Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
Анализ основных понятий.
В этом разделе программы
9.Социологическая концепция марксизма
Марксистская социология – это прежде всего, материалистическое понимание истории, разработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
1. Одним из важнейших
принципов исторического
2. Принцип детерминизма
предполагает признание
3. утверждение о поступательном,
прогрессивном развитии
4. применение к анализу
общества общенаучного
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отличается в общественном сознании. Важнейшим содержанием общественного бытия является способ производства материальных благ. Производительные силы – это люди, с их умениями и навыками, а также применяемые ими средства производства. Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности (отношения по поводу средств производства, обмен деятельностью между людьми, распределение созданного общественного продукта, его обмена и потребления).
14. Теория социального конфликта
В западной социологии существует теория функционирования общества, согласно которой существование социальной системы связано не со сбалансированностью интересов и мотивов социальных групп, а с их борьбой. Результатами этой борьбы и являются социальные структуры и отношения. Истоки этой концепции можно найти в философии Т. Гоббса. Он считал войну «всех против всех» естественным состоянием человека. В свое время его идеи развивали Маркс, Р. Миллс, Л.Козер, Р. Дарендорф и др.
Одна из теорий конфликта была разработана американским социологом Р. Миллсом. Он занимался исследованием властвующих элит в западном обществе. Миллс утверждал, что властвующие элиты оказывают реальное влияние на социально-политические и экономические структуры западного общества. В число этих элит входят небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Они организуют и направляют общественную жизнь. По его мнению, постоянное увеличение военных расходов и централизация средств осуществления власти дает основание говорить о «политическом детерминизме». Противостоять ему могут радикально настроенные представители общественных наук, отстаивающие ценности свободы, творчества и социологического воображения, т.е. способные понять тенденции общественного развития. Интеллигенция способна изменить современную антидемократическую, уничтожающую основные человеческие ценности социальную структуру США.
Идеи Миллса для значительной части западных социологов стали стимулом к поиску путей коренных изменений. Более полно раскрыл роль социального конфликта Л. Козер. Он утверждал, что конфликт строится к сфере идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя при соперничестве за власть, распределение и перераспределение доходов, в борьбе за политическое идеологическое лидерство. Он полагал, что общество может функционировать только тогда, когда существует баланс конфликтов. Они устанавливают основные правила социального взаимодействия между группами и индивидами. В качестве основных функций соц. конфликта Козер выделяет:
- интеграцию социальной структуры
- сохранение солидарности внутри групп
- укрепление межчеловеческих отношений
- управление социальными изменениями
Немецкий ученый Р. Дарендорф
считает, что социология изучает
поведение людей в точке
- по отношению к
индивиду роль носит
- на уровне индивида и общества имеется иерархия ролей
- роль – это реализация
властных отношений на
По его мнению, конфликт рождается тогда, когда одна группа или класс сопротивляется давлению противоположной силы. Конфликт – это оборотная сторона любой интеграции, поэтому он неизбежен в обществе. В основе конфликтов – мотивы и интересы различных субъектов. Задача не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить их по определенному пути, не разрушающему систему, а ведущему у ее постепенной эволюции. Сделать это можно формализовав конфликты, сделать их предметом открытой дискуссии, обсуждений в печати, разбирательств в суде и т.д. Такой метод разрешения конфликтов говорит о жизнеспособности общества. Дарендорф построил довольно стройную систему различных типов микро- и макроконфликтов в обществе: между противниками одного ранга, между противниками «разных весовых категорий», когда один находится в подчинении у другого, конфликт целого и части и др.
12. Социология П. Сорокина
Социологические воззрения П. Сорокина (1889-1968) формировались преимущественно под влиянием работ Дюркгейма, Ковалевского и Де-Роберти. В его социологии можно выделить следующие «основные и руководящие» принципы: 1.социология как наука должна строится по принципу естественных наук
2. изучать мир таким,
какой он есть (невмешательство
в науку с позиции
3. социология должна
быть объективной дисциплиной,
т.е. изучать реальные
4. чтобы быть опытной и точной наукой она не должна делать умозрительных, недоказанных построений
5. разрыв с идеей монизма, т.е. сведение любого явления к одному началу
Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный философский плюрализм. Он делит социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику (изучает структуру социального явления и его основные формы); социальную механику (изучает поведение людей и те силы, которыми оно определяется); социальную генетику (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов). Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые должна формировать теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
Объектом изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействие двух индивидов характеризуется им как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, когда изменение психических переживаний и внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого. Из таких «социальных клеточек» образуются потом более сложные социальные явления.
Сорокин предложил свои
критерии классификации социальных
групп: односторонние и
Большое значение он придавал вопросам социального равенства, считая главным предоставление каждому человеку духовных и материальных благ по заслугам, т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Важно, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образования», без чего вообще невозможна эгалитарная (основанная на соц. равенстве) система общества. Все возникающие в обществе проблемы надо решать на основе сознательного разрешения соц. противоречий и предоставления каждому человеку возможности для самовыражения. Сорокин был противником всяких соц. потрясений, в том числе революций. Одно из важнейших понятий в его социологии – «ценность», с помощью которого он дает объяснение поведения индивидов и соц. групп, их взаимодействию.
24. Культура и общество. Специфика социологического подхода
Культура (в широком
смысле) – это специфическая
Культура (в узком смысле)
– система коллективно
21. Социальные
взаимодействия как основа
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие – это любое поведение индивида или групп индивидов, имеющих значение для другого индивида или группы индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Взаимодействия всегда социальны по своему характеру. Соц. взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, не зависимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия. Субъективная сторона – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае в стороне остается главная качественная сторона взаимодействия – те реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта. В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на интерпретирующей роли индивида по определению ситуации или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает шесть аспектов: