Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

25. Социальные  функции культуры

1. гуманистическая (человекотворческая) – развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности

2. социализации – освоение  культурных норм человеком

3. воспитательная –  формирование определенных социально  значимых черт личности. Можно  сказать, что именно культура  делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д

4. коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта)

5. познавательная (культура  выступает как средство самопознания  общества, класса, нации, этноса и  т.д.)

6. функция аккумуляции,  сохранения и передачи опыта

7. аксеологическая (ценностно-ориентационная) – культура как система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы или социальной общности развивается и изменяется, меняя постепенно ценности и нормы субъектов.  

8. нормативная (она  проявляется чаще всего косвенно, опосредованно, но действует чаще  более эффективно, чем управляющие структуры административных систем и элеиентов)

9. интегр-ативная и  дезинтегративная На эти функции  особое внимание обращал в  своих исследованиях Э.Дюркгейм. Согласно Э.Дюркгейму, освоение  культуры создает у людей –  членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

10. регулятивная. Она уже  отмечалась ранее - в ходе процесса  социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

 

23. Типология  обществ

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или  критериями, составляет типологию. Типология  не может быть единой и универсальной, а зависит от методологического подхода исследователя. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но неумеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и т.д. Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор существуют племена (напр., в Африке), не знакомые с ней.

По критерию числа  уровней управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

В западной литературе в 60х гг. получило распространение  деление общества на традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное. Аграрное общество представляет собой  доиндустриальную стадию развития. Традиционными были общества древности и Средневековья. Их экономика характеризовалась господством натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладала экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде. Отношения собственности характеризовались господством общинной и государственной формы. Соц. структура стабильна и неподвижна, социальная мобильность отсутствует.  Основными соц. ячейками были община и семья. В общественном сознании господствовал провиденциализм, т.е. человеческая жизнь воспринималась как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека был ограничен, индивидуальность и самостоятельность не поощрялись. В политической сфере господствовала церковь и армия. Экономическая сила аграрного общества заключалась в земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Индустриальное общество возникает в XVIII в. в результате великой индустриальной революции в Англии и великой Французской революции. Экономической базой такого общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем капитала. В сельском хозяйстве повышается производительность труда, хозяйство становится интенсивным. Простое воспроизводство становится расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики на основе научно-технического прогресса. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов населения. Появляются новые классы: промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои, аристократия приходит в упадок. Наблюдается урбанизация. В духовной сфере происходит секуляризация сознания. Человек руководствуется своими личными интересами. В политической сфере резко возрастает роль государства, человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта, в обществе господствует право и закон. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному начинает преобладать сфера услуг. Это информационное общество.

К. Поппер использовал  понятие закрытого и открытого  общества, основное различие между  которыми – соотношение социального  контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное и коллективное общество мы будем называть закрытыми, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытыми».

По Марксу общество делится  на общественно-экономические формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное,  капиталистическое, коммунистическое. По О. Конту общества делятся по закону трех стадий: теологическое, метафизическое, позитив-е.            

 

29. Понятие  личности в социологии. Личность  как деятельный субъект

Личность – это  целостность  социальных свойств  человека, продукт общественного  развития и включение индивида в  систему общественных отношений посредством активной предметной деятельности. Для того, чтобы понять чтобы понять, что такое личность, необходимо разграничить понятия человек и индивид. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной системой, социальной и психологической. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием индивид. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Но чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития наряду с понятием 2индивид» используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент в формировании личности от исходного состояния до онто- и филогинеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность – это социальный человек, человек, взятый в совокупности социальных качеств и черт, вхождение им в систему общественных отношений и обретение социально значимых качеств. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, волевых качеств и т.д. Социологический подход выделяет  в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции деятельности личности. Личность как субъект социальных отношений характеризуется прежде всего автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно –нормативных факторов в жизни личности объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Она позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на низшие и высшие. Высшие регулируют общую направленность поведения, низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях.            

 

27. Основные  формы культуры

1. по субъекту, потребителю  культуры:

-народная. Начала формироваться  в Древнем мире на фоне углубляющейся  социальной дифференциации. В современных  условиях не приобретает четких границ. Этот термин скорее обозначает собирательное понятие, которое сводится к совокупности ценностно-нормативного и смыслового содержания, закрепленной и развиваемой в традициях. Народная культура формируется через коллективный напряженный поиск новых культурных форм жизнедеятельности. Важная составляющая народной культуры наших дней – это знание человеком принадлежности к собственной культуре, духовной близости своему народу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

-массовая. Сущность массовой  культуры отображает объективную  закономерность развития западноевропейских  народов последнего столетия, когда  обыденная традиционная культура  оказывалась не в состоянии  выполнять социализирующей функции  по отношению к масштабным ассоциациям людей. Продукты массовой культуры создаются профессионалами – специалистами в сфере потребительского спроса, политик, массового искусства, рекламы. Важным рычагом развития массовой культуры являются коммерческие цели, а также ориентация на создание эрзац-продукта     

-элитарная. Это культура  привилегированных групп общества, для которой характерны такие  черты как принципиальная закрытость  культурной коммуникации, высокое  качество жизни, закрепление принципов  ценностно-смысловой самодостаточности. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например, живопись Пикассо или музыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

В отличие от массовой культуры контркультура концентрирует  в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Это культура, вступающая в конфликт с доминирующей культурой (напр., культура преступного мира).

 Субкультура –  это совокупность ценностей и  образцов поведения, отличающаяся  от доминирующей в данном обществе  культуры. Каждое общество создает свою субкультуру. Она не отличает общечеловеческой культуры, но в то же время имеет свои специфические отличия. Можно выделить национальные, профессиональные (образуется на основе общих ценностей, норм и образцов поведения, связанных с той или иной профессиональной группой. конфессиональные (складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви).  Демократизм  и массовые формы современной жизни мало способствуют формированию субкультур на основе стратификационных форм жизнедеятельности. Своими характеристиками выделяется молодежная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества.  

 

31. Социальная  структура личности и ее основные  элементы

Социальная структура  личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами : индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и  в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий.  Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"