Шпаргалка по "Социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная работа".

Файлы: 1 файл

0330372_985D5_shpargalki_po_tehnologii_socialnoy_raboty.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Воспит-я цель деят-ти- создании условий для психолог. комфорта и беззаботности ребенка, удовл-и  его потребностей с помощью соц, правовых, психолог, мед, педаг. мех-в  предупр-я и преодоление отриц. явлений в семьи, школе, ближайшем окружении.

Гуппа методов хар-ся косвенным воздействием и влиянием на клиента через мех-м соц-психол. и педагог. регуляции его соц.и поведения.

Наибольшую знач-ть имеют  методы формир-я  сознания, индивид.  и  группового  в их  взаимосвязи. Соц. сознание лич-ти опред-т мотивации  учебно-труд, общест. деят-ти людей в составе групп. В их основе лежат также приемы, как показ личной и групповой  знач-ти труд. задач. Целесообразно раскрывать персп-вы проф. роста, повышения соц.статуса в рез-те активного участия в каждой конкр. деят-ти. Велика роль методов форм-я образа действия в сферах жизни, имеющих соц. окраску.

При проект-и системы  с.р. учитывается возм-ти  соц. научения: лностно-деятель-й актуализации  элементов кул-ры. Педагог. хар-р имеют методы включения лич-ти в коллек. деят-ть. 3 группы методов:

1.Убеждение (воздействие  на сознание) - беседа, лекция, рассказ  и так далее - формируют мировоззрение.

2. Упражнения, тренинги - то, что формирует умения и  навыки.

3. Мотивация и коррекция - это соревнования, поощрения, наказания.

Методы соц. педагогики:

1.Методы исслед-я (наблюдение, педагог. эксперимент, анкетир-е,  опросные методы, беседа, интервью, моделир-е, изучение и обобщение  передового педагог. опыта, математ.  методы обработки данных: ранжирование, шкалирование и др.

2.Методы соц-психол. помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ).

3.Методы обучения (дидактические методы) – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования – методы моделирования, модульного обучения, ролевых игр, мозгового штурма, деловых игры, методы погружения.

4.Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств: -методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности: поощрение и порицание; -методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности – убеждение и побуждение; -метод самовоспитания.

 

 

 

 

11. Применение  социологических методов в социальной  работе

Социологические методы. Количественные методы: 1.Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. 2.Социологическое наблюдение. Виды: Включенное, невключенное; Лабораторное, полевое; Стандартизированное, нестандартизированное; Систематическое, эпизодическое, случайное. Социологический эксперимент. Используется редко. Виды: Опросные методы: Анкетирование (в социологии не >1000 человек); Интервьюирование (много видов); Опросы: прессовый; почтовый; телефонный, факсовый, телевизионный, экспертный; Референдумы и иные общенародные голосования. Выявление экспертных оценок;

Качественные методы : Фокус-групповая методика. Кейс-стади: 1) обрисовать место, где берутся  исследования; 2) берут интервью у  разных возрастных категорий, слова, услышанные от людей, менять нельзя => прочувствовать особенности речи. БОУ (быстрый опрос участников). Наименее затратный метод. Анализ исходной документации; Наблюдение за объектом до групповой дискуссии; Прямое наблюдение за участником; Полуструктурированное интервью; Тестирование может быть, а может и не быть; Фокус-групповое обсуждение; Иные способы проведения групповой дискуссии, если это необходимо; Ранжирование мнений и оценок; Фиксация кода групповой дискуссии; Анализ итогов дискуссии;

Биографический метод - мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Б.М. направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования. В качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: устные жизненно-исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений, акты, официальные и семейно-исторические документы и пр.

Наблюдение - метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

 

12. Содержание  технологии социальной экспертизы.

Экспертиза - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Специфика экспертизы в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию.

Социальная экспертиза - исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Функции с.э. 1.диагностическая функция - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования; 2.информационно-контрольная функция-исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения; 3.прогностическая функция-выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний; 4.проектировочная функция-выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Социальные  объекты: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.

Цель социальной экспертизы - установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия.

Задачи с.э.: * аргументированное заключение о соответствии НПА и дея-ти органов гос власти, решений и органов местного самоуправления и т.д. положениям соц политики;    * выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

* оценить  на предмет соответствия законным  интересам граждан проекты нормативных  правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации; * внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок, которые  в организационном отношении находятся как бы на двух ступенях лестницы.

Соц. экспертиза – проводимое спец-ми иссл-е, вкл. диаг-ку сост-я соц. объекта, устан-е Осн. этапы осущ-я С.Э:

1.этап оценки исходной  ситуации, выявл-е и оценка факторов, опред. позит. и негат. сост-я рез-тов, наиб хар-ые для него законом-ти и тенденции, опред-е наиб хар-х способов, средств и форм функц-я О иссл-я. 

2. Оценка деят-ти внешних  факторов: исслед-е того на ск. О. эксп-зы подвержен внеш. влиянию,  выявл-е тех орган-й, групп и  объед-й, оказыв. влияние на поведение и сост-е О. иссл-я; оценка степени влияния и его возм-х последствий. 3.Формул-ка выводов и реком-й.

