное характеризуется законосообразностью, то есть наличием собственных внутренних законов развития, имеющих стохастический характер. Они проявляются как  существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи явлений, процессов  социального воспроизводства человека, общества и характеризуют функционирование и развитие социальной сферы как  целостной системы, отражая в  этой целостности системообразующие  связи, выражают взаимосвязь экономических, политических, социокультурных сторон общественной жизни как компонентов  конкретной социальной системы общества, ее взаимосвязи с обществом в  целом. Эти законы носят объективный  характер и реализуются только через  деятельность людей, научное познание которой возможно лишь при учете  связи объективного и субъективного. Они действуют в совокупности с другими социальными законами: экономическими, педагогическими, психологическими и другими. К ним следует отнести законы социальных перемещений, социального сравнения, динамики социальной активности, развития социальной структуры, саморегулирования отношений на основе согласования ожиданий субъектов и другие.

Отметим, что многие объективные  законы и закономерности социальной сферы пока не известны и их познание является задачей специальной социологической  теории. Однако можно предположить основные направления поиска. Социальная сфера является частью целого социального  организма, следовательно, можно выделить закономерности на уровне ее связей с  другими сферами жизнедеятельности  общества. В то же время она сама представляет сложный системный  феномен, внутри которого складываются закономерные связи между компонентами, а, также между каждым элементом  социальной сферы и интегральным результатом ее деятельности - социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Возможно выделение закономерностей, отражающих направления развития социальной сферы.  

 

1.2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Неэффективность, а иногда и повреждающий эффект социального  управления привели к представлению  о том, что попытки регулирования  социальных процессов на макроуровне  бессмысленны. Но социальное управление это то, без чего не может существовать ни одно общество.

Эффективность социального  воспроизводства населения обусловливается  множеством факторов. Среди них важная роль принадлежит действенности  организационных мер в области  управления социальными процессами, особенно на региональном уровне. Конкретные управленческие решения могут понизить или повысить компенсаторные возможности  социальной сферы, более или менее  полно учесть уровень современных  запросов населения. Потребность в  повышении эффективности управления социальным воспроизводством все больше ощущается народом и признается властью.

Социальное управление выступает  как совокупность организационно оформленных  образований и управленческих связей между ними, осуществление которых  позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными  группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами  общества. Оно охватывает все объекты  и процессы в обществе, состояние  которых имеет значимость для  его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности  людей. По своей сущности социальное управление упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для  их совместной реализации. Оно есть регуляция социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. Социальное управление воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных, индивидуальных и т.п.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов.

Специфика социальной сферы  как объекта управления, определяется тем, что процесс социального  воспроизводства - это естественный, поливероятностный процесс, определяемый как глобальными детерминантами, так и в значительной мере вероятностным элементом. Она является одновременно самоорганизующейся, организуемой, полидетерминированной, многосубъектной, многоуровневой.

Суть самоорганизации  социальной сферы заключается в  самосознании, самосохранении, самосовершенствовании  и самовоспроизведении порядка  в ее структуре функционирования, а организации - в сознательном, целевом  управлении социальной сферой.

В ходе самоорганизации социальной сферы большую роль играет случайность, которая не может игнорироваться в управлении социальной сферой. В  этом случае спонтанный механизм управления свое регулирующее воздействие на систему  осуществляет через "усреднение" результатов, переплетение, перекрещивание и сталкивание различных, нередко  противоречащих друг другу сил, массы  случайных единичных актов. Одним  из мощных регуляторов такого воздействия  является рынок, его конкурентные механизмы, соотношение спроса и предложения, получение прибыли. Другим регулятором  является механизм, представленный обычаями, традициями, нормами морали, религиозными верованиями, идеологическими установками.

Целенаправленный механизм управления реализуется через специфические  общественные институты - субъекты управления, которые в совокупности представляют управляющую систему, включающую в  себя на социетальном уровне государство, политические партии, общественные организации и другие элементы. На региональном и местном уровнях управления эти функции выполняют соответствующие органы, учреждения. Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.

