23 билет. Органическая теория
Г. Спенсера
Герберт
Спенсер (1820-1903) - английский мыслитель. Г. Спенсер
является основателем органической школы
в социологии. Свою органическую теорию
общества и понимание социальной эволюции
он подробно изложил в сочинении, названном
«Научные, политические и философские
опыты».
Спенсер разделяет
позицию «социальной физики» или «социальной
биологии» и рассматривает общество как
своего рода организм.
Взгляды Г. Спенсера
на эволюцию природных и социальных явлений
нашли отражение в созданной им органической
теории общества.
Суть
органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается
как единая система взаимодействия природных,
прежде всего биологических, и социальных
факторов. Согласно этой теории, все стороны
общественной жизни органично связаны
между собой и не могут функционировать
вне данной связи. Только в рамках целостного
социально-природного организма проявляются
подлинное значение любого социального
института и социальная роль каждого субъекта.
Весьма плодотворны
следующие положения органической теории:
- Процесс развития биологических
и социальных организмов сопровождается
дифференциацией их структур и функций.
Чем более развит организм, тем он сложнее.
- Части организма взаимозависят друг от друга и неудачные действия одной из них не могут быть компенсированы действиями других. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки, чем их ранние и простые предшественники.
- Части организма становятся
самодостаточными, хотя составляющие
их единицы (например, люди в обществе
или клетки в организме) постоянно появляются
и исчезают.
- Возрастающая уязвимость обществ
по мере их усложнения вызывает необходимость
в создании регулирующей системы, которая
контролировала бы и координировала действия
составляющих частей.
- В зависимости от степени жесткости
и масштабов управления различаются два
типа общества - «воинствующие», регулируемые
путем принуждения, и «индустриальные»,
с более низким уровнем контроля и централизации.
Эти в целом
конструктивные положения основываются
прежде всего на природных явлениях и
в должной мере не отражают специфические
социальные качества общества.
Спорны и не
лишены вульгаризации аналогии, приводимые
в подтверждение этих положений. Так, правительства
сравниваются с мозгом человека; торговля
- с кровообращением в организме, а кровяные
тельца - с деньгами; промышленность и
земледелие - с питанием; транспорт - с
сосудистой системой; телеграфные провода
с нервной системой живого организма.
По мнению Г.
Спенсера, государство есть некий общественный
организм, состоящий из отдельных людей,
подобно тому, как живой организм состоит
из клеток. Важным аспектом данной теории
является утверждение о том, что государство
образуется одновременно со своими составными
частями - людьми - и будет существовать,
пока существует человеческое общество.
Государственная власть - это господство
целого над своими составными частями,
выражающееся в обеспечении государством
благополучия своего народа. Если организм
здоровый, то и клетки его функционируют
нормально. Болезнь организма подвергает
опасности составляющие его клетки, и,
наоборот, больные клетки снижают эффективность
функционирования всего организма.
Во-первых, законы
социальной жизни предопределяются законами
естественными. Человек становится существом
общественным, будучи уже биологически
сформированным индивидом, обладающим
волей и сознанием. Первично он являлся
творцом природы, затем членом общества,
а затем гражданином государства. Понятно,
что исчезновение человека как биологического
вида одновременно будет означать гибель
и общества, и государства. Следовательно,
в общественной жизни необходима гармония
естественных и социальных законов человеческого
развития.
Во-вторых, органическая теория довольно
четко вводит в понятие об обществе и государстве
системный признак. Подавляющее большинство
ее сторонников считает, что общество
и его государственная организация - это
сложная система, состоящая из взаимодействующих
и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается
(Спенсер) дифференциация и интеграция
общественной жизни. Одно из важных ее
положений состоит в том, что разделение
труда ведет к дифференциации общества.
С другой стороны, интеграция объединяет
людей в государство, посредством которого
они могут удовлетворять и защищать свои
интересы.
