Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

 Выделяют несколько  форм. Чаще всего в качестве  таких форм выступают политические  идеи, правосознание, мораль, наука,  искусство, религия, философия, экология и экономика и т.д. Объектом о.м являются конкретные явления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Исследование объекта о.м, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций:•   анализ общей способности суждения о.м с точки зрения специфики отражения в нем действительности;•   выделение некоторых критериев, прежде всего формальных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом обще-ственного мнениясущность и содержание    общественного мнения.  По этому поводуможно сделать следующие предположения: 1. О.м есть конкрет-ный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;                                                2) критериями отбора при формировании о.м служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;3) массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). О.м, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным;4) о.м выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность5) о.м представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.При решении проблемы субъекта о.м необходимо различать понятия субъект и выразитель о.м. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей. Что касается субъекта о.м, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. О.м не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.

 

54. Формы  социальных изменений

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц.  изменения - это изменения частичные  и постепенные, осуществляющиеся  как достаточно устойчивые и  постоянные тенденции. Это могут  быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц.  изменения – это более сложная  форма соц. изменений, т.к. она  может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения,  восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.   

 

62. Понятие,  виды и этапы социологического  исследования.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание  классификации, выделяют несколько  видов эмпирического исследования:

1. в зависимости от  глубины анализа социальной проблемы  и масштаба охвата событий различают разведывательное, описательное и аналитическое исследование

Разведывательное исследование – самое простое, оно как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Оно имеет большое значение, когда проблема изучена недостаточно или поставлена впервые. Позволяет получить оперативную социологическую информацию. С помощью описательного исследования получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно применяется в том случае, когда объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. В описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Аналитическое исследование не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение аналитического исследования. Оно невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария.     

2. в зависимости от  применяемого метода сбора данных  различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

3. в зависимости от  того, изучается ли интересующий  исследователя предмет в статике  или в динамике выделяют точечное (разовое) и повторное (совокупность  нескольких исследований, проведенных  по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результат, характеризующий динамику изменения объекта). К ним относят:

- лонгитюдное (длительное  изучение одной совокупности  лиц)       

- когортные (изучение  лиц одного возраста); цель – анализ изменений в образе жизни людей одного поколения

- трендовые (на одной  и той же генеральной совокупности  с интервалом во времени и  с соблюдением относительно одинаковой  методики); цель – установление  тенденций социальных изменений

- панельное исследование (по единой программе на одной  и той же выборке и по  единой методике через определенный  интервал времени); цель – анализ  динамики событий. 

Особой разновидность  исследования, применяемого к сфере  социальных наук в целом, а не только в социологии, является полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.

Этапы социологического исследования:

1. Начинается исследование  с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.

2. Второй этап –  сбор первичной социологической  информации. Это собранные в различной  форме обобщенные сведения –  записи исследователя, выписки  из документов, отдельные ответ опрашиваемых и т.д.

3. Третий этап –  подготовка собранной в ходе  социологического исследования  информации к обработке на  ЭВМ, составление программы обработки  и непосредственная обработка  информации. 4. Заключительный этап  – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления. 

 

69. Анкетный  опрос в социологии

Анкетный опрос –  важнейший источник информации о  реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

- он не должен длиться  более 30-40 минут, в противном  случае респондент устает и  последние вопросы остаются без  полноценных ответов

- важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемся в анкете, не снижался, а постепенно повышался

- первый вопрос не должен  быть дискуссионным, ни настораживающим,  лучше всего нейтральным

- трудные вопросы целесообразно  поместить в середине анкеты, чтобы респондент включился в  содержание темы беседы

- вопрос должен быть ясным,  четким, понятным опрашиваемым            

- вопросы должны отвечать  требованиям логики: вначале речь  должна идти об установлении  того или иного факта, а потом  уже о его оценке

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «ввести» опрашиваемого в новую тему. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту. Например: «А теперь мы попросим Вас высказать свое мнение о том- то…»

Деление вопросов по содержанию обусловлено  характером информации, которую представляет ответ на вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету. Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом ведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основных типа: открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные. Обычно эти типы вопросов чередуются в анкете. В вопросах «открытого» типа предусматривается свободная форма ответа.  «Закрытый» вопрос предусматривает варианты ответов. Вопрос полузакрытого типа как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать из тех альтернатив, которые указаны в анкете, но и высказать что-то свое.

Прямые вопросы применяют для  получении информации о наличии  или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения  прямой вопрос можно заменить косвенным.

Перед исследователем, проводящим анкетный опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из способов проверки и контроля достоверности: контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки («панельный» опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью. 

Этапы составления анкеты:

  1. подготовка проекта
  2. пробный опрос

Пробный опрос охватывает небольшое число лиц, отобранных по основным характеристикам, которые  определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, для уточнения вопросов, их формулировки и расположения на анкетном листе. После тщательного анализа результатов пробного опроса и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.Программа  социологического исследования

Программа относится  к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить  общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего  исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа соц. исследования включает: методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть – определение исследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной соц. информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В исследовании соц. проблема выступает как проблема «знания  о незнании» определенных сторон явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в  самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп и социальных институтов. Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологические (порождены недостатком знаний о состоянии соц. процессов) и предметные (порождены столкновением интересов групп населения либо соц. институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества). По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной и местной. По продолжительности существования: краткосрочные, среднесрочные и длительные. В процессе формулировки проблемы социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию, избегая при этом чрезмерно широких и абстрактных определений. Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в свою очередь, снижает качество собираемой информации и оперативность исследования. Объектом соц. исследования в широком смысле выступает носитель той или иной соц. проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.   Предмет исследования включает стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"