Социально-психологическая
теория Кули в основе своей имеет результаты
наблюдений за процессом детского развития,
в частности самопрезентации детей. Кули
ставил себе целью рассмотрение данных
наблюдений в тесной связи с миром социальных
форм и процессов, с социологической точки
зрения.
Кули приводит
центральный тезис своей теории о неразделимости
индивидуального и социального в жизни
человека. «Личность» и «общество» – не
две разные сущности, а разные аспекты
изучения живого процесса человеческого
взаимодействия, который можно рассматривать
либо со стороны личности, ее самосознания,
динамики социального Я, либо со стороны
общественных институтов и фиксированных
типов общения.
В работах Кули
берут свое начало многие аспекты современных
социально-психологических проблем. Среди
них такие явления, как социализация, конформизм,
лидерство, личная власть.
Конформизм
Кули рассматривает как один из механизмов
подражания, наряду с соперничеством и
идолопоклонством. Рассматривая понятие
«лидерство», Кули считал его синонимом
термина «личное влияние
Кули выделял
два вида наследственности: природная
и социальная. Социальная наследственность
передается через язык, взаимодействие
и образование. Главную основу социальной
наследственности индивида, которая закладывается
в нем только путем взаимодействия с другими
людьми, составляют «сантименты», такие
как осознание себя самого по отношению
к другим, желание одобрения, соперничество,
чувство чести, чувство социальной справедливости
и несправедливости.
Проблема первичных
групп и связанная с ней проблема социализации
представляются наиболее значимыми для
современной социальной психологии в
творчестве Кули.
Социализация
индивидуального сознания начинается
в первичной группе (семья, соседская община),
где есть непосредственный психологический
контакт. Оно развивается от инстинктивного
"самоощущения", в котором "Я"
- это "эмоции", "возбуждения",
до социальных чувств (любви, уважения,
сочувствия и др.). Первичная группа является первичной
в том смысле, что именно она дает индивиду
самый ранний и самый доскональный опыт
социального единства (групповой принадлежности)
Кули вплотную
подходит к пониманию структуры коммуникации
(общения), включая сюда не только процесс
интеракции – межличностного взаимодействия,
но и факт перцепции – восприятия людьми
друг друга. В качестве примеров Кули приводит
многие факты взаимного влияния индивидов
или группы на поведение и суждения человека.
В рамках первичных
групп происходит и социализация индивида.
С одной стороны, Кули рассматривает процесс
социализации как результат социального
взаимодействия, а с другой – как процесс
усвоения индивидом социального опыта.
Усвоение идеалов, моральных норм индивида
происходит в ходе коммуникации.
Принимая за
процесс социализации процесс развития
«Я» индивида, Кули выделяет следующие
стадии социализации: «чувство «Я», «чувственные
состояния» и «представления». В "представлениях" самоощущения индивида
ассоциируются с общепринятыми символами
и становятся в результате "социальными
чувствами". "Социальные чувства",
по Кули,- это основа социальной организации
и социального контроля. Можно сказать, что социализация происходит
в ходе восприятия индивидом других людей. Усваиваемые
индивидом представления о своем "Я",
которые возникают в сознании "других",
Кули называет "представлениями представлений". Восприятие
индивида как субъекта будет зависеть
от того, каким образом его воспринимают
другие. В этой связи Кули развивает теорию,
которая вошла в историю под названием
теории «зеркального Я».
Таким образом,
в своих работах Кули выступил как один
из основоположников социальной психологии,
обозначил круг проблем, которые на долгие
годы стали предметом социально-психологических
исследований.
34
билет. Психологический эволюционизм Л.Уорда
Психологический
эволюционизм представляет собой течение социологической
мысли конца 19 – начала 20 века, представители
которого рассматривали процесс развития общества
как часть космической эволюции, имеющий
направленный характер, как переход от
простых этапов к сложным, на основе развития
сознательного начала, то есть разумного
управления социальными процессами.
При этом каждый новый этап вбирает в себя
лучшие достижения предшествующего благодаря
организованной психической деятельности
человека.
Наиболее крупными
представители американские социологи
Лестер Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс
(1855-1931)гг.
Лестер Франк Уорд (1841-1913) - американский социолог, которого
нередко называют отцом социологии в США.
В целом положительно восприняв идеи эволюционного
развития общества, обоснованные в трудах
О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес
центр тяжести с биологических моментов
на психологические. В трудах «Динамическая
социология»(1883), «Психологические факторы
цивилизации», «Очерки социологии»(1898)
и других он пытался раскрыть психологические
причины деятельности и поведения людей
и тем самым обосновать психологические
механизмы развития общества.
«Социальные
силы суть силы психологические и заключаются
в умственной природе индивидуальных
членов общества» - писал Уорд.
Генезис (природное спонтанное развитие в эволюц
процессе- т.е естественный прогресс) и телезис (осознанные, целенаправленные
действия, приводящие к развитию эволюц
процесса- прогресс, связанный с деятельностью
людей) в социологии Уорда выступают как
две составные и взаимосвязанные части
эволюционного процесса.
Как видно, Уорд
стремится объединить изучение природного
и социального в социологической науке.
Соединительным звеном при этом становится
человек – наполовину природное, наполовину
общественное существо.
В основе деятельности
человека (при телезисе) лежат определенные
силы, называемые социологом и социальными,
и психическими. Социальные сил - «психические
силы, действующие в коллективном состоянии
человека». Социальные силы определяют
поведение человека.
Пока желания
«живут» «внутри» индивида, они являются
психическими силами. Как только желания
осознаются, они становятся интересами,
и таким образом, превращаются в социальные
силы.
Изначальной
причина деятельности любого субъекта
выступают его желания. Обосновывая
«философию желаний», Уорд выделяет
первичные желания, связанные с удовлетворением
потребностей людей в пище, тепле, продолжении
рода и т. п. На их основе формируются более
сложные желания людей (в творческой деятельности,
гражданской свободы, моральные, эстетические
и религиозные желания). Желания людей,
порождают их волю, которую он называет «динамическим
двигателем общества». Желания и воля
выступают, как основные природные и социальные
силы, обеспечивающие развитие общества.
Базой для удовлетворения
первичных потребностей является труд,
причем обман выступает как разновидность
труда.
Поведение человека
в соответствие с концепцией Уорда, может
определяться, помимо желаний, также репродуктивными
силами, к которым он относит любовь. Все
это – стимулы индивидуального поведения,
включающие в себя желания и репродуктивные
силы.
Но Уорд говорит
еще о психологических факторах цивилизации,
которые он подразделил на три группы:
1. различные
проявления души – чувства, волевые
акты, эмоции.
2. интуиция,
интеллект, изобретательство.
3. экономия
ума, экономия природы, социальные
аспекты воли и интеллекта.
Психологический
эволюционизм американского социолога
– это результат столкновения психического
прогресса индивида с общественными условиями
его жизни. Социальный прогресс общества
обеспечиваются социогенетическими силами,
которые делятся на интеллектуальные
и моральные. Наибольшее значение у первых,
они лежат в основе стремления людей приобретать
знания и получать образование. Образование
выступает стимулом и самой надежной формой
социальных преобразований. Следовательно,
Введение всеобщего равного и общего образования
имеет положительный результат.
Также в свете
реформаторских идей Уорда следует рассматривать
созданное им утопическое учение об идеальном
обществе – социократии, главным признаком
которого социальный контроль социальных
сил через «коллективный разум общества».
Он поддерживал профсоюзы и рабочие движения,
доказывал необходимость улучшения положения
пролетариата. Как и многим социологическим
учениям, социологии Уорда был присущ
гуманизм.
Общий вывод,
который следует из рассмотрения концепции
Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных
позиций, подчеркивающих характерные
особенности его учения. Это психологическая
социология процессов и утопизм социальных
преобразований. В целом же Уорд внес заметный
вклад в развитие социологии прежде всего
стремлением доказать, что социальной
революции, имеющей активный характер,
ведущую роль имеет психология человека
и его воля.
35
билет. Групповая психология Г. Лебона.
Основные работы: «Психологии толп»; «Психология народов
и масс».
В последней
трети XIX в. особое внимание исследователей
привлекли массовые движения. Это были
революции, протестные выступления экономического,
социального и политического характера,
охватившие ряд европейских стран. Возникли
концепции, в центре которых находился
анализ поведения больших групп людей
— "массы", "толпы". Именно этой
проблеме и посвятил в значительной части
свои работы французский социолог,
социальный психолог, публицист, врач
Гюстав Лебон (1841—1931).
По его мнению,
"толпа", или "масса" — это большая
группа людей, собравшихся в одном месте,
воодушевленных общими чувствами и готовых
следовать куда угодно за своим лидером.
Совладать с ней не может никакая рациональная
сила. Ход мыслей каждого человека в толпе
направляется ее общим настроением. В
толпе человек теряет свое индивидуальное
мышление, заражаясь этим общим настроением.
Он превращается из простого человека
в "человека толпы". И индивид теряет
чувство реальности и оказывается подверженным
влиянию лидера значительно сильнее, чем
в обычных условиях. Причем чем дольше
по времени человек находится в толпе,
тем больше он теряет себя, подвергаясь
влиянию и толпы, и лидера, и тем слабее
у него становится чувство реальности.
Лебон делил
толпу на однородную и разнородную. Разновидностями
первой являются, по его мнению, классы,
касты, секты, второй — парламентские
собрания, уличные толпы и др. В любом случае
толпа для него -разрушительная, иррациональная,
бессознательная сила, ее поведение регулируется
законом "духовного единства толпы".
Характеризуя
толпу как группу людей, охваченных общими
чувствами, стремлениями и настроениями,
социолог выделял следующие ее черты:
зараженность общей идеей, сознание непреодолимости
собственной силы, утрата чувства ответственности,
нетерпимость, догматизм, восприимчивость
к внушению, предрасположенность к импульсивным
действиям, готовность к бездумному следованию
за лидерами, неспособность обдумывать,
отсутствие рассуждения и критики
В толпе происходят,
по Лебону, деперсонализация и деиндивидуализация
людей. Каковы бы они ни были, как бы ни
различались, в толпе у них появляется
"коллективная душа". На базе этого
понятия ученый сформулировал закон "духовного
единства толпы". В толпе человек превращается
в некий безвольный автомат с подавленными
рациональными началами, поскольку в ней
всегда преобладает бессознательное.
Отсюда делается вывод о том, что толпа
способна как на героические поступки,
так и на разрушительные действия, имеющие
зачастую преступный характер. Весь вопрос
в том, что ей будет "предписано" лидерами
в каждой конкретной ситуации.
Другой ее частью
стали социологические взгляды французского
мыслителя относительно расовой проблемы,
к которой он испытывал также значительный
интерес. Несмотря на ее кажущуюся дистанцированность
от проблемы группового поведения, рассмотренной
в рамках психологии толпы, на деле они
не так уж удалены друг от друга. Более
того, у Лебона существует узловое понятие,
постоянное использование которого позволяет
обнаружить близость расовой проблемы
и проблемы поведения толпы. Им является
"коллективная душа".
Применительно
к расе (нации, народу — они у Лебона часто
созвучны по содержанию) это определенные
моральные и интеллектуальные психологические
особенности, составляющие то, что называют
национальным характером. Применительно
к толпе ее душа — это то бессознательное,
что заставляет чувствовать, думать и
действовать индивидов в ней "совершенно
иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал
каждый из них в отдельности".
Душа расы "управляет
всей эволюцией народа", а душа толпы
— ее поведением. При этом интеллект и
нравственность отдельных людей в толпе
усредняются и превращаются во вторичный
фактор их поступков. Вводя такое фундаментальное
по своему значению понятие, как "коллективная
душа", Лебон стремится с его помощью
объяснить и деятельность народов (рас),
и групповое поведение.
Что касается
непосредственно трактовки расовой проблемы,
то здесь Лебон занимал откровенно реакционные
позиции. Все расы (народы) он делит на
четыре группы: первобытные, низшие, средние
и высшие. Первобытные - это те, "которые
остановились на эпохе первобытной животности"
(например, австралийские аборигены). Низшие
расы представлены неграми, поскольку
у них существуют только зачатки цивилизации.
К средним расам социолог относит китайцев,
японцев, а также семитские народы, которые
создали высокий тип цивилизации. Наконец,
к высшим расам относятся только индоевропейские
народы, оказавшиеся "способными к великим
открытиям в сфере искусства, науки и промышленности".
Высшие расы отличаются от низших, как
характером, так и умом. Наиболее важными
чертами характера высших рас Лебон считает
настойчивость, энергию, способность владеть
собой (волю), а также нравственность. Само
собой разумеется, что другие расы не обладают
такими качествами и оказываются, следовательно,
аутсайдерами исторического процесса.
Лебон отстаивал
идею расового детерминизма в развитии
цивилизации. По его мнению, фундаментом
социальной эволюции является не разум,
а иррационально-волевая, эмоциональная
сфера психической жизни — чувства и верования.
Основой познания истории выступает психология,
а психологические свойства рас определяют
лицо цивилизации. Лебон писал, что "психологические
черты рас обладают большой устойчивостью
и что из этих черт вытекает история народов".