Целенаправленное управление опирается на следующие принципы:  

- наличие целей;  

- обеспечение уменьшения  рассогласования между заданным  значением управляемого параметра  и его фактическим значением  (отрицательная обратная связь);  

- непрерывная циркуляция  текущей информации о состоянии  объекта управления, а также управляющей  информации со стороны субъекта  управления;  

- согласование скоростей  изменения заданного и фактического  значений управляемого параметра;   

- замкнутость контура  управления.

Оно выполняет целый комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное  распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения.

Управленческий процесс  цикличен. Кроме целеполагания, он включает в себя также:  

- планирование, связанное  с разработкой планов социального  развития и социального проектирования;  

- организацию действий  участников совместной деятельности;  

- распределение между  ними функций, задач;  

- обеспечение выполнения  принятых планов или решений;   

- координацию деятельности  взаимодействующих субъектов;  

- стимулирование людей  путем формирования соответствующих  мотивов и установок;  

- обеспечение контроля за ходом реализации принятого постановления или другого управленческого документа.

Многосубъектность социальной сферы задается, многофункциональностью и многоуровневостью ее организации. Как сложная, динамичная система, она представляет собой совокупность нескольких подсистем (инфрастуктурные обрзован, институты, население и т.п.), вместе составляющих органическую целостность. Каждая из подсистем, в свою очередь, состоит из множества сложных элементов, также образующих относительно самостоятельные системы. Смысл управления социальной сферой заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации.

Управление социальной сферой сопряжено с обработкой больших  по объему и сложных по структуре  потоков информации. Очевидно, что  обработать потоки прямой и обратной информации, оценить все многообразие ситуаций на местах в едином центре невозможно. Следовательно, на каждом уровне управления социальной сферой в соответствии с распределением функций и решаемых задач, полномочий, ответственности, компетенции решается вопрос и об информационном обеспечении, времени обработки данных, сроках принятия решений.

Многофакторность состояния  и законосообразность социальной сферы.

В основе обеспечения эффективности  управления социальной сферой лежит  представление о детерминантах  самодвижения социальной сферы, знание законов, принципов ее функционирования и развития. Как свидетельствует  одна из синергетических закономерностей, флуктуации и случайные элементы играют основную роль только в зоне бифуркации, а в интервалах между  бифуркациями доминируют детерминистские  аспекты. Следовательно, в периоды  подъема или спада, стабильного  развития общества и проявляются  долгосрочные тенденции, и поэтому, опираясь на закономерности функционирования социальной сферы, можно в определенной мере предсказать ее реакцию на возмущающее  воздействие внешних факторов со стороны окружающей среды, а также  повысить качество управленческих решений.

Анализ причинных связей сфер общественной жизни позволяет  говорить о полидетерминированности социальной сферы. Все они, составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия выступают факторами, определяющими качество ее функционирования. При этом они не выступают на разных этапах истории как раз и навсегда данные и неизменные. Взаимосвязь, взаимовлияние социальной сферы и ее среды может иметь как постоянный, так и случайный характер. Переплетения необходимых и случайных взаимодействий придают их проявлениям вероятностный (стохастический) характер. Компоненты среды представляют собой первый ряд факторов ее функционирования или трансформации.

Еще одним рядом доминант самодвижения социальной сферы являются факторы, которые специфичны для  развития социального. Это, прежде всего, социально-демографические, национально-этнические, социально-психологические характеристики социальной сферы.

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  РЕГИОНА

 

2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Политика применительно к Российской Федерации – это система целей и задач органов государственной власти по управлению, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.

При формировании государственной  региональной социальной политики на федеральном уровне формируются  стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются  задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения  региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы.

Социальная политика должна исходить из следующих принципов:

• создание условий для  сохранения и рационального использования  социальных ресурсов каждого региона  и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

Существующая модель социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан. Однако в такой  огромной стране, как Россия, достижение стабильности и социальной ориентации оказывается возможным лишь при  условии определенной однородности социального и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах  страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры  отдельных регионов в несколько  раз хуже средних по стране, если относительно стабильные территории соседствуют  с абсолютно депрессивными.

Информация о работе Сфера социальной защиты населения региона