Экспертирование м. произв-ся по моделям: 1) "Рецензия": это наиб традиц. форма экспертной оценки, отзыв эксперта на материалы, представ. ему для изучения, содержащий положит. и отриц. хар-ки и общий вывод. 2) "Мониторинг" : регулярно повторяющееся иссл-ие одного и того же объекта (явления, процесса ) по одной и той же методике. Такое иссл-ие позволяет выявить динамику развития объекта. 3)"Проект": модель напр-на на решение группы смежных задач, где экспертная оценка приобретает инструмент-ое значение как основа проектир-я желаемых обществ-ых сост-й и тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Прогнозирование и моделирование как соц технологии

Прогнозирование – метод научного исследования, ставящий целью предусмотреть возможные варианты развития процессов и явлений, которые обозначены в качестве предмета исследования. Прогнозирование в с.р. изучает соц. явления, представляющие наиболее значимый интерес  для общества, а так же потребности различных категорий населения, вопросы занятости, матер. поддержка.

Социальное прогнозирование в широком смысле прогнозирование всего общества, связей с обществом, социальными отношениями, в центре всего человек; в узком – определение вариантов развития общ. Процессов, явлений и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов времени, соц. сил, способных обеспечить его реализацию.

Задачи прогнозирования: 1.Обесп-е жизнеспособности проекта: его реалистичности, усвоение степени риска и влияние негат. и позит. факторов на ход проекта. 2.Анализ и оценка ожидаемых соц. последствий к которым приведет реализация проекта: прямые, косвенные последствия, негат. и позит.

 Функции   соц. прогнозирования: 1.Ориентирующая – определение направлений, целей, деятельности. 2.Нормативная – определение возможности  достижения цели. 3.Предупредительная – определение негат. тенденций в соц. развитии. 4.Практическая–подготовка заблаговременно предложений, программ, решений.

В современных условиях каждый сотрудник соц. службы прогноз-т свою работу. Это м. б. как узкая перспектива – обслуживание одного клиента, так и широкая – развитие деятельности соц. службы и всей соц. сферы. Оптимальным, приводящим к достоверному прогнозу является системное прогнозирование, реагирующее  на информационное поле прогностических явлений: с.р. вообще и ее объекта в частности.

Виды прогнозов. 1.По объекту исследования: естественно–научные, научно-технич, социальные 2.Период времени: оперативные, до 1-го года, краткосрочные до 5-ти л, среднесрочные 5-10л, долгосрочные 10-25л, дальнесрочные 10-25 и более. 2.По цели: *Поисковый – определение возможных состояний объекта в будущем на основе выявленных тенденций его функцион-я и развития в прошлом и настоящем. *Нормативный – опред. путей и сроков достиж-я возм-х сост-й объекта при условии, что будут осущ-ны активные действия по заранее устан-ым целям, правилам, нормативам. Объектами СП являются проблемы демографии, охраны здоровья, образ-е, жилищно– быт. условия, проблемы семьи, соц. группы. Прогноз – многовариативная гипотеза о возм-х рез-тах и путях развития исслед-го объекта. Вполне приемлемы в с.р. краткосрочные прогнозы. Они касаются больше экономич., демографич-их, соц., экологич-их, юридич-их и др. направлений. Экономич. прогнозы способны скорректировать вопросы матер. помощи населению, определить соц допустимые выплаты пенсий, пособий, стипендий. Этапы  составления соц. прогноза: 1) Разработка программы иссл-ия: опред и уточнение объекта, предмета, цели, задач, , рабочих гипотез, методики и организации исследования. 2) Построение исходной модели и ее анализ. 3) выделение и хар-ка внешних факторов, влияющих на объект, 4) Поисковый прогноз. 5) Нормативный прогноз – определение путей, сроков достижения возможных состояний объекта.. 6) Верификация прогноза – опред степени достовер-ти, точности и обоснов-ти прогноза.

Моделирование - метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях), использовался в создании объектов соц. сферы, как с заданными, так и с предположенными критериями. Моделирование прогнозного сценария- установление логической последовательности развертывания реальной ситуации в перспективе.

В деятельности современной с.р. способность к прогнозированию явл-ся одним из важнейших критериев профессион-ма и квалиф-ции. Поэтому целесообразно создание в структуре ОСЗН подразделений профессионально занятых разработкой соц. прогнозов. Деят-ть по соц. прогноз-ю в 1-ую очередь связана с объектами макроур-ня орг-ции. На микроур-не соц. орг-ции более эф-на и необх-ма деят-ть по соц. проектированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Система органов  и учреждений социальной защиты  населения

Цель деятельности ОСЗН – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе СЗН - учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений СЗН - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов,регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Осн. уровни органов с.р.: – федеральный уровень (республика); – регион; – трудовой коллектив; – негосударственные (благотворительные) общ организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Осн функц ОСЗН на фед уровне:1.орг-я пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; 2.соц обслуживание;3.медико-социальная экспертиза; 4.реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; 5.социальная помощь семье и детям; 6.подготовка законодательства по СЗН; 7.разработка положений по основам социальной политики; 8.анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; 9.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;10.разработка социальных нормативов и т. д. Фун органов СЗН на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение произв-эконом задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др. ;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной работы"