Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Анализ основных понятий. В этом разделе программы рассматриваются  основные понятия, в которых описывается  соц. проблема, уточняется их смысл, интерпретируется, переводится на язык поддающихся  эмпирическому наблюдению фактов и  социальных показателей. Затем определяются  методы и процедуры регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов – инструментарий исследования. Параллельно формулируются рабочие гипотезы, т.е. явно или неявно выраженные предположения о характере, причинах возникновения изучаемой проблемы. Предварительное выдвижение гипотез позволяется предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Все вышеупомянутое входит в методологическую часть программы соц. исследования. В методическую часть программы включают характеристики методов и приемов сбора первичной информации (анкетного пороса, интервью, анализа документов, наблюдения); структура применяемого методического инструментария, указывающая на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок вопросов. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.       

 

 9.Социологическая концепция марксизма

Марксистская социология – это прежде всего, материалистическое понимание истории, разработанное  на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных  закономерностей.   

1. Одним из важнейших  принципов исторического материализма  является признание закономерности  общественного развития.  Это  значит признания действия в  обществе общих, устойчивых, повторяющихся,  существенных связей и отношений  между процессами и явлениями.

2. Принцип детерминизма  предполагает признание существования  причинно-следственных связей и  зависимостей. Маркс и Энгельс  считали необходимым из всего  многообразия естественных структур, связей и отношений выделить  главные, определяющие (способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений).

3. утверждение о поступательном, прогрессивном развитии общества. Принцип прогресса реализуется  в марксизме через учение об  общественно-экономических формациях  как основных структурах общественной жизни. Основу экономической формации оставляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем  и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру произв-ми отношениями. Совокупность произв-ных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания. Маркс и Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим.

4. применение к анализу  общества общенаучного критерия  закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс закономерен, объективен и необходим, не зависит от воли и сознания людей, а также определяет их волю и сознание. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. Все это показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на согласование эмпирических данных и теоретических выводов с интересами пролетариата.    

Общественное бытие  – реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отличается в общественном сознании. Важнейшим содержанием  общественного бытия является способ производства материальных благ. Производительные силы – это люди, с их умениями и навыками, а также применяемые ими средства производства. Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности (отношения по поводу средств производства, обмен деятельностью между людьми, распределение созданного общественного продукта, его обмена и потребления).         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 14. Теория социального конфликта

В западной социологии существует теория функционирования общества, согласно которой существование социальной системы связано не со сбалансированностью интересов и мотивов социальных групп, а с их борьбой. Результатами этой борьбы и являются социальные структуры и отношения. Истоки этой концепции можно найти в философии Т. Гоббса. Он считал войну «всех против всех» естественным состоянием человека. В свое время его идеи развивали Маркс, Р. Миллс, Л.Козер, Р. Дарендорф и др.

Одна из теорий конфликта  была разработана американским социологом Р. Миллсом. Он занимался исследованием властвующих элит в западном обществе. Миллс утверждал, что властвующие элиты оказывают реальное влияние на социально-политические и экономические структуры западного общества. В число этих элит входят небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Они организуют и направляют общественную жизнь. По его мнению, постоянное увеличение военных расходов и централизация средств осуществления власти дает основание говорить о «политическом детерминизме». Противостоять ему могут радикально настроенные представители общественных наук, отстаивающие ценности свободы, творчества и социологического воображения, т.е. способные понять тенденции общественного развития. Интеллигенция способна изменить современную антидемократическую, уничтожающую основные человеческие ценности социальную структуру США.

Идеи Миллса для значительной части западных социологов стали  стимулом к поиску путей коренных изменений. Более полно раскрыл  роль социального конфликта Л. Козер. Он утверждал, что конфликт строится к сфере идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя при соперничестве за власть, распределение и перераспределение доходов, в борьбе за политическое идеологическое лидерство. Он полагал, что общество может функционировать только тогда, когда существует баланс конфликтов. Они устанавливают основные правила социального взаимодействия между группами и индивидами. В качестве основных функций соц. конфликта Козер выделяет:

- интеграцию социальной  структуры

- сохранение солидарности  внутри групп

- укрепление межчеловеческих отношений

- управление социальными  изменениями    

Немецкий ученый Р. Дарендорф  считает, что социология изучает  поведение людей в точке пересечения  общества и индивида. Общество трактуется им как вид социальной связи от групповой до человечества в целом. В основе взаимодействия системы  «индивид-общество» лежат нормы, они задают ролевое поведение. Важное место занимает у Дарендорфа понятие социальная роль. В этой категории отражено несколько важных аспектов:

- по отношению к  индивиду роль носит нормативно-принудительный  характер

- на уровне индивида  и общества имеется иерархия ролей

- роль – это реализация  властных отношений на поведенческом  уровне

По его мнению, конфликт рождается тогда, когда одна группа или класс сопротивляется давлению противоположной силы. Конфликт –  это оборотная сторона любой  интеграции, поэтому он неизбежен в обществе. В основе конфликтов – мотивы и интересы различных субъектов. Задача не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить их по определенному пути, не разрушающему систему, а ведущему у ее постепенной эволюции. Сделать это можно формализовав конфликты, сделать их предметом открытой дискуссии, обсуждений в печати, разбирательств в суде и т.д. Такой метод разрешения конфликтов говорит о жизнеспособности общества. Дарендорф построил довольно стройную систему различных типов микро- и макроконфликтов в обществе: между противниками одного ранга, между противниками «разных весовых категорий», когда один находится в подчинении у другого, конфликт целого и части и др.         

 

 

12. Социология  П. Сорокина

Социологические воззрения П. Сорокина (1889-1968) формировались преимущественно под влиянием работ Дюркгейма, Ковалевского и Де-Роберти. В его социологии можно выделить следующие «основные и руководящие» принципы: 1.социология как наука должна строится по принципу естественных наук

2. изучать мир  таким,  какой он есть (невмешательство  в науку с позиции нравственных  норм)

3. социология должна  быть объективной дисциплиной,  т.е. изучать реальные взаимодействия  людей

4. чтобы быть опытной  и точной наукой она не должна  делать умозрительных, недоказанных построений

5. разрыв с идеей  монизма, т.е. сведение любого  явления к одному началу

Вместо монизма Сорокин  провозгласил последовательный философский  плюрализм. Он делит социологию на теоретическую  и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику (изучает структуру социального явления и его основные формы); социальную механику (изучает поведение людей и те силы, которыми оно определяется); социальную генетику (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов). Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые должна формировать теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Объектом изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и  деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем  социальные процессы. Взаимодействие двух индивидов характеризуется им как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, когда изменение психических переживаний и внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого. Из таких «социальных клеточек» образуются потом более сложные социальные явления.

Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп: односторонние и многосторонние. В соответствии с этим соц. группы выделяются либо по одному признаку, либо по многим (классы, нации, сложные соц. группы). Неоднородно общества нашла свое отражение в теории Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно ей все общество делится на соц. слои, страты. К основным формам стратификации он отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством и т.д.  Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной соц. группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне соц. стратификации. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного соц. слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего по доходам слоя общества в более высокий.  Сорокин считал соц. мобильность также естественным и неизбежным явлением.

Большое значение он придавал вопросам социального равенства, считая главным предоставление каждому  человеку духовных и материальных благ по заслугам, т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Важно, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образования», без чего вообще невозможна эгалитарная (основанная на соц. равенстве) система общества. Все возникающие в обществе проблемы надо решать на основе сознательного разрешения соц. противоречий и предоставления каждому человеку возможности для самовыражения. Сорокин был противником всяких соц. потрясений, в том числе революций. Одно из важнейших понятий в его социологии – «ценность», с помощью которого он дает объяснение поведения индивидов и соц. групп, их взаимодействию.       

 

 

24. Культура  и общество. Специфика социологического подхода

Культура (в широком  смысле) – это специфическая совокупность средств, способов, форм, образцов взаимодействия людей со средой существования.

Культура (в узком смысле) – система коллективно разделяемых  ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих социальной общности или обществу в целом. Сравнивая понимание культуры с теоретической трактовкой общества как системы социальных институтов, общественных структур и организаций, а также сетевых связей, взаимодействий между социальными слоями, конкретными людьми. Именно различные связи человеческих ассоциаций, приобретающие массовый и групповой характер, находятся в центре внимания социологов, изучающих общество. Культура в данном случае рассматривается как одна из фундаментальных компонент общественной жизни наряду с общественными структурами, социализированным человеком (личностью). Если изменить оптику анализа, посмотрев на человеческую деятельность как на культуру, то в качестве одной из важнейших компонент выступит ее социальный срез. Таким образом, понятия общество и культура являются взаимодополняющими, раскрывая общественную жизнь с двух разных сторон.               

 

21. Социальные  взаимодействия как основа общественной  жизни. Соц. отношения

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие – это любое поведение индивида или групп индивидов, имеющих значение для другого индивида или группы индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Взаимодействия всегда социальны по своему характеру. Соц. взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, не зависимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия. Субъективная сторона – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае в стороне остается главная качественная сторона взаимодействия – те реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта. В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на интерпретирующей роли индивида по определению ситуации или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"