24
билет. Классическая зарубежная социология
Э. Дюркгейма.
Эмиль
Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог.
Является
основателем французской социологической
школы. Он практически первым попытался
теоретически обосновать и выделить специфический
предмет научного изучения социологии
— «социальную сферу». Им разработаны
методология и методы социологических
исследований, что позволило подвести
под социологическую науку базу эмпирических
исследований и акцентировать внимание
на ее прикладном характере. Этому, в частности,
посвящена его работа «Правила социологического
метода» (1895), в русском переводе — «Метод
социологии» (1899). Об этом свидетельствует
его фундаментальный труд «Самоубийство.
Социологический этюд» (1897).
Объяснение
социальной жизни нужно искать в природе
самого общества, считал Дюркгейм. Требование
«объяснять социальное социальным» —
по существу девиз его социологической
школы.
Социология
— это наука о социальных фактах, под которыми
он понимал прежде всего политические,
правовые, моральные, религиозные и другие
нормы, ценности, идеи, вырабатываемые
коллективным сознанием и оказывающие
на отдельного индивида принудительное
воздействие, то есть заставляющие каждого
действовать в соответствии с этими фактами.
Другими
словами, конечными причинами социальных
изменений, согласно Дюркгейму, выступают
идеи и духовные ценности людей, которые
они реализуют на практике. По существу
Дюркгейм, как и Конт, разделяет ту точку
зрения, что не общественное бытие определяет
общественное сознание, как утверждал
Маркс, а общественное сознание определяет
общественное бытие.
Вместе
с тем Дюркгейму был чужд так называемый
однолинейный эволюционизм социологии
Конта, который тот провозгласил в рамках
своего Закона трех стадий.
Важное
значение в социологии Дюркгейма имела
трактовка общества как нравственной
реальности. Именно поэтому он считал,
что политические революции — это кровавые
театральные действа, которые мало что
меняют в социальных системах.
Хотя
Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического
направления (Спенсера и др.), его социология
в целом была направлена против биологических
и психологических интерпретаций социальной
жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил
идею «коллективности» как главного признака
социальности.
Дюркгейм
оспаривал и позицию марксизма в смысле
сведения всего социального процесса
к экономическому основанию. По его мнению,
экономический фактор — не важнейший
или не всегда таковой, а конфликт рабочего
класса и предпринимательства — не существенная
черта капиталистического общества, а
факт плохой организации.
В
отличие от Вебера, он считал, что общество
— это надындивидуальное бытие, существование
и закономерности которого не зависят
от действий отдельных индивидов. Объединяясь
в группы, люди сразу начинают подчиняться
правилам и нормам, которые он назвал «коллективным
сознанием».
Учение
об обществе Дюркгейма легло в основу
многих современных социологических теорий,
и прежде всего — структурно-функционального
анализа.
В
качестве обобщающего понятия, которое
выражает основные принципы теории и методологии
социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».
При
этом различают два аспекта этого понятия:
•
онтологический (учение о бытии, о наиболее
общих законах бытия): а) социальная реальность
столь же основательна, «реальна», как
и другие виды реальности (биологическая,
психологическая, экономическая), а потому
— развивается в соответствии с определенными
законами; б) общество — реальность особого
рода, а значит, автономна от других реальностей;
•
методологический (вытекает из онтологического):
а) поскольку социология — часть природы,
то социология в методологическом плане
подобна науке о природе, то есть познавательной
целью должно быть исследование устойчивых
причинно-следственных связей и закономерностей;
б) «социальные факты» следует учитывать
как вещи (объективные реальности).
Центральная
социологическая идея учения Дюркгейма
— идея общественной солидарности. Отталкиваясь
от двух типов общества — традиционного
и современного, он выделяет два типа социальной
солидарности:
•
механическая социальная солидарность
присуща традиционному обществу. Она основывалась
на неразвитости и сходстве составляющих
общество моделей. Индивид здесь не принадлежал
себе: «Я — это только МЫ». Социальное
принуждение выражалось в репрессивных
мерах;
•
органическая солидарность порождается
общественным разделением труда и основана
на разделении индивидов.
