Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".
3. Идентификация (политическая, идеологическая, социокультурная) всех социальных и социально-этнических общностей в рамках единой Российской Федерации.4. Воспитание правовой культуры и создание действенных механизмов ненасильственного урегулирования возникающих конфликтов.
33.Семья как объект социальной работы: классификация неблагополучных семей.
Семья выступает как первый воспитательный институт. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. В семье осуществляется первичная социализация ребенка. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. 4статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам). Факторы, определяющие семейное неблагополучие и влияющие на рост числа детей, лишенных родительской опеки: 1.Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; 2.Структурные изменения в семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; 3.Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; 4.Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Типология семей по уровню социальной адаптации: 1.Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке соц.раб-ка. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы. 2.Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. 3.Неблагополучные семьи, имея низкий соц. статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. 4.Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. 4 типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей: 1.Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей; 2.Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;3.Нравственно неблагополуч семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.; 4.Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение.
В практике соц.работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психолог-кая модель используется, когда причины трудностей
ребенка лежат в области общения, в личностных
особенностях членов семьи. Данная модель
предполагает анализ семейной ситуации,
психодиагностику личности, диагностику
семейных взаимоотношений. Практическая
помощь заключается в преодолении барьеров
общения и причин его нарушений. Диагност-кая модель
основывается на предположении дефицита
у родителей специальных знаний о ребенке
или своей семье. Объект диагностики —
семья, дети и подростки с нарушениями
общения.
Медя модель предполагает,
что в основе семейных трудностей лежат
болезни. Помощь заключается в проведении
психотерапии (лечении больного и адаптации
здоровых членов семьи к проблемам больного).
34.Технологии социальной работы с семьей. Семья – основ. на браке или на кровном родстве малая группа, члены кот. объединены совмест. прожив-ем, дом. хоз-вом, эмоц. связью, взаимн. обяз-ти по отнош-ю к др др; институт, устой. форма взаимоотн-й м/у людьми в рамках кот. осущ-ся осн. часть повсед. жизни людей.
Функции семьи - это способы проявления активности членов семьи и семьи в целом. Ф-и м. проявляться на соц. и индив. ур-не, связаны с потреб-ми об-ва в институте семьи и с потреб-ми лич-ти в принадлежности к семейной группе. Функции семьи: репродуктивная ( рождение детей); воспитательная (передача опыта в форме первичной социализации); производственная (роли членов семьи в обществе); хоз.-бытовая (организация быта и потребления); коммун-вная (связана с общением); рекреативная (взаимопомощь и поддержка, организация досуга);регулятивная (соц. контроля); эмоциональная (поддержание психологич. равновесия); социальная (поддержка соц. статуса); сексуальная.
Типы браков: моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной); полигамия (мужчина или женщина состоят в нескольких браках. 2 формы: полигиния - мужчина женат более чем на одной женщине; полиандрия - женщина имеет более одного мужа). Типология семьи: 1. По составу: семьи с детьми; семьи без детей (ориентированные на детей, неориентир. на детей); нуклеарные (супр. пара и их дети); расширенные ( 2-3 поколения). 2. По месту проживания: патрилокальная, матрилокальная, неулокальная. 3. По типу распред. власти: патриарх-я, матриарх-я, эгалитарная 4. По стилю жизнедеят-ти: ориентация на семейные ценности; ориентация на профессиональные достижения; ориентация на развлечения.
Осн. проблема российских семей сегодня 1.самосохранение и самовыживание. Организуя систему соц. поддержки в совр. об-ве необх-мо учитывать: огран-е экон-х и соц. ресурсов гос-ва; невозм-ть восстан-я соц. идеала расширенной многодетной семьи. Этому препят-т провозглашение и закрепление в совр. об-ве прав лич-ти в кач-ве приоритетных. Реализ-ция прав связана с отказом от многих семейных обязан-й. Организуя эффек-ю систему соц. поддержки семьи об-во д. предприн-ть действия, кот. напр-ны на: помощь уже сущест-им семьям; содействие в создании новых семей; профил-ку разрушения семей.
2.нестаб-ть семьи, осн. показ-ли:
-возрастание числа разводов и опасности развода для каждой семьи.
-постоянное сокращение числа детей на каждую семейную пару. Любое об-во в процессе своего развития сталкивается с 2 демографическими переходами:
1)от ситуации с нерегулярной
рожд-тью к семейному регулир-
2)от малодетной к однодетной семье. Наблюдается в развитых странах.
-рост внебрачной рожд-ти.
Часто м/у парами не закл-ся
брак, но они живут вместе: либерализация
морального сексуал. поведения;
-Появление и утверждение в кач-ве устой-го жизн. сценария одиночки как привлек-ого и комф-го стиля жизни.
