Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
24. Потеря семейных
ролей
Достигнув пенсионного возраста, прекращая
работать на производстве, человек теряет
одну из главных ролей — перестает быть
«добытчиком» в семье. Возможное вдовство
и выросшие дети, которые материально
независимы, забирают у пожилого другую
важную роль — главы семьи.
С раннего детства и до старости у человека
происходит увеличение репертуара исполняемых
ролей. Таким образом, роли структурированы
ожиданиями, требованиями и определенной
активностью, которая необходима при исполнении
какой-либо роли. Индивидуальный опыт
каждого этапа жизни подготавливает личность
к обретению и выполнению новых социальных
ролей и функций на следующем этапе.
Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляют к нему никаких требований, отвергают его, тем самым лишают определенной роли, меняет статус. Потеря ролей, или ролевая неопределенность, могут оказать деморализующее действие на пожилых людей.
Она лишает
их социальной идентичности и
часто оказывает негативное
Пожилой возраст называют
такой стадией в жизненном цикле, где происходят
систематические социальные потери и
отсутствуют приобретения. Выполнение
главных жизненных задач, уменьшение ответственности
и возрастание зависимости связаны с болезнями
и физическим недомоганием. Это влечет
понижение участия пожилых людей в социальной
жизни и увеличение их маргинальности,
«исключение» не только из семьи, но и
из общества. Очень важна в этом контексте
проблема межличностных отношений в семье.
Благополучные семейные отношения создают
положительный эмоциональный фон, представляющий
необходимое условие успешного выполнения
рекреативной функции семьи. Формы и характер
общения между членами семьи, умение сгладить
конфликтную ситуацию, оказать моральную
поддержку, создать психологические условия
для самовыражения имеют решающее значение
для каждого члена семьи на всех этапах
жизненного цикла человека. Для пожилых
людей общение в семье выполняет особую
компенсаторную функцию в период выхода
на пенсию. Если в течение трудовой деятельности
потребность в общении могла быть в значительной
степени удовлетворена за счет социальных
контактов в трудовом коллективе, то после
выхода на пенсию удовлетворение такой
потребности возможно в большинстве случаев
только в семье, так как последняя становится
основной сферой межличностных контактов
и коммуникативных связей.
Психологи, занимающиеся консультированием
взрослых детей пожилых родителей, отмечают,
что многие проблемы последних связаны
в невозможностью выполнять привычные
социальные и профессиональные роли и
вытекающим из этого чувством потери смысла
жизни, занижение самооценки. Неадекватное
поведение, фрустрирующее и раздражающее
взрослых детей, может рассматриваться
как попытка компенсировать эту потерю. Психологи выделяют
четыре типа взаимодействия пожилых родителей
и их взрослых детей: 1) равенство статуса
— взаимодействие двух дружественных
взрослых; 2) статус-кво — ребенок подконтролен
родителю; 3) конфликт статуса — борьба
за права и власть; 4) обмен статусом (иногда
встречается выражение переворот ролей)
— родитель зависит от взрослого ребенка.
Для пожилых людей
существенным является наличие в
семье внуков. Во-первых,
наличие внуков ведет к увеличению затрат
времени пенсионерами на выполнение хозяйственно-бытовых
функций, что, естественно, приводит к
сокращению времени собственного досуга.
В то же время наличие внуков влияет на
распространенность среди пожилых людей
тех или иных занятий.
Во-вторых, активное включение старшего
поколения в выполнение воспитательной
и хозяйственно-бытовых функций приводит
к повышению авторитета пожилого человека
в семье, к осознанию им своей полезности
и положительно влияет на процесс социальной
адаптации к пенсионному периоду. В последующие
годы, когда родители становятся старше,
а дети взрослее и самостоятельнее, то
уже старшее поколение нуждается в помощи
детей и внуков, как моральной, так и материальной.
Однако на этой стадии жизненного цикла
дети и внуки не всегда проявляют необходимое
внимание к старшим, недостаточно оказывают
им помощь. Взрослеющие дети, как правило,
уходят из семьи, становятся независимыми
от родителей, образуют свои семьи. При
этом пожилые родители нередко уже не
чувствуют себя во главе семьи, в связи
с чем значительно снижается их самооценка.