Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

1. передачу информации

2. получение информации

3. реакцию на полученную  информацию

4. переработанную информацию

5. получение переработанной  информации

6. реакцию на эту  информацию

Социальные отношения. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающихся по социальным статусам и ролям в общественных структурах.               

Для социальных общностей  характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального  положения, профессиональной подготовки и образования и др.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальных категорий); способ взаимодействия данной совокупности данных индивидов (нации, соц классы, социально-профессиональные группы и т.д.), т.е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т.е. территориальные общности; степень  ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование и т.д.)     

 

26. основные  компоненты культуры и их роль  в жизни общества

Культура в широком  смысле слова включает в себя все  достижения человечества, в том числе материальные орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре.

1. первым и наиболее  важным элементом является знаково-символический  элемент, т.е. знания, сформулированные  в определенных понятиях и  представлениях и зафиксированные при помощи определенных знаково-символических систем. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык является важнейшим элементом культуры. Это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее  важным компонентом культуры  является ценностно-познавательная  система. Ценность – это коллективно  разделяемые убеждения, относительно целей, которые должны быть достигнуты, а также путей и средств достижения этих целей. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

-смысложизненные (представления  о добре и зле, счастье, цели  и смысле жизни)

-универсальные:

витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние  и т.д.)

общественного признания (трудолюбие, социальное положение  и т.д.)

межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность)

демократические (свобода  слова, совести, национальный суверенитет  и т.д.)

-партикулярные:

привязанность к малой  родине, семье

фетишизм (стремление к  абсолюту и т.д.)

Ценностное отношение  выступает необходимым компонентом  в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые  выражаются в ценностной установке.

Нормативная культура – это совокупность социальных норм, обязательных для исполнения.

3. Устойчивые формы  социального поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность  символических стереотипных действий, воплощающих определенные соц.  идеи, нормы, ценности, представления.

Обычаи – воспринятые  из прошлого формы социальной регуляции  поведения людей, которая воспроизводится  в определенном обществе или социальной группе и является привычной для  его членов.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.  Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, утрате ценных достижений человечества.    

 

32. Ролевая  концепция личности. Социальный  статус и социальная роль

Понятия «статус», «Социальная  позиция» и «социальная роль»  впервые ввел в научный оборот в 30е гг. ХХ в. американский антрополог Р. Линтон. Наиболее полно статусно ролевая структура личности была писана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме. Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называют главным или интегральным. Часто бывает так, что главный интегральный статус человека обусловлен его должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении, облике (одежде, жаргоне и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.). Существует иерархия статусов: более престижные статусы занимают более высокие позиции (напр., физики, математики в СССР), а малопрестижные – более низкие. Статусы делятся по вида на:

- индивидуальные и групповые

по происхождению: предписанный – определенный обществом  вне  зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Он имеет значение в современном открытом обществе. Также выделяют смешанный статус (можно получить от рождения либо приобрести).

Согласно статусно-ролевой  теории социальное поведение индивида есть исполнение им определенной социальной роли. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса называется ролевым набором. Одна из первых попыток систематизации ролей была принята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1. эмоциональной –одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 2. способом получения – одни предписываются, другие  - завоевываются; 3. масштабом – часть ролей строго сформулирована, другая размыта; 4. формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5. мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д.  Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Исполнение социальной роли конкретным определенным индивидом называется социальным поведением. Ролевому поведению предшествуют процессы обучения и принятия ролей  Успешность исполнения социальной роли зависит от различных личностных качеств. Сильная личность – та, которая успешно справляется с разными соц. ролями и быстро осваивает новые роли.  Поскольку человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций может возникнуть ролевой конфликт. Внутриролевой конфликт – конфликт, возникающий вследствие неисполнения из-за недостатка личностных качеств. Межролевой конфликт – возникает между ролями, перенос элементов одной соц. роли на другую.    

         

35. Соц. структура  общества и ее основные элементы

Социальная структура  – это определенный способ связи  и взаимодействия элементов социальной системы, т.е. индивидов и соц. групп, общностей, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной соц. системе совокупности норм и ценностей. Социальная структура выражает объективное деление общества на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, группы, слои  и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый элемент социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. В социологии существует большое количество концепций соц. структуры общества, исторически одной из первых является марксистская. Главное место здесь отводится социально-классовой структуре. Согласно этому учению социально-классовая структура представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Деление общества на классы обусловлено есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. В основе развития соц. структуры общества лежат: 1. общественное разделение труда и 2. отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, а также умственного и физического труда. Отношения собственности на средства производства экономически закрепили эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.  

 Элементами социальной  структуры являются:

1. индивиды и соц.  общности

2. связи и отношения  между ними

3. соц. институты 

Соц. общности – это структуры, объединяющие ее членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию.

Социальные институты  – это высокоорганизованные соц. системы, характеризующиеся устойчивой структурой, интегрированностью элементов  и функциональностью. 

Социальная структура  в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологии, но и такой науки, как социальное управление, а также  политиков, государственных деятелей. Без уяснения соц. структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, то есть в каком направлении они будут действовать, нельзя эффективно руководить делами общества. Взаимосвязь существующих в обществе соц. групп и общностей отнюдь не статическая, а скорее динамическая и проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В этом взаимодействии имеются две основные стороны. Во-первых, сама деятельность каждого из субъектов общества, направляемая отдельными побуждениями. Во-вторых, те общественные отношения, в которые вступают соц. субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Элита  как категория социологии. Теория элит

Элита – определенная  группа, представители которой по своему соц. статусу, общепризнанному  авторитету, профессиональным и индивидуальным качествам занимают ведущие позиции  в том или ином социальном слое, а иногда и в обществе. 

1.Соц. Элита- верхние (стратификационные) слои общ-ва, занимающие ведущие позиции (властные, эк., профессиональные).2.Соц. Элита- сов-сть относительно замкнутых групп, доступ в кот. Ограничен механизмом жесткого отбора (корпоративно- закрытая структура).3.Соц. Элита- группа, обладающая особой культурной ориентацией и менталитетом, образом жизни.Элитные нормы привлекательны, но мало доступны.Элиты возникают в сферах общ. Жизни, а именно в: экон., полит., дух., соц. Элиты- это явление естественно и необходимое любому социуму.Властная теория элит (Гайтано Моска). Любое общ-во состоит из властного меньшинства, которому подчиняется большинство. Принадлежность к элите опред. Наличием власти. Главный критерий элиты- обладание властью.Элитарность неизбежных характеристик общества.Большинство- аморфно и неорганизованно и нуждается во власти. Меньшинство проще формируется и оно мобильно относительно большинства.Минхельс, «Железный закон олигархии». Суть: демократическая форма правления неэффективна, т.к. Заканчивается господством меньшинства над большинством.Райт Миллс, «Влсатвующая элита». Он проанализировал ситуацию в США, исследовал проблему элитарности на амер. Общ-ве. Выявил 3 типа элит в амер. Общ-ве: экон., полит., военнная.Меритократический подход (Вильфредо Паретто). (Власть заслуженная, власть удостоенных). В общ-ве появляются люди, облад. Опред. Способностями, кот. Дают право осущ. Ф-ции управления. Элита- энергичные лидеры, кот. Ведут за собой большинство, нуждающееся в организованном меньшинстве.Круговорот элит. 1.Меняются требования к элите. Из этого следует ее обновленеи.2.Элита стремится закрыться  и установить передачу статусов по наследству.Паретто: «История- кладбище аристократии…». Одни уходят с исторической сцены, освобождая место для других элит.XX век – развитие произв-ных сил и техники, технический прогресс. И как следствие из этого- технократические версии теории элит.(А. Богданов).Торстен Виблен – концепция праздного класса. Начиная с 20-х годов появляется целый ряд концепций, которые, хотя и не всегда употребляя понятие "элиты", описывают сдвиги, происходящие в высших слоях индустриального общества. Эти сдвиги связываются с приходом к власти наиболее компетентных и образованных социальных групп - управленцев, технократов, интеллектуалов.Зачинателем традиции часто считают Т. Веблена (1857-1929 гг.), указавшего на особую роль технократии, в первую очередь инженеров, в развитии производства, науки и техники, повышении благосостояния общества. Используя особые знания и власть технических средств, технократы теснят собственников капитала с ведущих социальных позиций.Несколько отличается от чисто технократической версии изменений в структурах власти организационно-управленческая версия. Она фиксирует процесс прогрессирующего отделения собственности от управления, представленный, в частности, в широко известном исследовании А. Берли и Г. Минза. Власть, по их наблюдениям, переходит из рук собственников в руки наемных менеджеров - профессиональных управленцев. Наибольшую популярность управленческая версия получает с введением Дж. Бернхемом понятия "революция менеджеров" (собственность переходит в руки управляющих- менеджеров).

 

52. Социальные  конфликты в современном российском  обществе и пути их урегулирования

Наибольшее распространение  в российском обществе получили политические конфликты. Наибольшую опасность для его развития представляет усиление напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях. Исследования, проведенные в 90е гг. ИСПИ РАН в режиме мониторинга, показали, что именно социальные факторы вызывают напряженность в межнациональной сфере, а последняя, в случае неэффективной национальной политики может вызвать конфликт. Примером могут служить события на Северном Кавказе (чечено-дагестанский, осетино-ингушский конфликт); более мелкие по масштабам межнациональные конфликты в Ставропольском и Краснодарском крае. Что касается внутренних политических конфликтов России, то основным здесь является конфликт между исполнительной и законодательной властью, длящийся с момента распада СССР. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился в события октября 1993 года. Формой частного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального собрания и референдум по принятию первой Конституции. Однако объективные причины конфликта не устранены и отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах. Также в социально политической сфере характерны внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата. Заметное место занимают национально-этнические конфликты. Доминирующей идеей их является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играют проблема самоопределения тех или иных национальных общностей. В России национально-этнические конфликты чаще носят политический характер. В период перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования новых рыночных отношений выросли новые элитарные соц. группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты. Поэтому последняя вынуждена была облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических лозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы остаться у власти, нередко поддерживала эти требования. По мере того, как укрепляются позиции центра и происходит проникновение новых элит к властным структурам, конфликты в такой форме ослабевают. В социально-экономической сфере конфликты связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием четкой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.д.Значительное место в этом конфликте имеет субъективный фактор: перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократия в институтах власти и др. Особый вес в разрешении конфликтов имеет роль третьей стороны, осуществляющей конфликтологическое посредничество. Посредничество может принимать различные официальные и неофициальные, формальные и неформальные, инициативные и испрашиваемые и т.д.          

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"