Если
первая предполагает поглощение индивида
коллективом, то вторая предполагает развитие
личности, основанное на разделении труда.
Таким
образом, разделение труда выступает источником
социальной солидарности, а наличие проблем
и конфликтов в современном обществе объясняется
ученым как простое отклонение от норм,
вызванное недостаточной отрегулированностью
отношений между главными классами общества.
25 билет. Марксистская социология.
При создании этого учения К.
Mаркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) исходили
из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать
социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу
естественных наук с характерным для них причинно-следственным
объяснением фактов. Объектом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных
закономерностей его развития, а предметом — изучение основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения
об обществе?
Одним из важнейших принципов
исторического развития является признание
закономерности общественного развития.
Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса,
среди главнейших его достижений отмечал:
“Подобно тому, как Дарвин открыл закон
развития органического мира, Маркс открыл
закон развития человеческой истории”.
Признание закономерности означает признание
действия в обществе общих, устойчивых,
повторяющихся, существенных связей и
отношений между процессами и явлениями.
Признание закономерности в
материалистической концепции истории
тесно связано с принципом детерминизма,
т. е. признанием существования причинно-следственных
связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс
считали необходимым из всего многообразия
естественных структур, связей и отношений
выделить главные определяющие. Таковым,
по их мнению, является способ производства
материальных благ, состоящий из производительных
сил и производственных отношений. Признание
причинной обусловленности, определяющей
влияние на общественную жизнь способа
производства, является другим важнейшим
положением марксистского учения об обществе.
К Маркс считал, что производство непосредственно
материальных средств к жизни образует
основу, из которой развиваются государственные
учреждения, правовые воззрения, искусство
и даже религиозные представления людей,
из которых они поэтому должны быть объяснены,
а не наоборот, как это делалось до сих
пор.
Общество в развитии проходит
5 общественно-экономических формаций. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным
уровнем и характером развития производительных
сил и соответствующими этому уровню и
характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений
образует основу общества, его базис, над
которым надстраиваются государственные,
правовые, политические отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют
определенные формы общественного сознания.
К. Mapкс и Ф. Энгельс представляли
развитие общества как естественный, поступательный
процесс, характеризующийся последовательным
переходом от низших общественно-экономических
формаций к высшим: от первобытнообщинной
к рабовладельческой, затем к феодальной,
капиталистической и коммунистической.
Естественно-исторический процесс, столь
же закономерен, необходим и объективен,
как и природные процессы. Он не только
не зависит от воли и сознания людей, но
и определяет их волю и сознание. Но в то же время,
в отличие от процессов природы, где действуют
слепые и стихийные силы, естественно-исторический
процесс представляет собой результат
деятельности людей. В обществе ничто
не совершается иначе, как проходя через
сознание людей.
Все вышеизложенное показывает,
что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена
на признание объективности научных знаний
об обществе.
26
билет. Концепция социологии М.Вебера.
Социологическая
теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской
реакции, представители которой отстаивали
специфику социального познания, которую
они усматривали в необходимости «понимания
человеческих действий», использовании
идеографического метода и отнесения
к ценностям.
По
мнению М. Вебера, социология должна учитывать
субъективные аспекты социально-исторических
явлений, т.е. интересы, потребности и цели
человеческой деятельности, но в то же
время она не может игнорировать присущие
научной методологии требования объективности
и эмпирической проверяемости.
Социология
должна быть ценностно-нейтральной наукой,
а ее главная задача заключается в том,
чтобы понимать смысл и значение человеческих
действий и с учетом их раскрывать причинные
законы развития общества.
Признавая
специфику социального познания, М. Вебер
стремился выработать адекватную ему
методологию и логику формирования понятий,
что нашло свое выражение в разработанном
им методе идеальных типов. Согласно М.
