Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
11. Cтереотипизация пожилых: функции стереотипов пожилых
«Социальные стереотипы» (У.Липпман в 1922 г.)— это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в мире социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.
В отношении содержания (компонентов) стереотипов пожилых М. Бреуэр с коллегами используя анализ фотографий и особенностей прилагательных, выделила характеристики трех стереотипных субтипов пожилых, распространенных в представлении американского общества: бабушка— «старомодная», «традиционная», «оказывает помощь семье»; пожилой государственный деятель — «авторитетный», «консервативный», «обладающий чувством собственного достоинства»; старший гражданин — «одинокий», «слабый», «тревожный».
Стереотипы пожилых вкл.в себя обобщенный комплекс, или набор, негативных представлений в отношении трудностей, связанных с возрастом (ухудшение здоровья, физ.и умст. способностей, затрудняется повседневная деятельность, наконец, появляются физ. признаки старости, такие как морщины, неуклюжесть, медлительность и пр). Поэтому, если разные субтипы, пожилых могут содержать в себе различные наборы как отрицательных, так и положительных характерных черт, то такая обычная, «ординарная» аморфная категория как «пожилые» — это та группа, негативные представления о которой весьма широко распространены. Например, М. Кермис суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре: 1. Все пожилые одиноки. 2. Старые люди бедные. 3. Все пожилые нездоровы. 4. Все пожилые подвержены депрессии. 5. Пожилые — обуза для других. 6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
7. Все старые люди одиноки. 8. Все старые люди становятся слабоумными.
Стереотипы пожилых особенно интересны, по мнению многих авторов, потому, что «как группа, в отношении которой существуют стереотипы, пожилые отличаются от всех других аут-групп в одном очень важном аспекте: мы все обязательно станем членами этой аут-группы, допуская, что мы будем жить достаточно долго для того, чтобы состариться». Поэтому процесс старения можно рассматривать как постепенный переход человека из ин-группы (молодой) в ту, которая была для него долгое время аут-группой («старый»). Эта длительная по времени трансформация происходит вне личностного контроля, она неизбежна для всех людей в нормальном ходе событий. То, как мы расцениваем пожилых и старых людей, — вполне реальный взгляд на наше собственное будущее.
ФУНКЦИИ СТЕРЕОТИПОВ. Р. Ашмор и Ф. Дель Бока в 1981 г. выделили три основных подхода к изучению стереотипов: когнитивный, психодинамический, социокультурный.
Когнитивного подхода - пожилой человек расценивается социальным восприятием как индивид, принадлежащий к определенной группе людей (группе пожилых), которая имеет определенные характеристики и атрибуты. Стереотипы пожилых являются механизмом для упрощения процесса обработки информации о пожилых и старых людях.
Психодинамический подход рассматривает стереотипы как средства самозащиты. С точки зрения п.д. к пониманию функций стереотипов пожилых, люди позднего возраста могут представлять угрозу для более молодых групп, вызывая у них мысли о старении и старости, которые напоминают им об их будущем, т. е. о предстоящем старении, о быстротечности молодости, об изменении способностей и возможностей и даже их собственной смертности. Многие авторы пишут о том, что пожилые люди — это «зеркало для молодых», в которое не всегда приятно и желательно смотреть. В этом случае пожилые становятся аут-группой, которая представляет угрозу ин-группе молодых.
Социокультурный подход (функции социализации и идентификации) рассматривает стериотипы в контексте норм общества (т. е. как они возникают под влиянием социальных и культурных факторов), а также процесса социализации. Функция стереотипов заключается в том, чтобы помогать индивидам идентифицироваться со своей культурной и социальной группой, адаптироваться и социализироваться в ней (социальная функция). Проходя социализацию в своей ин-группе, индивиды приобретают представления и ожидания о других группах в виде стереотипов, которые облегчают интеракцию, или взаимодействие, с другими членами их референтной группы. При этом сомнения в точности и достоверности этих стереотипов могут не возникать. Стереотипы функционально имеют отношение к тому, как становятся членом группы, к адаптации группы и присвоении ее ценностей и норм как главной опоре в регулировании опыта и поведения.
Мы живем в обществе, которое стратифицировано по возрастам. На каждом этапе своей жизни индивид входит в круг обязанностей, определенных для своего возраста. Социализация детей проходит в семье и школе; студентов — в студенческой среде; молодых специалистов — на работе; люди, вышедшие на пенсию, проводят время со своими ровесниками. Молодые люди обычно имеют мало контактов с пожилыми, за исключением своих бабушек/дедушек, если они проживают вместе. Таким образом, опыт общения с пожилыми у них ограничен и представления о старших возрастных группах молодые приобретают из сми, от своих друзей и родственников. Поэтому, социализируясь в своей среде, молодые люди впитывают стереотипы пожилых, разделяя мнения своей референтной группы. Социальные стереотипы действуют автоматически, большей частью они обоснованы легкостью выбора. Для того чтобы отвергать стереотипное мышление или не принимать во внимание «общественное мнение», требуются определенные усилия самого индивида.