духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
досуговая (организация нормального
досуга, взаимообогащение интересов)
сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)
Перед семьей в последние годы
возникло множество социальных проблем.
К их числу относятся, например, низкая
рождаемость, высокий уровень разводов,
рост числа неполных семей. Вместе с тем,
объективно, в жизнедеятельности семьи
возрастает значение функций, связанных
с духовным общением, взаимопомощью супругов,
родителей и детей.
Проблемы
в современной семье.
Комплекс проблем всех
типов семей обусловлен вопросом о предназначении
семьи в современном мире. Возникнув, как
основная форма жизнеустройства, семья
первоначально сосредоточила в себе все
основные функции по обслуживанию человеческой
деятельности. Поскольку семья постепенно
избавлялась от ряда этих функций,
разделяя их с другими социальными: институтами;
в последнее время трудно выделить специфический
вид деятельности, присущий только семье.
Все множество проблем,
связанных с современной семьей, можно
разделить на следующие группы:
1. Социально
- экономические проблемы: К этой группе можно
отнести проблемы, связанные с уровнем
жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским
бюджетом средней семьи), удельным весом
в структуре общества малообеспеченных
семей и семей, живущих ниже черты бедности,
со специфическими потребностями многодетных
и молодых семей, государственной системы
материальной помощи.
2. Социально
- бытовые проблемы: по смысловому содержанию
сходны с социально - экономическими проблемами.
К данной группе относятся проблемы, связанные
с обеспечением семей жильем, с условиями
проживания, а так же потребительским
бюджетом средней семьи ит.д.
3. Социально
- психологические проблемы: Эта группа включает
самый широкий спектр проблем: они связаны
со знакомством, выбором брачного партнера
и далее - брачно-семейной адаптацией,
согласованием семейных и внутрисемейных
ролей, личностной автономией и самоутверждением
в семье. Кроме того, к ним относятся и
проблемы супружеской совместимости,
семейных конфликтов, сплоченности семьи
как малой группы, насилия в семье.
4. Проблемы
стабильности современной семьи: Данную проблематику
составляют состояние и динамика семейных
разводов, их социально - типологические
и региональные аспекты, причины разводов,
ценности супружества, удовлетворенность
браком как фактор стабильности семейного
союза, ее социально - психологическая
характеристика.
5. Проблемы
семейного воспитания: В данной группе проблем
могут рассматриваться состояние семейного
воспитания, типы семей по критерию воспитания,
родительские роли, положение ребенка
в семье, условия эффективности и просчеты
семейного воспитания. указанные проблемы
естественным образом связаны с социально
- психологическими проблемами и проблемами
стабильности семьи.
6. Проблемы
семей группы риска: Факторы, обуславливающие
социальный риск, могут иметь социально
- экономический, медико-санитарный, социально
- демографический, социально - психологический,
криминальный характер. Их действие приводит
к утрате семейных связей, росту числа
детей, оставшихся без попечения родителей,
постоянного места жительства, средств
к существованию. Безнадзорность детей
продолжает составлять одну из наиболее
тревожных характеристик современного
российского общества. К семьям группы
риска относят: неполные семьи, семьи,
воспитывающие или имеющие в своем составе
инвалидов, многодетные семьи, малоимущие
и бедные семьи и др.
Итак, современная российская
семья переживает не лучшие времена: упадок
престижа семьи, а тем более семьи с двумя
и более детьми, экономическая нестабильность,
жилищные проблемы и т.д. привели к насущной
потребности профессионального вмешательства
социального работника, для поддержания
функционирования главного общественного
института - семьи.
14 билет. Экономика как социальный
институт.
Экономика как социальный институт представляет
собой совокупность институциализированных
способов деятельности, образцов социальных
действий, образующих различные типы экономического
поведения людей и организаций для удовлетворения
своих потребностей.
В
группу фундаментальных экономических
социальных институтов входят:
•
собственность,
•
рынок,
•
деньги,
•
обмен,
•
банки,
•
финансы,
•
различного типа хозяйственные объединения,
которые в совокупности образуют сложную
систему производственных связей, соединяя
экономическую жизнь с другими сферами
социальной жизни.
Благодаря
развитию социальных институтов происходит
функционирование всей системы экономических
отношений и общества в целом, осуществляется
социализация личности в социально-трудовой
сфере, происходит передача норм экономического
поведения и моральных ценностей.