Веберу, идеальный тип есть продукт творческого
воображения, который создается путем
идеализации и мысленного синтеза наиболее
значимых, с точки зрения ученого, аспектов
изучаемого явления. Идеальный тип не
является отражением действительности,
скорее он противостоит ей как утопическая
конструкция. Он давал возможность понять
эмпирическую реальность путем соотнесения,
сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер
выделял две разновидности идеальных
типов: историческую, используемую для
анализа уникальных исторических конфигураций
(феодализм, христианство, конфуцианство
и т.д.) и социологическую, куда он включал
разработанные им типы социального действия.
Придерживаясь
номиналистической точки зрения на общественную
жизнь, он полагал, что все социальные
явления в конечном счете складываются
из различных сочетаний индивидуальных
действий, и любая попытка рассматривать
общие понятия, такие как государство,
общественно-историческая формация и
другие, в качестве реальных исторических
сущностей является ошибочной. Поэтому
понимание смысла и значения человеческих
действий есть исходная предпосылка социологического
исследования.
М.
Вебер выделял четыре основных типа социальных
действий:
1)
целерациональный, в котором имеют место
соответствие целей и средств действия;
2)
ценностно-рациональный, в котором действие
совершается ради какой-то ценности;
3)
аффективный, базирующийся на эмоциональных
реакциях людей;
4)
традиционный, происходящий в соответствии
с традициями и обычаями.
М.
Вебер утверждал, что в процессе развития
мировой цивилизации имеет место усиление
рационалистических начал в жизни общества.
Изучение рациональности как ведущей
тенденции западноевропейского капитализма
явилось главной темой его основной работы
"Протестантская этика и дух капитализма".
В этой работе он показал, что возникновение
капитализма в Европе имело не только
социально-исторические предпосылки,
но и духовные истоки, среди которых важнейшая
роль принадлежала протестантской религиозной
этике, внушающей человеку ценности бережливого
и рачительного труда.
Большой
вклад внес М. Вебер в развитие политической
социологии, выделив три типа господства:
харизматический, основывающийся на аффективном
действии и слепой вере в вождя; традиционный
и бюрократический, которые соответствуют
трем типам социального действия: аффективному,
традиционному и целерациональному.
М.
Вебер заложил основы современной теории
социальной стратификации, которая является
попыткой преодолеть ограниченность марксистской
концепции экономической стратификации.
Он полагал, что не только экономический
фактор в виде собственности, но и политический
фактор (власть) и статус (престиж) могут
рассматриваться в качестве критериев
социальной стратификации, вследствие
чего она становится многомерной.
27 билет. Формальная социология Г.Зиммеля.
Георг Зиммель (1858-1918) сыграл существенную
роль в становлении социологии как самостоятельной
науки, хотя и оставался в тени своих великих
современников — Дюркгейма и Вебера. Зиммель считается основоположником
так называемой формальной социологии,
в которой центральную роль играют логические
связи и структуры, вычленение форм социальной
жизни из их содержательных отношений
и исследование этих форм самих по себе.
Такие формы Зиммель называет «формы социации».
Формы социации можно определить как структуры,
возникающие на основе взаимовлияния
индивидов и групп. Общество основывается
на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные
социальные взаимовлияния имеют два аспекта
— форму и содержание. Абстрагирование
от содержания позволяет, по словам Зиммеля,
проецировать факты, которые мы считаем
общественно-исторической реальностью,
на плоскость чисто социального. Содержание
становится общественным только через
формы взаимовлияния, или социации. Лишь
таким путем можно понять, говорил Зиммель,
что в обществе есть действительно «общество»,
так же как только геометрия может определить,
что в объемных предметах действительно
составляет их объем.
Зиммель предвосхитил ряд существенных
положений современной социологии групп.
