Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
10. Теории социальных изменений
в пожилом возрасте
Существует достаточно много
теорий, пытающихся объяснить статус и
положение пожилых в обществе, те социальные
изменения, которые происходят с ними.
Одной из них, получившей наибольшую известность,
1)является теория разобществления,
или теория социального освобождения
(от англ. disengagement, которое означает освобождение),
выдвинутая Дж.Розеном и Б.Ньюгартен (Rosen,
Neugarten) в 1960 г., Е.Каммингом и В.Генри (dimming,
Henry) в 1962 г. [Александрова, 1974]. Эта теория
предполагает разрыв между личностью
и обществом, уменьшение энергии личности
и ухудшение качества оставшихся связей.
Камминг и Генри попытались описать, что
происходит с ними в позднем возрасте.
В основу теории разобществления легло
пятилетнее изучение 275 жителей Канзаса
(США) в возрасте от 50 до 90 лет.
Разобществление определяют
как систематическое уменьшение постоянных
социальных контактов. В своей наиболее
простой и грубой форме теория разобществления
утверждает, что уменьшающиеся психологические
и биологические возможности людей позднего
возраста неизбежно влекут за собой разрыв
отношений с людьми, находящимися на пике
активности и занимающими центральные
позиции в обществе, и замещение их мест
более молодыми. Камминг рассматривает
три аспекта разобществления. Сокращение
жизненного пространства основывается
на факте, что по мере старения пожилые
постоянно взаимодействуют со все меньшим
количеством людей и должны исполнять
меньше социальных ролей. Усиление индивидуальности
означает, что в оставшихся ролях пожилые
люди в гораздо меньшей степени ограничены
правилами и ожиданиями. Принятие этих
изменений, даже подчинение им происходит,
когда полный здоровья пожилой человек
активно освобождается от ролей и отношений
и все больше обращается к внутреннему
миру, уходит от контактов с другими, как
будто готовится к смерти.
2)Альтернативой теории социального
освобождения является теория активности,
которая появилась вслед за теорией разобществления
в 1994 г. Авторы теории активности — Хавигхарст
и Маддокс (Havighurst, Maddox). Согласно этой теории,
пожилые люди по сути такие же, как и люди
среднего возраста, с такими же психологическими
и социальными потребностями, за исключением
неминуемых изменений в биологии и состоянии
здоровья. Снижение социальных взаимодействий
в пожилом возрасте является результатом
отказа общества от пожилых людей и сопротивления
пожеланиям наиболее старых людей. В отличие
от теории разобществления, этот отказ
не обоюдный.
Обе эти теории направлены на
«оправдание» тех неизбежных процессов
старения, через которые люди приходят
к назначенному времени с огромными изменениями.
Вынужденным может быть и освобождение
(например, в случае болезни), и высокий
уровень активности (например, при необходимости
присмотра за внуками). Вполне возможно,
что теория освобождения недооценивает,
а теория активности переоценивает степень
контроля человеком преобразований в
своей жизни. Кроме того, обе теории предполагают,
что процессы старения протекают у всех
людей одинаково. В этих теориях не учитывается
основной фактор, которым является личность
стареющего человека, определяющая благополучное
протекание старения.
3)Еще одна теория — теория модернизации.
Основные тезисы этой теории заключаются
в следующем. В XIX в. западное общество
было неграмотным в культурном отношении,
аграрным, большим в семейной структуре
и преимущественно сельским. Старших людей
было мало, авторитет их был велик. В большой
семье старые люди монополизировали власть,
в аграрной экономике они контролировали
земельные отношения. Традиционная культура
окружала почти мистическим ореолом их
знания и авторитет. Но с начала XX в. революционный
процесс, называемый модернизацией, потряс
это традиционное общество:
современное здравоохранение
увеличило численность старых людей и
возраст популяции. Ситуация вынуждает
к выходу на пенсию и понижает статус пожилых;
современная технология создала
новые производства и трансформировала
старые, что привело к потере стариками
работы, дохода и статуса;
урбанизация привлекла молодых
в города, что послужило причиной разрушения
многопоколенной семьи;
рост массового образования
и грамотности уничтожил ореол старости
в смысле мудрости и знания.