Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

-по номинальному признаку (род занятий, национальность  и т.д.)

- по признакам, соответствующим  ранговым шкалам (например, по характеру  труда: ручной руд, работа с механизмами, оператор и т.д.)

- по количественному  признаку (группы характеризуются  числовой величиной, они качественно  сравнимы между собой) 

Виды группировки:

- структурная (респондентов  классифицируют по объективному  признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых)

- типологическая (выделяются  соответствующие типы респондентов)

- аналитическая (служит  для выявления взаимосвязи двух  и более признаков)

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют  широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога. Общая логика интерпретации состоит в превращении социологических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин, а как социологические данные. От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Виды исследования предполагают характер проверки гипотез. При пилотажном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. При описательном и аналитическом исследовании процедура проверки значительно усложняется и проводится с выделением однородных по социально-демографическим признакам подгрупп из всей опрощенной совокупности.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит информацию, интересующую заказчика, научные выводы и рекомендации. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изученной социальной проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам. Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий и т.п. 

      

 

8. Социология  Э. Дюркгейма

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) относится к наиболее значительным представителям позитивизма конца XIX-начала XX века. Он энергично выступал против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений социальной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами, что исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, соц. групп и соц. институтов. Главную роль в деятельности и поведении людей играет непосредственная, а также более широкая среда их жизнедеятельности.

Дюркгейм был сторонником  разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в  рационалистическом, то есть строго логическом объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, моральные, религиозные идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами соц. явлений выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы. Он должен их усвоить и реализовать на практике. Отсюда два основных признака соц. фактов: объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым, Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него соц. норм и предписаний.

У социальных фактов общая  духовная природа и сущность. Все они – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через соц. институты.

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях  нормального и патологического в обществе, о соц. болезнях и их преодолении. Соц. здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. То, что способствует развитию общества и благосостояния людей должно быть признано полезным и необходимым. Если общество больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение Дюркгейм придавал моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все сферы соц. здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Пытаясь решить вопрос об источниках социальной эволюции, Он считал решающими социальные истоки развития общества, прежде всего, коллективное сознание и коллективную деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества.

Представляет интерес  анализ Дюркгейма проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как основной фактор социальности, естественное русло жизнедеятельности людей. Коллектив, общество, его соц. институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально-ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной дисциплины (политической, правовой, моральной), что по мнению Дюркгейма является весьма существенным фактором общественной жизни. Касаясь проблемы социологии и философии, он признавал, что социология возникла из великих философских доктрин и всегда опирается на какой-нибудь философских метод, но давно стала самостоятельной наукой и должна заниматься своим делом.              

11. М. Вебер  – основоположник понимающей  социологии

Немецкий мыслитель  М. Вебер (1864-1920) считал, что социология должна изучать прежде всего поведение  и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякое поведение и деятельность являются предметом изучения социологии, а  только те, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, ориентированы на других субъектов, то есть учитываются влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, то оно не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Соц. действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В таком качестве они составляют предмет внимания понимающей психологии. Если действия человека ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этих действий в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта соц. действия. Задачи понимающей социологии, по мнению Вебера, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно- соотнесенного поведения других людей».  Вебер исходит из того, что понимание соц. действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим (осмысленным с помощью понятий), так и чисто эмоциональным (вживание социолога во внутренний мир субъекта). В своей социологии понимания Вебер рассматривал проблему моральных, политических, эстетических ценностей. Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Ценности из надисторической области переносятся в историческую.

Важнейщей составляющей разработанной Вебером теории социального  действия является концепция идеальных  типов. Идеальный тип – это  некая идеальная модель того, что  наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современную эпоху (моральные, политические, религиозные ценности, вытекающие из них установки, правила поведения людей). Идеальные типы характеризуют сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д., в силу чего они выступают как своеобразные критерии жизни людей. Идеальные типы способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Типы соц. действия по Веберу:

- целерациональное (человек ясно представляет цель своего действия и средства ее достижения)       

- ценностно-рациональное (сознательная вера в этическую,  эстетическую и религиозную ценность  поведения)

- аффективное (происходит  через бессознательные психологические импульсы и чувства)

- традиционное (осуществляется  через привычку)

В реальном поведении  людей чаще всего присутствуют все  указанные типы и виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко и содержанием и  механизмом осуществления социального действия.   

