Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".
Методы социальной профилактики: 1Психопрофилактический метод; 2Психологическое консультирование; 3Психолого-педагогический метод; 4Диагностирование и прогнозирование.
Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов
43.Социальная работа с лицами, склонными к суициду.
суицид есть следствие
социально-психологической
Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из общества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть “за компанию”), аномичный самоубийца Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа “жить не стоит, устал от такой жизни” и тому подобное На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникают суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение. Пример аффективного суицида: сотрудник силовых структур возвращался с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину, в состоянии такого аффекта он застрелился Пример демонстративно - шантажного самоубийства: когда человек, в пьяном состоянии, после ссоры со своей бывшей женой, вскочил на подоконник ,потом его успокоили, но ввиду того, что он был пьян, и была нарушена координация движений , он просто свалился с большой высоты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа
Меры соц работы. Сегодня существует Международная ассоциация
по предотвращению самоубийств, по рекомендации
которой во многих городах мира и нашей
стране были созданы службы предупреждения
самоубийств. Это новая форма организации
медицинской и социально-психологической
помощи людям, нуждающимся в квалифицированном
совете или медикаментозном лечении. Службы
ориентированы на широкие круги населения
и, в первую очередь, на лиц, испытывающих
состояние психологического кризиса,
людей, подверженных влиянию стрессогенных
факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.
Одним из главных принципов деятельности
служб является их анонимность. Сознание,
что личные, мучительные для человека
вопросы не получат огласку, делает пациента
более раскованным, облегчает установление
с ним контакта. Неукоснительно соблюдается
еще один принцип, рекомендуемый международными
суицидологическими организациями, - подразделение
службы не должно располагаться на территории
психиатрических учреждений. Это устраняет
барьер, мешающий человеку обратиться
к психотерапевту. Ведь нередко такому
шагу препятствует страх прослыть психически
больным, быть поставленным на психиатрический
учет Службы могут быть укомплектованы
как добровольцами, так и специалистами-
30. Специфика социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Главное, что должен учитывать социальный работник при работе с детьми с огран.возм-ми, — это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третья цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.
Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи. Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель); подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым при этом взаимодействия должны быть партнерскими. Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: 1, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, 2, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, 3, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.