Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)
  • Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества

  • Классовая сущность государства(в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию, что вызывает конфлик и провоцирует девиантное поведение).

  • Аномия (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились)

  • Социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. (Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.)

*Социальный  контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

*Социальные  нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

*Социальные  санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Типы социального контроля:

  • Формальный социальный контроль

основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях.(эффективен для больших групп)

  • Неформальный социальный контроль

основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. (эффективен для малых групп)

  • Внутренний социальный контроль

самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. (чувство вины, эмоциональные переживания, «угрызения совести» за социальные действия).

Элементы самоконтроля:

  • Сознание- это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

  • Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков.

  • Воля -   сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

 

19 билет. Конфликт как социальный феномен, структура и функции.

Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. И чем сложнее социальная структура, тем больше источников для потенциальных конфликтов. Поэтому проблема любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт означает столкновение противоположных позиций, мнений, идей, сил, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий  на фоне проявления эмоций.

Конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, по сути являясь одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

Структура:

 

1. Одним из непременных  элементов конфликта является  объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.

 

2. Субъект – (2 и более) конфликтующие из-за какого – либо объекта.

 

3. Инцидент - формальный повод  для начала открытого противоборства.

 

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

 

В структуре конфликта также выделяют внутреннюю(цели, мотивы, интересы участников) и внешнюю(речевое поведение конфликтующих)  позиции участников.

 

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние.

Функции :

  1. Позитивные( конструктивные, созидающие):

 

- функция разрядки напряженности  между антагонистами, “выхлопного  клапана”;

«коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

 

-функция стимулятора и  движущей силы социальных изменений;

 

-функция содействия формированию  социально необходимого равновесия;

 

-гарантии развития общества  путем вскрытия противоположных  интересов, возможностей их научного  анализа и определения необходимых  изменений;

 

-оказания содействия в  переоценке прежних ценностей  и норм;

 

-оказания содействия по  усилению лояльности членов данной  структурной единицы.

 

  1. Деструктивные (негативные, разрущающие) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

 

-неудовлетворенность, плохое  состояние духа, рост текучести  кадров, снижение производительности  труда;

 

-уменьшение степени сотрудничества  в будущем, нарушение системы  коммуникаций;

 

-абсолютная преданность  своей группе и непродуктивная  конкуренция с другими группами  организации;

 

-представление о другой  стороне как о враге, о своих  целях как о положительных, а  о целях другой стороны как  об отрицательных;

 

-сворачивание взаимодействия  между конфликтующими сторонами;

 

-увеличение враждебности  между конфликтующими сторонами  по мере уменьшения общения, рост  взаимной неприязни и ненависти;

 

-смещение акцентов: придание  большего значения победе в  конфликте, чем решению проблемы;

 

-возможность подготовки  к новому витку конфликта; закрепление  в социальном опыте личности  или группы насильственных способов  решения проблем.

 

20 билет. Культура как объект социологического познания, типы и формы культуры.

     Социология  культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:

        1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

     Понятие «культура»  в современном социологическом  знании обозначает созданную  людьми искусственную среду существования  и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие  свое выражение в предметной  среде, моделях поведения, которые  устанавливаются людьми, передаются  из поколения в поколение и  являются важными источниками  регулирования социального взаимодействия  и поведения. Каждое конкретное  общество создает свою собственную  культуру, которая передается из  поколения в поколение в результате  исторического развития, что ведет  к возникновению различных видов  культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. 

Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое.

Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

Типы культур.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные(духовная).

Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"