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности соц. действий. Воплощением рациональности Вебер  считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным принципам.      

            

 

 

 

28. Закономерности развития культуры.

В развитии культуры специалисты  выделяют несколько закономерностей, связанных в основном с качественными переменами в жизни общества, прежде всего это неравномерность ее становления и функционирования, асинхронность в расцвете и упадке духовной и экономической сфер жизни общества Второй особенностью является неравномерное развитие самих видов культуры: художественной, политической, педагогической и т.д. Несмотря не противоречия, порой антагонистические отношения между типами и формами культуры, ее видами, в ней сохраняется преемственность, которая может быть временной и пространственной, позитивной и негативной. На эти две закономерности оказывают большое влияние новации (революции) в технике и технологии. Революционные перемены в технологии открывают простор для производства и распространения культурных ценностей. В истории человечества было несколько таких революционных взрывов: появление письменности; изобретение книгопечатания; появление радио и телевидения. о плюсах и минусах каждого изобретения, об их роли в становлении культуры написано много. Самый главный минус заключается, по мнению социологов, в том, что культура в эпоху НТР утратила свою целостность, стала мозаичной, а на сознание обывателя обрушился поток низкопробной культуры, вымывающий из сознания человека интеллектуальное, нравственное начало. И еще одна закономерность есть в становлении и функционировании культуры: особая роль творческой личности - литератор, архитектор, художник, ученый как в техногенном, так и в традиционном обществе оказывает огромное влияние на образ жизни, нормы поведения, ценностные ориентации людей, вносит существенный вклад в развитие второй природы, в качество жизни народа. Оказывается это большое влияние по многим каналам, с использованием всех основных элементов культуры. В их числу относят язык, знания, убеждения, ценности, идеологию.

 

 

 

 

 

13. Структурный  функционализм в социологии

Основателем школы структурно-функционального  анализа был Т. Парсонс. Его исходной точкой стал принцип системного строения общества. Парсонс утверждал, что  все социальные системы выполняют  четыре основных функции:

-адаптации, когда система приспосабливается к любым внутренним и внешним изменениям

- целедостижение, система  ставит и достигает поставленную  цель

- интеграции, система  связывает все свои элементы  и функции

- удержания образца,  система создает, сохраняет, совершенствует  образцы поведения субъектов, их мотивацию и культурные правила.

Ключ ко всей концепции  Парсонса – категория равновесия. Общество, по его мнению, может существовать только в равновесии. Его нарушение  ведет к дестабилизации системы, ее гибели. Главная задача социологии – дать рекомендации по поддержанию равновесия системы, общества. Равновесие обеспечивается социальным действием. Исходными точками социального действия являются: деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию. Деятель (в его качестве могут выступать как отдельные люди, так и социальные группы) вычленяет из окружающей среды отдельные объект, классифицирует их по признакам значимости для себя, места, свойства и т.д. На структуру социального действия влияют:

- система ценностных  и нормативных символов, которые соотносят цель с ситуацией, определяют выбор средств

- принятие индивидуальных  решений о путях достижения  цели

- сама ситуация (имеющиеся  средства и сложившиеся условия)

Модель системы действия у Парсонса предполагает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Парсонс полагал, что социальные системы обладают определенными уровнями. Более высокий уровень потребляет энергию нижнего уровня. Более высокие уровни системы контролируют более низкие. Самый высокий уровень назван понятием «высшая реальность» и вбирает у него идеалы и гуманность общества. Этот уровень вроде и лишен физической энергии, но тем не менее осуществляет наиболее действенный контроль. Социальная система интегрирует действия множества индивидов, культура содержит наиболее общие образцы действий, ценностей, верования, знания, выборах целей. Развитие общества, человечества у Парсонса носит эволюционный характер. В нем больше действуют силы дифференциации (нарастает неоднородность внутри системы» и интеграции (идет рост целостности системы вследствие появления новых взаимодополняемых связей, их упрочения и координации частей). Чтобы системы успешно функционировали необходимо, по мнению Парсонса, высокая степень их организации, совместимость с другими системами, взаимоподдержка; система должна удовлетворять большую часть потребностей тех субъектов, кто максимально поддерживает ее своим участием в ней; система должна обладать контролем за поведением своих элементов; если возникает конфликтная ситуация и может разрушить систему, то она должна жестко контролировать ее; чтобы функционировать, система должна обладать единым языком и правилами общения (коммуникации).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"