Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
44. Типология соц. институтов. Особенности традиционных и современных институтов.
Социальные институты различаются по типу потребностей, задач, которые они решают:
1. экономические институты
– наиболее устойчивые, подлежащие
строгой регламентации
2. политические институты – они осуществляют реализацию политической власти, необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, соц. групп ресурсы, ценности никогда не безграничны; естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены соц. определяемые пределы. Это государство, политические партии, профсоюзы и т.д. они обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые культуры.
3. социокультурные и
воспитательные институты (
4. нормативно-ориентирующие
– это механизмы морально-
5. нормативно-санкционирующие
– осуществляют общественно-
6. церемониально-символические
– регулируют повседневные
51. Социальный конфликт: понятие и виды
Противоречия пронизывают
все сферы жизни: социально-экономическую,
политическую, духовную. Социальное напряжение
нередко перерастает в
Стадии конфликта:
-предконфликтная
-конфликтная
-разрешения конфликта
-послеконфликтная
Виды конфликтов:
1. по сферам проявления:
- политический – это
конфликт по поводу
-экономические – конфликты по поводу жизнеобеспечения, уровня заработной платы и т.д.
-национально-этнические
– конфликты на основе борьбы
за права и интересы
2. по времени действия:
-затяжные
-скоротечные
3. по масштабам действия
-региональные
-локальные
4. по формам проявления:
- явные и скрытые
- мирные и немирные
5. по характеру последствий
-позитивные и негативные
-конструктивные и деструктивные
43. Функции соц. институтов
Каждый институт выполняет характерную для него соц. функцию. Совокупность всех соц. функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи пытались классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая институциональная школа. Ее представители Липсет и Ландберг выделили четыре основных функции соц. институтов:
1. воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию является семья, но к ней причастны и другие, например, государство
2. социализация – передача
индивидам установленных в
3. производство и распределение
(обеспечиваются
4. функции управления
и контроля осуществляются
Все функции социальных институтов можно подразделить на явные и латентные. Если явная, осознаваемая, признанная функция соц. института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Если явной функцией введения государством в сфере экономики многократных необоснованных или малообоснованных запретов, многочисленных контролирующих инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, реализуется латентная функция подобного рода государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупцией. Вскрытие подобного рода латентных функций изучаемых соц. институтов – важная задача социологического анализа. Но некоторые авторы считают, что латентные функции – это те, которые не наносят вреда, чем и отличаются от дисфункций. Спорный вопрос.
Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и меняют, следовательно, характер отношений соц. институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих соц. институтов. В результате этого несоответствия в деятельности соц. института могут возникнуть дисфункции, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности соц. института. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, падении его социального престижа и авторитета. Одним из явных выражений дисфункции соц. института является персонализация его деятельности. Персонализация соц. института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
66. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдения
Под наблюдением понимается
метод сбора первичной
Наблюдение в социологии – простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение – не одно и то же. Последнее отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата.
В социологической литературе
можно встретить различную
Наблюдения бывают систематические
– по заранее жестко разграниченному
плану изучения объекта в течение
определенного времени и
Невключенное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.
Наблюдение открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной социальной информации.
При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах и др.) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще потому, что социолог не только наблюдает, но и у него всегда есть своя система отсчета. Опираясь на эту систему, социолог толкует, интерпретирует те или иные факторы, события, но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Критерий практики не только доказывает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности из результатов наблюдения. Достоверно наблюдение тогда, когда при повторении его – в тех же условиях и с тем же объектом дает тот же результат.
70. Обработка,
анализ и использование
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполняемых анкет, бланков и т.д. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с №1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается кодировщикам. Но перед тем, как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной видами информации. Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. При опросе 60-70 человек и наличии в инструментарии анкеты более 20 вопросов предел для ручной обработки – 150-200 анкет. Результаты обработки на ЭВМ отражают в виде табуляграмм. Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. При этом выделяются существенные признаки и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Группировка социологической информации может быть: