Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

Этноцентризм - тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры; свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве универсального эталона. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. этноцентризм – неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре. Более того, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. 

 

 

 

 

 

35. Механизмы развития  и распространения культуры культурная  эволюция ассимиляция аккумуляция  интеграция трансмиссия диффузия

Развитие и механизмы распространения  культуры 
В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей: 
-зависимость типа культуры от социально-экономических и политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

-преемственность в культурном развитии, которая может быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

-неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

-особую роль личности в развитии культурного процесса. 

Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения.  
Открытие — это получение новых знаний о мире (например, великие географические открытия).  
Изобретение — новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или признание новых элементов в культуре. 
Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии).  
 Культурная диффузия — это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). 
Культурный контакт может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Культурная аккумуляция - прибавление новых элементов к существующей культуре; процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур.

Интеграция культуры - процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы.

Культурная ассимиляция - социополитический ответ на демографическую мультиэтническую принадлежность, которая поддерживает или продвигает ассимиляцию этнических меньшинств в доминирующую культуру. Это настроено против утвердительной философии (например, мультикультурализм), который признает и стремится поддержать различия.

Культурная трансмиссия — процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии в американской социологии признано образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная эволюция - это эволюция поведения и способностей человека. Чтобы понять специфику развития человечества, оценить его возможности, необходимо понять особенности как биологической, так и культурной эволюции.

 

36. Социальные изменения социальные революции и реформы:

Социальное изменение – переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое (смена общественно-экономической формации, модификация социальной организации общества, изменение установленных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.).

Социальные изменения  могут осуществляться эволюционным и революционным путем. В первом случае речь идет о поступательном развитии, во втором – о радикальном  переустройстве.

Конт считал главным фактором социальных изменений прогресс знания, Спенсер – усложнение структуры  общества, Маркс – рост производительных сил и появление новых средств  и способов производства. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений  как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.

Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества.

Петер Штомпка выделил четыре теории революции:

1. бихевиористская (П. Сорокин): причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения;

2. психологическая (Дж. Дэвис, Т. Гурр): причины революций заключаются в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость;

3. структурная (Т. Скокпол) – сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы революции.

4. политическая (Ч. Тили) – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством.

Социальная реформа – преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам -- образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"