Выделим
четыре признака, общие для всех социальных
институтов в сфере экономики и финансов:
1)
взаимодействие между участниками социальных
связей и отношений;
2)
наличие подготовленных профессиональных
кадров, обеспечивающих деятельность
институтов;
3)
определение прав, обязанностей и функций
каждого участника социального взаимодействия
в экономической жизни;
4)
регламент и контроль эффективности процесса
взаимодействия в экономике.
Развитие
экономики как социального института
подчиняется не только экономическим
законам, но и социологическим. Функционирование
этого института, его целостность как
системы обеспечивают различные социальные
институты и социальные организации, которые
следят за работой социальных институтов
в сфере экономики и финансов, контролируют
поведение их членов.
Базовыми
институтами, с которыми взаимодействует
экономика, являются политика, образование,
семья, право и др.
Деятельность
и функции экономики как социального института
Основными
функциями экономики как социального
института являются:
ü согласование социальных интересов
хозяйствующих субъектов, производителей
и потребителей;
ü удовлетворение потребностей
личности, социальных групп, слоев и организаций;
ü укрепление социальных связей
внутри экономической системы, а также
с внешними социальными организациями
и институтами;
ü поддержание порядка и предотвращение
неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими
субъектами в процессе удовлетворения
потребностей.
Главная
цель деятельности социального института
— достижение стабильности и ее поддержание.
Устойчивость
экономики как социального института
обусловлена прежде всего такими объективными
факторами, как территориальные и климатические
условия, наличие человеческих ресурсов,
уровень развития материального производства,
состояние реального сектора экономики,
социальная структура общества, правовые
условия и законодательная база функционирования
экономики.
Экономику
и политику чаще всего считают социальными
институтами, которые оказывают наибольшее
влияние на развитие общества и его стабильность
как социальной системы.
Экономика
как социальный институт создает материальный
базис для развития социальных отношений,
ибо нестабильное и бедное общество не
в состоянии поддерживать нормальное
воспроизводство населения, интеллектуальную
и образовательную базу развития системы.
Все социальные институты связаны с институтом
экономики, зависимы от него и своим состоянием
во многом определяют перспективы развития
российского общества, являясь мощными
стимуляторами его экономического прогресса
и развития политической системы.
15
билет. Политические общественные институты.
Политика
как социальный институт – это совокупность
определенных организаций (органы власти
и управления, политические партии, общественные
движения), регулирующих политическое
поведение людей в соответствии с принятыми
нормами, законами, правилами.
Каждый из
политических институтов осуществляет
определенный вид политической деятельности
и включает социальную общность, слой,
группу, специализирующиеся на реализации
политической деятельности по управлению
обществом. Для этих институтов характерны:
1) политические
нормы, регулирующие отношения внутри
политического института и между ними,
и между политическими и неполитическими
институтами общества;
2) материальные
средства, необходимые для достижения
поставленных целей.
Политические
институты обеспечивают воспроизводство,
стабильность и регулирование политической
деятельности, сохранение идентичности
политической общности даже при смене
состава, усиливают социальные связи и
внутригрупповую сплоченность, осуществляют
контроль за политическим поведением.
В центре
внимания политики – власть и управление
в обществе.
Главным
носителем политической власти выступает
государство, которое, опираясь на право
и закон, осуществляет принудительное
регулирование и контроль над социальными
процессами с целью обеспечения нормального
и стабильного функционирования общества.
Универсальной
структурой государственной власти являются:
1) законодательные
органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные
органы (правительство, министерства,
госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные
органы;
4) армия и
органы госбезопасности;
5) государственная
система информации и т. д.
Социологический
характер деятельности государства и
других политических организаций связан
с функционированием общества в целом.
Политика
должна способствовать решению общественных
проблем, вместе с тем политикам свойственно
стремление использовать государственную
власть и представительные органы для
удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство
как ядро социологической системы обеспечивает:
1) социальную
интеграцию общества;
2) безопасность
жизнедеятельности людей и общества в
целом;
3) распределение
ресурсов и социальных благ;
4) культурно-образовательную
деятельность;
5) социальный
контроль за девиантным поведением.
Основа политики
– власть, связанная с применением силы,
принуждения по отношению ко всем членам
общества, организациям, движениям.
В основе
подчинения власти лежат:
1) традиции
и обычаи (традиционное господство, например,
власть рабовладельца над рабом);
2) преданность
человеку, наделенному некой высшей властью
(харизматическая власть лидеров, например,
Моисей, Будда);
3) сознательная
убежденность в правильности формальных
правил и необходимости их выполнения
(данный тип подчинения характерен для
большинства современных государств).
