Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".
5.Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и
проблемами, Специфика этих потребностей определяется особенностями физического
и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).
39.Система органов и учреждений для детей и подростков.В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитация. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г.
Для оказания помощи таким
детям создаются
К учреждениям для
дезадаптированных детей и
Задачи этих учреждений:1рофилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
2сихолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
3ормирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, 4навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
5выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
6психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; 7содействие возвращению в семью; 8обеспечение возможности получить образование; 9забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированных учреждений для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного поведения детей и подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем осуществляются через систему Психолого-медико-социальных центров. Деятельность ПМС-центров направлена на раннее обнаружение детской дезадаптации и девиации. Комплексный подход к проблемам детей и подростков предполагает такие виды поддержки, как психологическая и медицинская.
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 территории Российской Федерации работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, "телефонов доверия", наркологической помощи, планирования семьи.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России №47 гот 14 апреля 1994г. было утверждено Положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семей и детей, в том числе отделения первичного приёма информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.
Цель деятельности центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
42.Инновационные технологии в социальной работе
Инновационные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменений в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Новой является модель эволюционного исследования: Фаза анализа (обозначение проблемы, предполагаемые методы решения); Фаза разработки (определение целей и направленности нововведения, поиск альтернативных решений, соединение воедино компонентов разработки, описание способа использования нововведения); Фаза развития (пробное применение, проверка адекватности, переработка); Фаза оценки (оценивают затраты, эффективность, продуктивность); Фаза распространения (внедрение)
40.Организация кризисного центра для женщин. Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Существуют и консультативная формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи. С целью анализа отечественного опыта социальной работы с женщинами, рассмотрим общие принципы деятельности центров социальной помощи женщинам. В нашей стране определены группы женщин, которые нуждаются в экстренной социальной и психологической помощи: - женщины, подвергшиеся физическому насилию; - женщины, потерявшие родных и близких; - женщины, имеющие детей-инвалидов; - женщины, с ограниченными возможностями; - женщины, с ограниченными возможностями; - одинокие матери с несовершеннолетними детьми; - беременные женщины, в том числе несовершеннолетние; - одинокие женщины из неполных семей;
- находящиеся в предразводной и послеразводной ситуации; - находящиеся в конфликте с семьей; - самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов; - девочки-подростки, оказавшиеся в трудной ситуации Целью создания центров социальной помощи женщинам в нашей стране, прежде всего, является оказание психологической и ридической помощи женщинам, попавшим в критическую ситуацию. Как правило, в таких центрах определены основные структурные подразделения: - отделение срочной социальной помощи, которое осуществляет такие функции, как регистрация и первичная диагностика состояния женщины; - отделение социальной реабилитации, которое занимается разработкой индивидуальных и групповых программ реабилитации женщин; - отделение по развитию социального партнерства, которое организует сотрудничество с женскими неправительственными организациями, с гражданами, фондами, предприятиями, учреждениями, готовыми оказать поддержку и помощь женщинам.
Причины обращений самые различные, в том числе: - тяжелые стрессовые состояния, возникшие в связи с жестоким обращением в семье;
- нарушения в сфере
взаимопонимания,
В центрах социальной помощи женщинам предоставляется квалифицированная психологическая поддержка. Цель поддержки состоит в том, чтобы активизировать присущие ей способы преодоления кризиса и ввести в действие большой набор стратегий преодоления. Такой подход соответствует отношению к женщине, как к активной личности, отвечающей за себя. Таким образом, помощь предполагает решение их проблем не за них, а вместе с ними, что приводит к эффективной самостоятельности.
Женщина во время кризисной ситуации теряет объективную способность думать над проблемой, принимать решения, концентрировать внимания над задачей, с которой она столкнулась. Женщине, находящейся в состоянии кризиса, намного труднее сформулировать мысли и суждения. Перед центрами социальной помощи женщинам стоит задача выведения женщины из депрессивного состояния, оказание помощи в состоянии происходящего и оказание помощи в нахождении наилучшего выхода из ситуации. Формы оказания помощи, необходимые женщине в кризисе и после него заключаются: - в аллиментарной помощи; - в получении и использовании информации и советов; - в дружеском общении; - в практической помощи. Женщина, получившая помощь в центре, приобретает навыки преодоления кризисной ситуации: - умение справляться с чувствами; - умение справляться с проблемами;
- приобретать способность
к поиску информации о
Специалисты центров социальной помощи женщинам обычно работают в тесном контакте с органами здравоохранения, учреждениями культуры, образования, службами занятости населения.
Все меры госуд. и общест. поддержки Ж. м. / на 3 группы:
1.Меры эконом. поддержки и помощи:
а)В наст. время гос-во реально в состоянии компенс-ть Ж. их соц. неблагоп-е и способ-ть повышению конкурентоспос-ти на рынке труда. Цель мер: предост-е Ж. эконом. независ-ти. Для достижения подлинной эконом. независ-ти необх-мо пересмотреть и существенно сузить круг эконом. льгот, предоставл. гос-вом Ж.. Бол-во льгот сейчас явл. основ-ем для вытеснения Ж. из произв-ва. Круг предост-х льгот д. б. сведен к тем, кот. напр-ны на сохранение жизни и здоровья матери и ребенка.
б) развитие и расширение системы профес. переобучения и подготовки Ж. в соответствие с требов-ми совр. рынка труда. Это орган-я разл. центров переподг-и. Предост-е необх. инфо, разраб-ка и реализация специализ. программ переподг-ки, рассчит. на разные соц. категории Ж.
в)субсидирование и поддержка
работод-й сохраняющих или
2. меры направл. на семью и семейные отношения. а)коренное изменение всей идеологии соврем. Семьи б)переориентация системы льгот, направл. на Ж, имеющую детей, на семью, или непосред. на ребенка.
в)Формир-е и развитие программы планир-я семьи.
3. Меры соц. поддержки и защиты: а)экстренная соц. помощь: оказание единичного содействия Ж. в сложной ситуации б)адресная соц помощь - регулярное содействие
в)соц. приюты, убежища, гостиницы, предост. возм-ть временного проживания
г)соц. помощь в нестацион. условиях и учр-ях, соц. помощь на дому: посредничество, патронаж. д)создание соц-терапевт. групп
е)создание групп самопомощи, цель: превращение людей из объектов соц. поддержки в активных субъектов решения своих проблем
ж)содействие в планировании семьи
з)соц-трудовая реабилитация. Цель: повышение конкурентоспос-ти Ж. на рынке труда и)содействие Ж. в самопомощи и самозанятости
41.Социальная профилактика: особенности и методы проведения.
Профилактика подразумевает
устранение причин, которые способны
вызвать те или иные нежелательные
последствия. Профилактика должна проводиться
в форме запланированных
Социальная профилактика правонарушений – комплекс социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, их уменьшение, искоренение путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
Субъекты социальной профилактики нарушений: Государственные и хозяйственные органы; Профсоюзные и общественные организации; Трудовые коллективы; Должностные лица; Граждане, участвующие в деятельности по предупр-ию правонарушений.
4 группы объектов
социально-профилактического
Меры воздействия на социально-профилактические объекты: 1Общие (содействуют предупреждению и сокращениюправонарушений); 2Специальные (предназначены для профилактики всех правонарушений, направлены на факторы, влияющие на сокращение правонарушений); 3.Индивидуальные (предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению порядка).