Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)

Институционализация


Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:[12]

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

  1. формирование общих целей;

  1. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

  1. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

  1. институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

  1. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

  1. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Процесс институционализации, таким образом, включает в себя ряд моментов.

  • Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

  • Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

  • Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, социальные институты — это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида[13].

Институционализации, как показывают П. Бергер и Т. Лукман[14], предшествует процесс хабитуализации, или «опривычивания» повседневных действий, приводящий к формированию образцов деятельности, которые в дальнейшем воспринимаются как естественные и нормальные для данного рода занятий или решения типичных в данных ситуациях проблем. Образцы действий выступают, в свою очередь, основой для формирования социальных институтов, которые описываются в виде объективных социальных фактов и воспринимаются наблюдателем как «социальная реальность» (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, употребления знаков и фиксации значений и смыслов в них) и формируют систему социальных значений, которые, складываясь в смысловые связи, фиксируются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомочным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих подорвать стабильные идеализации повседневной жизни[15].

С возникновением и существованием социальных институтов связано формирование в каждом индивидууме особого набора социокультурных диспозиций (габитуса), практических схем действования, ставших для индивида его внутренний «естественной» потребностью[16]. Благодаря габитусу происходит включение индивидов в деятельность социальных институтов. Социальные институты поэтому — это не просто механизмы, а «своеобразные „фабрики смыслов“, задающие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей»

Роль в развитии общества


По мнению американских исследователей Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона (англ.)русск. именно характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны[23].

Рассмотрев примеры множества стран мира, ученые пришли к выводу, что определяющим и необходимым условием развития любой страны является наличие общественных институтов, которые они назвали общедоступными (англ. Inclusive institutions). Примерами таких стран являются все развитые демократические страны мира. И наоборот, страны, где общественные институты носят закрытый характер, обречены на отставание и упадок. Общественные институты в таких странах, по мнению исследователей, служат лишь обогащению элит, контролирующих доступ к этим институтам, — это т. н. «привилегированные институты» (англ. extractive institutions). По мнению авторов, экономическое развитие общества невозможно без опережающего политического развития, то есть без становления общедоступных политических институтов.[24].

 

13 билет. Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы стабильности семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

1)  Поскольку семья получает  моральную и правовую санкцию, общественную и государственную  поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.

Семья как социальный институт это, прежде всего, - специфическая организация, обеспечивающая физическое и социальное воспроизводство новых поколений в обществе. В первую очередь именно с этой целью человеческое общество в процессе своей эволюции выработало свод социальных норм и санкционировало систему взаимоотношений и взаимодействий, приведших к возникновению самого древнего социального института - семьи и брака.

2) Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

А если все это кратко, то: Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе

 

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи.

В социологии брак - это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. 

В юридическом смысле : брак - это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

К настоящему времени наиболее распространены два типа брака:

  • моногамия (единобрачие) - брак между одним мужчиной и одной женщиной;
  • полигамия - многобрачие (многоженство или многомужество).

также есть:

  • полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
  • полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов

 

 Брачный союз обычно  утверждается через социально-одобренную  церемонию, которая, как правило, включает  в себя и юридическое оформление  брака. Это налагает определенные  обязательства на супругов, так  как заключение брака - есть признание  социальной зрелости вступивших  в него, готовности к выполнению  супружеских обязательств, содержанию  и воспитанию детей. Брачный союз  налагает определенные обязательства  и на государство, его санкционирующее.

Проблемы брачно-семейных отношений во многом определяют социальную, экономическую и культурную политику государства.

Совокупность отношений между членами семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья может быть:

  • нуклеарной (супружеская пара с детьми)
  • расширенной (в неё также входит кто-либо из родственников супругов, проживающий с ними).

По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов, и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно.

По месту жительства различают семьи

  • патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство),
  • матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены)
  • неолокальные (супруги живут отдельно от родителей).

Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах.

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)

  1. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)

  1. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"