Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
25. Социальные функции культуры
1. гуманистическая (
2. социализации – освоение культурных норм человеком
3. воспитательная –
формирование определенных
4. коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта)
5. познавательная (культура
выступает как средство
6. функция аккумуляции, сохранения и передачи опыта
7. аксеологическая (ценностно-
8. нормативная (она
проявляется чаще всего
9. интегр-ативная и
дезинтегративная На эти
10. регулятивная. Она уже отмечалась ранее - в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.
23. Типология обществ
Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. Типология не может быть единой и универсальной, а зависит от методологического подхода исследователя. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но неумеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и т.д. Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор существуют племена (напр., в Африке), не знакомые с ней.
По критерию числа уровней управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.
В западной литературе в 60х гг. получило распространение деление общества на традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное. Аграрное общество представляет собой доиндустриальную стадию развития. Традиционными были общества древности и Средневековья. Их экономика характеризовалась господством натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладала экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде. Отношения собственности характеризовались господством общинной и государственной формы. Соц. структура стабильна и неподвижна, социальная мобильность отсутствует. Основными соц. ячейками были община и семья. В общественном сознании господствовал провиденциализм, т.е. человеческая жизнь воспринималась как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека был ограничен, индивидуальность и самостоятельность не поощрялись. В политической сфере господствовала церковь и армия. Экономическая сила аграрного общества заключалась в земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Индустриальное общество возникает в XVIII в. в результате великой индустриальной революции в Англии и великой Французской революции. Экономической базой такого общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем капитала. В сельском хозяйстве повышается производительность труда, хозяйство становится интенсивным. Простое воспроизводство становится расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики на основе научно-технического прогресса. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов населения. Появляются новые классы: промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои, аристократия приходит в упадок. Наблюдается урбанизация. В духовной сфере происходит секуляризация сознания. Человек руководствуется своими личными интересами. В политической сфере резко возрастает роль государства, человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта, в обществе господствует право и закон. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному начинает преобладать сфера услуг. Это информационное общество.
К. Поппер использовал понятие закрытого и открытого общества, основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное и коллективное общество мы будем называть закрытыми, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытыми».
По Марксу общество делится
на общественно-экономические
29. Понятие личности в социологии. Личность как деятельный субъект
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему общественных отношений посредством активной предметной деятельности. Для того, чтобы понять чтобы понять, что такое личность, необходимо разграничить понятия человек и индивид. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной системой, социальной и психологической. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием индивид. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Но чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития наряду с понятием 2индивид» используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент в формировании личности от исходного состояния до онто- и филогинеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность – это социальный человек, человек, взятый в совокупности социальных качеств и черт, вхождение им в систему общественных отношений и обретение социально значимых качеств. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, волевых качеств и т.д. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции деятельности личности. Личность как субъект социальных отношений характеризуется прежде всего автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно –нормативных факторов в жизни личности объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Она позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на низшие и высшие. Высшие регулируют общую направленность поведения, низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях.
27. Основные формы культуры
1. по субъекту, потребителю культуры:
-народная. Начала формироваться
в Древнем мире на фоне
-массовая. Сущность массовой
культуры отображает
-элитарная. Это культура
привилегированных групп
В отличие от массовой культуры контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Это культура, вступающая в конфликт с доминирующей культурой (напр., культура преступного мира).
Субкультура –
это совокупность ценностей и
образцов поведения,
31. Социальная
структура личности и ее
Социальная структура личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами : индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.