Сложность
социополитической деятельности связана
с различиями в социальном положении,
интересах, позициях людей и политических
сил.
Они влияют
на различия типов политической власти.
Н. Смелзер приводит такие типы государств:
демократические и недемократические
(тоталитарные, авторитарные).
В демократических
обществах все политические институты
автономны (власть делится на независимые
ветви – исполнительную, законодательную,
судебную).
Все политические
институты влияют на формирование государственных
и властных структур, формируют политическое
направление развития общества.
В авторитарных
и тоталитарных обществах естественные
функции политических институтов деформированы,
политические партии и общественные организации
в той или иной степени подчиняются правящей
элите.
Демократические
государства ассоциируются с представительной
демократией, когда народ на определенный
срок передает власть своим представителям
на выборах.
Для этих
государств, в основном западных, характерны
следующие черты:
1) индивидуализм;
2) конституционная
форма правления;
3) общее согласие
тех, кем управляют;
4) лояльная
оппозиция.
В тоталитарных
государствах руководители стремятся
удержать власть, держа народ под полным
контролем, используя унифицированную
монопартийность, контроль над экономикой,
СМИ, семьей, проводя террор по отношению
к оппозиции. В авторитарных государствах
примерно те же меры проводятся в более
мягких формах, в условиях существования
частного сектора и других партий.
Социополитическая
подсистема общества представляет собой
спектр различных векторов власти, управления,
политической деятельности.
В целостной
системе общества они находятся в состоянии
постоянной борьбы, но без победы какой-то
одной линии. Переход границы меры в борьбе
ведет к девиантным формам власти в обществе:
1) тоталитарному,
в котором господствует военно-административный
метод управления;
2) стихийно
рыночному, где власть переходит к корпоративным
группам, которые сращиваются с мафией
и ведут войну друг с другом;
3) застойному,
когда устанавливается относительное
и временное равновесие противоборствующих
сил и методов управления.
В советском
и российском обществе можно найти проявление
всех этих девиаций, но особенно ярко проявились
тоталитаризм при Сталине и застойность
при Брежневе.
16
билет. Социальные институты образования
и науки.
Система
образования относится к числу важнейших
социальных институтов. Она обеспечивает
социализацию индивидов, посредством
которой они развивают качества, необходимые
для непременных жизненных процессов
и преобразований.
Институт
образования имеет длительную историю
от первичных форм передачи знания от
родителей к детям.
Образование
служит развитию личности, способствует
ее самореализации.
В то же время
образование имеет решающее значение
для самого общества, обеспечивая выполнение
важнейших задач практического и символического
характера.
Система
образования вносит существенный вклад
в интеграцию общества и способствует
формированию чувства общности исторической
судьбы, принадлежность к данному единому
обществу.
Но система
образования имеет и другие функции. Сорокин
отмечает, что образование (особенно высшее)
является своеобразным каналом (лифтом),
с помощью которого люди повышают свой
социальный статус. В то же время образование
осуществляет социальный контроль поведения
и мировоззрения детей, подростков.
Система
образования как институт включает в себя
следующие компоненты:
1) органы
управления образованием и подведомственные
им учреждения и организации;
2) сеть образовательных
учреждений (школы, колледжи, гимназии,
лицеи, университеты, академии и т. д.), включая
институты повышения квалификации и переподготовки
преподавателей;
3) творческие
союзы, профессиональные ассоциации, научные
и методические советы и иные объединения;
4) учреждения
инфраструктуры образования и науки, проектные,
производственные, клинические, медико-профилактические,
фармакологические, культурно-просветительские
предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники
и учебно-методические пособия для преподавателей
и учащихся;
6) периодические
издания, включая журналы и ежегодники,
отражающие самые последние достижения
научной мысли.
Институт
образования включает в себя определенную
сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных
выполнять те или иные управленческие
и другие функции на основе установленных
прав и обязанностей, организационные
нормы и принципы отношений между официальными
лицами.
Совокупность
норм, регламентирующих взаимодействие
людей по поводу обучения, свидетельствует
о том, что образование является социальным
институтом.
Гармоничная
и сбалансированная система образования,
обеспечивающая удовлетворение современных
потребностей общества, является важнейшим
условием сохранения и развития общества.
Наука наряду
с образованием может рассматриваться
как общественный макроинститут.
Наука, как
и система образования, является центральным
социальным институтом во всех современных
обществах и представляет собой самую
сложную область интеллектуальной деятельности
человека.