Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
На субъективном уровне
структурной организации
- низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей
- социальные фиксированные
установки, проявляющиеся в
- базовые социальные
установки, реализующиеся в
- система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида
37. Социальная
стратификация, ее системные
Социальная стратификация – это дифференциация и неравенство людей в группе (общности) по какому-либо критерию; содержание соц. групп и соц. слоев в соц. системе. Рождение представлений о соц. стратификации с развитием идей о соц. структуре общества. Этот подход разрабатывали такие социологи, как Дюркгейм, Парсонс, Спенсер, американские ученые. В отечественной социологии проблемой стратификации занимался П. Сорокин. Он систематизировал и углубил ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации (соц. мобильность, одномерная, многомерная стратификация и др.). Теории соц. стратификации базируются на представлении о том, что страта, соц. группа представляет собой реальную. Эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-либо общих позициях, или имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в соц. структуре общества и противопоставление другим соц. общностям. В основе теорий стратификации лежит объединение людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Дарендорф предложил в основу стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между соц. группами за власть. На основе этого он разделил общество на управляющих (собственников и несобственников) и управляемых (рабочая аристократия и низкоквалифицированные рабочие). Близкой по критериям является теория Л. Уорненра Он проводил исследования относительно соц. позиции людей по четырем параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность. Он выделял следующие группы: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, среднепромежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. В настоящее время основными измерениями стратификации являются:
- власть (это способность
соц. субъектов в своих
- собственность (основные экономические отношения между участниками производства)
- престиж (это общественная оценка или мера общественного признания, значимость каких-либо объектов, видов деятельности, идей)
- образование (наличие знаний, квалификации)
Характеристики стратификации:
1. социальность (специфический, свойственный именно этой соц. сфере, а не биологический)
2. традиционность (стратификация существует на всех стадиях развития общества)
3. функциональность (стратификация выполняет функции интеграции, координации и соц. мотивации)
36. Социальные общности и их виды. Классификация соц. групп
В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные социальные общности и группы. Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие его членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию. Критерии выделения общностей:1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидарности между ними;3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;4) формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности. Состояние территориальной общности, ее стабильность сказываются на характере поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, в иных формах совместной социальной активности. Виды общностей:
- социально-территориальные
- этнические
-демографические
- культурные и др. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности. Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. Они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.
Социальные группы – это группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом соц. группа может быть определена как собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. Соц. группы можно классифицировать:
1. первичные и вторичные. Первичные группы – это как правило, группы малого объема, между участниками которых возникают первичные социальные отношения (индивид включается в групповую общность таким образом, что направленность его личности начинает соответствовать целям, совместно достигаемым такой группой). Вторичные соц. группы создаются в силу необходимости объединения усилий людей для достижения желаемых целей. Здесь доминирует рациональная составляющая.
2. формальные и неформальные.
Формальные – это
3. номинальные и реальные. Номинальные группы выделяют только для статистического учета населения (это социальные категории). Критерием выделения реальных групп являются реально существующие признаки.
Группы, чьи нормы и
стандарты поведения
41. Социальная
структура и стратификация
Создание и поощрение
активности структур гражданской вовлеченности
в России является необходимым фактором
успешного социального
После распада СССР российское общество вступило в стадию поиска новых форм соц. организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. Постепенно расширяется численность занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживания, финансово-бансковских операций. В стране начинаю складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями. Особую специфику приобретает процесс формирования нового слоя предпринимателей или бизнес-слоя. Он является крайне разнородным и включает в себя индивидов по двум признакам: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода.
Размежеванию соц. сил общества способствует и расслоение групп по доходам и образу жизни. По уровню жизнедеятельности в современной России выделяют такие страты как нищие, бедные, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные, состоятельные. Серьезные изменения происходят также в перераспределении объема властных полномочий между центром и регионами. Множество управленческих функций передается региональным органам власти, хотя остаются слабо отработанными правовые и организационные механизмы такой передачи. Перераспределение власти тесно соотносится с оживлением этнонациональных традиций жизнедеятельности на местах, а также с попытками некоторых представителей этнических элит реанимировать проблему отделения территории от России. Таким образом, поиск новых форм государственного построения осуществляется при усложняющих этот процесс факторах. Если излишняя централизация власти тормозила развитие спонтанных аспектов стратификации, снижала активность местных сообществ в самоуправлении, то избыточная регионализация порождают напряженность на национальной почве, сепаратистские устремления у элитных групп некоторых территорий. Что касается соц. мобильности в России, то процессы происходят следующим образом: граждане страны утрачивают свой прежний соц. статус; их связи приобретают новые формы; привычная среда трансформируется; целевые ориентации наполняются новым содержанием. Все это приводит к маргинализации общества. Происходящие в переходный период коренные изменения социально-экономических, политических, культурных основ общества порождают не столько перемещение людей из одних соц. ячеек в другие, сколько глубокую трансформацию прежних каналов мобильности, механизмов стратификации. Вынужденную смену прежнего статуса переживают целые слои и группы общества. В описанной ситуации маргинальность приобретает разные измерения: экономическая (люди оказываются отстраненными от профессиональной деятельности); политические (беженцы утрачивают гражданские права); социальные (потеря людьми престижа) и др.
47. Массовое
сознание и общественное мнение
Общественное мнение несводимо к сумме индивидуальных сознаний. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. В нем концентрируется внимание на тех или иных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Следовательно, общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, стабильностью. Важнейший фактор, детерминирующий общественное мнение – это социальные интересы людей В структуре общественного мнения выделяют уровни (обыденный и теоретический) и формы (правовое, религиозное и т.д.)
Массовое сознание – это форма проявления обыденного сознания. Его носителем являются массовые общности. Их признаки:
- ситуативность существования (зависимость от условий)
- разнородный состав
- большая численность
- отсутствие четких границ (членства)
Общественное мнение – это срез массового сознания, это отношение людей к чему-либо. Оно существует по конкретной проблеме, вопросу. Оно относится к обыденному уровню сознания.
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнению, от его формы. Для общественного мнения характерны функции:
Первая функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, к действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает феномену характер силы, стоящей над институтами власти. Эта сила оценивает и контролирует деятельность институтов и лидеров. Обладая одной только моральной властью общественное мнение бывает весьма эффективным по своим результатам.
Вторая функция – консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения, методы управления.
Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющее императивный характер. Такой характер носит волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное и важное место.
49. Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
В структуре общественного мнения выделяют:
1. субъект (носитель) –
это массовые общности. Субъект
отличается от выразителя
2. объект – элементы соц. действительности, по поводу которых формируется мнение.