Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
Выделяют несколько
форм. Чаще всего в качестве
таких форм выступают
54. Формы социальных изменений
Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические.
1. Эволюционные соц.
изменения - это изменения частичные
и постепенные,
2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.
3. Циклические соц.
изменения – это более сложная
форма соц. изменений, т.к.
62. Понятие, виды и этапы социологического исследования.
Социологическое исследование
– это система логически
В зависимости от того,
какой критерий берется за основание
классификации, выделяют несколько
видов эмпирического
1. в зависимости от
глубины анализа социальной
Разведывательное исследование – самое простое, оно как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Оно имеет большое значение, когда проблема изучена недостаточно или поставлена впервые. Позволяет получить оперативную социологическую информацию. С помощью описательного исследования получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно применяется в том случае, когда объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. В описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Аналитическое исследование не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение аналитического исследования. Оно невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария.
2. в зависимости от
применяемого метода сбора
3. в зависимости от
того, изучается ли интересующий
исследователя предмет в
- лонгитюдное (длительное изучение одной совокупности лиц)
- когортные (изучение лиц одного возраста); цель – анализ изменений в образе жизни людей одного поколения
- трендовые (на одной
и той же генеральной
- панельное исследование
(по единой программе на одной
и той же выборке и по
единой методике через
Особой разновидность исследования, применяемого к сфере социальных наук в целом, а не только в социологии, является полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.
Этапы социологического исследования:
1. Начинается исследование с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.
2. Второй этап –
сбор первичной
3. Третий этап –
подготовка собранной в ходе
социологического исследования
информации к обработке на
ЭВМ, составление программы
69. Анкетный опрос в социологии
Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
- он не должен длиться
более 30-40 минут, в противном
случае респондент устает и
последние вопросы остаются
- важно, чтобы интерес к
- первый вопрос не должен
быть дискуссионным, ни
- трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент включился в содержание темы беседы
- вопрос должен быть ясным,
четким, понятным опрашиваемым
- вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке
Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «ввести» опрашиваемого в новую тему. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту. Например: «А теперь мы попросим Вас высказать свое мнение о том- то…»
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету. Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом ведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основных типа: открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные. Обычно эти типы вопросов чередуются в анкете. В вопросах «открытого» типа предусматривается свободная форма ответа. «Закрытый» вопрос предусматривает варианты ответов. Вопрос полузакрытого типа как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать из тех альтернатив, которые указаны в анкете, но и высказать что-то свое.
Прямые вопросы применяют для получении информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения прямой вопрос можно заменить косвенным.
Перед исследователем, проводящим анкетный опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из способов проверки и контроля достоверности: контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки («панельный» опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Этапы составления анкеты:
Пробный опрос охватывает небольшое число лиц, отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, для уточнения вопросов, их формулировки и расположения на анкетном листе. После тщательного анализа результатов пробного опроса и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.
63.Программа социологического исследования
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа соц. исследования включает: методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть – определение исследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной соц. информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.
В исследовании соц. проблема выступает как проблема «знания о незнании» определенных сторон явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп и социальных институтов. Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологические (порождены недостатком знаний о состоянии соц. процессов) и предметные (порождены столкновением интересов групп населения либо соц. институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества). По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной и местной. По продолжительности существования: краткосрочные, среднесрочные и длительные. В процессе формулировки проблемы социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию, избегая при этом чрезмерно широких и абстрактных определений. Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в свою очередь, снижает качество собираемой информации и оперативность исследования. Объектом соц. исследования в широком смысле выступает носитель той или иной соц. проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Предмет исследования включает стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.