Специфика с.р. с семьей:
1.в семье представлены все соц и индивид. проблемы
2.проблемы отдел. членов семьи - всегда проблема семьи в целом и наоборот
3.работа с нужд-мися
в помощи членами семьи
4.спец-т по с.р, раб-к
с семьей не в сост-и в
полном объеме разрешить пробле
5.не следует навязывать семье собст. систему ценностей и представлений, а наиболее в комфортной форме взаимоотн-й и жизнедеят-ти.
Различные категории:
В общем виде многодетной можно считать семью, кот. имеет число детей больше, чем приписывается соц нормой детности. Многодетной семье приходится сталк-ся как со своими специф. проблемами, так и со свойст. любой семье. .
1.Гл. проблема– материальная. В наст. время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Бол-во др. проблем явл. производными, вытекающими из их тяжелого матер. положения. Это проблемы здоровья, т.к. такие семьи обладают значительно меньшими материал. средствами для ухода за детьми и меньше физич. возм-тей для ухода за заболевшим ребенком.
2.Проблемы в сфере образ-я. у детей менше условий и возм-тей для учебы.
3.Жилищная– весьма острая, прогресс в обеспечении жильем крайне незначителен.
4.отдыха детей, проведения каникул.
5. Моральная – изменение отношения к ним со стороны общества.
Деят-ть с/раб-ка по оказанию помощи многод. м. в 2-х направл:
1.работа по привлечению разл. служб и организаций, способных помочь многодетной семье – соц-ых, правоохран-х, здравоохр-я, образ-я, а также местных органов власти и ОО.
2.непосред-ная помощь с/раб-ка многодет. семьям:
-выявление и учет многодет. семей.
-опред-е с помощью разл. источников и путем непосредс. опроса членов семьи их осн. проблем и трудностей.
Осн. виды с.р. с семьей: а) экстренные виды помощи напр-ны на выживание семьи и спасение отд-х ее членов; б) виды помощи, напр. на поддержание стабильности семьи (конультир-е, психодиаг-ка); виды помощи, напр. на соц. развитие семьи. Осн. соц. технологии работы с сеьей: а) соц.-экономич. – направ-ы на повыш. ур-ня жизни семьи (помощь в трудоустр-ве, система мат-х льгот); б) соц.-правовые – защита правовых интересов семьи и всех ее членов; в) технологии коррекции семейных взаимоотно-й (консультир-е, психокоррекция).
1.групповая беседа
– беседа спец-та с семьей (появл.
возм-ть более четко осознать
проблему, сопоставить разл. восприятие
проблемы, найти рацион. путь решения); 2. генограмма – построение по опред.
правилам схемы семейной истории (появл-ся
возм-ть выявить опред. законом-ти развития
семьи, опред. повтор-ся модели повеления);
3. семейный договор (появл. возм-ть соотнести
собств. потреб-ти др. к др.) 4. семейная
психопроф-ка – разработка и регулярное
испол-е средств и методов, напр. на снятие
отриц. эмоций и разрядку психич. напряжения.
Семейная политика, нацел. непосред-но на изменение и сохранение ур-ня жизни семей, повышения благосос-я и улучшения их соц самочувствия.
ГСП- комплекс практ. мер, предост. семьям опред. соц. гарантии, цель кот. улучшить юлагосост-е и обеспечить функ-е семьи в интересах об-ва. ГСП призвана системна решать задачи укрепления семьи и семей. ценностей, обеспечение ее интересов в процессе общест. развития, создание необ. условий для реал-и с семьей своих ф-й на основе собст. труд. деят-ти, орган. субъек. роли семьи в процессе обесп-я ГСП, обесп-е защиты соц-уязвимых семей.
Осн. напр-я семей. политики:
1. усиление матер. условий жизнед-ти семей, проф-ка бедности.
2.Обесп-е условий для совмещ. труд. проф. деят-ти и выпол-е сем. обяз-й.
3.Оказан-е всестор. помощи семьям в воспит. детей, поддер. одаренных детей.
4.обесп-е охраны Здор-я матери и ребенка.
5.защита прав несов-х, проф-ка соц. сирот-ва, безнад-ти и правонар-й.
6.Усиленое вним-е к неполным, имеющ. д-инв, малообесп. с целью создания благ. условий для их жизнед-ти.
7. всестор. подг-ка
молодежи к браку, семей.
8. проф-ка сем. неблагоп-я.
35.Современные технологии социальной работы с алкоголиками, наркоманами
Одной из приоритетных задач современных специалистов по СР в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с героиновыми наркоманами. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации героинозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности. социальная реабилитация – это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса больного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий». Можно констатировать, что социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.
Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:
1.формирование у больного осознанной
стабильной мотивации или установки на
окончательный отказ на потребление героина,
на активное включение в реабилитационный
процесс; 2.осуществление комплекса лечебно-психолого-