Группа, согласно Зиммелю, является образованием,
которое обладает самостоятельной реальностью,
существует по своим собственным законам
и независимо от индивидуальных носителей.
Она, как и индивид, благодаря особой жизненной
силе имеет тенденцию к самосохранению,
основы и процесс которого Зиммель и исследовал.
Способность группы к самосохранению
проявляется в продолжении ее существования
даже при исключении отдельных членов.
С одной стороны, способность группы к
самосохранению ослабляется там, где жизнь
группы тесно связана с одной господствующей
личностью. Распад группы возможен из-за
властных действий, которые противоречат
групповым интересам, а также из-за персонализации
группы. С другой стороны, лидер может
быть объектом идентификации и укреплять
единство группы.
Особое значение имеют его исследования
роли денег в культуре, изложенные прежде
всего в «Философии денег» (1900).
Использование денег как средства
оплаты, обмена и расчетов превращает
личные отношения в опосредованные внеличностные
и частные отношения. Оно увеличивает
личную свободу, однако вызывает всеобщее
нивелирование в силу возможности количественного
сопоставления всех мыслимых вещей. Деньги
для Зиммеля — также самый совершенный
представитель современной формы научного
познания, сводящего качество к чисто
количественным аспектам.
28
билет. Социологические идеи Парето
Метки:
общество, жизнь, управление, политика,
религия
Вильфредо
Парето (1848–1923). Его интересовали те социальные
причины, которые обеспечивали стабильность
в общественной жизни, либо напротив вели
к нарушению стабильности.
В
этой связи Парето обращался к проблеме
социального неравенства. Он широко использовал
такое понятие, как элита. Этим термином
он обозначал тех людей, которые добились
наибольших успехов, наивысших результатов
в своей сфере деятельности, но особое
внимание он уделял правящей элите, то
есть тому социальному слою, который обладал
политической властью в данном обществе.
С точки зрения Парето представители такой
правящей элиты должны были отличаться
определенными качествами, они должны
были быть способны использовать в случае
необходимости вооруженное насилие, либо
обладать способностью манипулировать
подчиненными массами, то есть убеждать
эти массы в том, что правление данной
элиты в наибольшей степени соответствует
их собственным интересам. Но, как отмечал
Парето, правящая элита могла сохранять
необходимые ей качество лишь в течении
ограниченного времени, постепенно она
утрачивала эти качества.
Тогда
были возможны лишь два варианта развития
событий — если правящая элита оказалась
достаточно гибкой и открытой, то есть
она допускала в свои ряды наиболее способных
выходцев из низших слоев общества, то
состав такой элиты обновлялся медленно,
постепенно, но при этом она сохраняла
политическую власть. Если же правящая
элита имела закрытый характер и не допускала
в свой состав представителей других социальных
слоев, то с течением времени начинался
упадок (деградация) этой элиты, а в низших
слоях общества возрастало число людей,
которые обладали качествами, необходимыми
для управления и были способны использовать
вооруженную силу для захвата власти.
То есть возникали условия для социальной
революции. По мнению Парето сущность
всякой революции заключалась в быстрой
насильственной смене состава правящей
элиты, но при этом на место прежней элиты
немедленно приходила новая. В отличии
от Маркса, Парето не считал возможным
возникновение в результате революции
бесклассового общества, в котором не
существовали бы социальные неравенства.
Парето
использовал в своих работах также и понятие
идеологии, он считал, что различные идеологии
(как, например, религиозные и моральные
учения) в конечном итоге призваны скрыть,
замаскировать подлинные мотивы человеческого
поведения, которые часто являются бессознательными.
Парето постоянно занимался критикой
и разоблачением разнообразных идеологий,
стремясь показать их несостоятельность
с научной точки зрения, однако он утверждал,
что научная несостоятельность идеологий
нисколько не противоречит их социальной
полезности. По мнению Парето идеология
исполняла в обществе важную функцию,
способствуя сохранению стабильности
социальной системы.