Во все большей
и большей степени само существование
общества зависит от передового научного
знания. От развития науки зависят не только
материальные условия существования общества,
но и представления его членов о мире.
Основная
функция науки – выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о
действительности. Цель научной деятельности
– получение нового знания.
Цель образования –
передача нового знания новым поколениям,
т. е. молодежи.
Если нет
первого, то нет и второго. Именно поэтому
данные институты рассматриваются в тесной
взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь,
существование науки без обучения также
невозможно, так как именно в процессе
обучения формируются новые научные кадры.
Формулирование
принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе:
универсализм, коммунализм, незаинтересованность
и организационный скептицизм.
Принцип
универсализма обозначает, что наука и
ее открытия носит единый, универсальный
(всеобщий) характер. Никакие личностные
характеристики отдельных ученых (пол,
возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют
значения при оценке ценности их работ.
Результаты
исследований должны оцениваться исключительно
по их научным достоинствам.
Согласно
принципу коммунализма никакое научное
знание не может стать личной собственностью
ученого, а должно быть доступно любому
члену научного сообщества.
Принцип
незаинтересованности означает, что преследование
личных интересов не соответствует требованию,
предъявляемому к профессиональной роли
ученого.
Принцип
организованного скептицизма означает,
что ученый должен воздерживаться от формулировки
выводов до полного соответствия фактов.
17
билет. Религия как социальный институт
*Религия - как социальный институт может быть
определена как система общественно признанных
верований и соответствующей практики,
которые ориентированы на сферу священного,
сверхъестественного.
Религиозный
институт относится к несветской культуре,
но играет очень важную роль в жизни многих
людей как система норм культурного поведения,
т. е. служения Богу.
О социальной
значимости религии в мире говорят следующие
статистические данные о числе верующих
в начале XXI века: из 6 млрд населения земного
шара более 4 млрд – верующие. Причем около
2 млрд исповедуют христианство.
Православие
внутри христианства занимает третье
место после католицизма и протестантизма.
Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм
– более 650 млн, буддизм – более 300 млн,
конфуцианство – около 200 млн, сионизм
– 18 млн, остальные исповедуют другие
религии.
Функции
религии:
1) Интегративная- объединение
людей и поддержка в трудные минуты.
2)Регулятивная- регулирование
морального поведения от рождения до смерти
человека
3)Психотерапевтическая-
одобрение или критика социальных порядков
в обществе *(Религиозные действия,
богослужения, обряды, ритуалы оказывают
успокоительное, утешительное влияние
на верующих, придают им моральную стойкость,
уверенность, предохраняют от стрессов
и самоубийств)
4)Культуротранслирующая
- позволяет сохранять и передавать культурные
ценности и нормы, представления и т.д.
5)Коммуникативная
С социологической
точки зрения могут быть выделены следующие виды
религий: простая вера в сверхъестественное,
анимизм, теизм, магия, тотемизим, фетишизм.
*Простая сфера в сверхъестественное
- тип религии, который характерен для
примитивных, доиндустриальных обществ,
не включает в себя веру в богов или духов,
но признает наличие сверхъестественных
сил, оказывающих положительное или отрицательное
влияние на жизнь людей.
*Анимизм- вера в существование
душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение
душ, в одухотворение явлений природы.
*Теизм- это вера в богов
или в единого бога.
*Магия- совокупность представлений
и обрядов, в основе которых лежит вера
в возможность влияния на людей, предметы
и явления с помощью определенных действий.
*Тотемизм- это вера в существование
родственной связи между группой людей
(род, племя) и определенным видом растения
или животного.
*Фетишизм- предмет, поразивший
воображение верующих (необычный камень,
зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый
мистическими, сверхъестественными свойствами,
как то: исцеление, защита от врагов, помощь
на охоте и т. д.
Точки
зрения социологов на религию как социальный
институт:
Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:
1) сплочении
людей – собрании для выражения общих
интересов;
2) ревитализации
– оживлении прошлого, соединения настоящего
с прошлым;
3) эйфории
– общем принятии жизни, отвлечении
от неприятного;
4) порядке и
обучении – самодисциплине и подготовке
к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма*( главное направление христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций)и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:
1) упорный
труд, самодисциплина и самоограничение;
2) приумножение
денег без расточительства;
3) личный
успех как ключ к спасению.
Религиозный
фактор влияет на экономику, политику,
государство, межнациональные отношения,
семью, на область культуры через деятельность
верующих индивидов, групп, организаций
в этих областях.Происходит «наложение»
религиозных отношений на другие общественные
отношения.
Ядром религиозного
института является церковь. Церковь представляет
собой организацию, использующую разнообразные
средства, в том числе религиозную мораль,
обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает,
заставляет людей поступать соответствующим
образом.
Классификация
религий.
По
количеству богов религии подразделяют на монотеистические (основанные на
вере в одного бога, определяющего
все явления мира, в том числе социальное
поведение людей) и политеистические (языческие),
в которых каждое божество «ответственно»
за определенные явления природы и космоса
и может оказать или не оказать помощь
человеку в границах своей «зоны ответственности».
Можно классифицировать
религии по их распространенности: мировые, региональные и национальные
религии
Мировые( христианство,
ислам и буддизм)
Региональные- *религии, распространенные
в нескольких, обычно соседних, странах.(например,
конфуцианство – в Китае, Корее, Японии,
даосизм – Китае и Японии)
Национальные-* те, которые
являются принадлежностью одной нации
и, как правило, замыкаются в национальных
границах.
По
географическому признаку:
Религии
Запада: ( религии древних обществ Египта, Месопотамии,
Греции, Рима, славян, а также иудаизм,
христианство и ислам)
Религии
Востока:(иранские, индийские, китайские верования)
Периферийные:
(религии
африканские, сибирские, индейские (амер.
индейцев) и религии тихоокеанских племен)
Немецкий
философ Георг Гегель разделял все вероучения на религии природы (китайские,
индийские), религии свободы (персидские,
сирийские, египетские), религии духовной индивидуальности
(иудейская, греческая, римская) и абсолютную религию (христианство).
По
мнению американского социолога Нейла
Смелзера, лучше всего классифицировать религии
по названиям, данным их приверженцами:
протестантская, католическая, мусульманская
и др.
Религия
как социальный институт характеризуется:
наличием цели
своей деятельности;
набором социальных
позиций и ролей;
конкретными
функциями, обеспечивающими достижение
такой цели.
Таким образом,
на основе всего вышесказанного можно
сделать вывод, что религия как социальный
институт - это организованное объединение
людей, выполняющих определенные социально
значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполняемых
членами своих социальных ролей, задаваемых
социальными ценностями, нормами и образцами
поведения.
18
билет. Девиантное поведение, формы, причины.
Социальный контроль.
*Девиантное
поведение- поведение, которое не соответствует
требованиям социальных норм
Под девиантным
(от лат. deviatio — отклонение) поведением
в современной социологии подразумевается,
с одной стороны, поступок, действия человека,
не соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в дан ном
обществе нормам иди стандартам, а с другой
— социальное явление, выраженное в массовых
формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе
нормам или стандартам.
Отклонения от социальных
норм могут быть:
позитивные, направленные на преодоление устаревших
норм или стандартов и связанные с социальным
творчеством, способствующие качественным
изменениям социальной системы;
негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Девиантное
поведение — своего рода социальный выбор.
Например, некоторые индивиды в погоне
за иллюзорным успехом, богатством или
властью выбирают социально запрещенные
средства, а иногда и противозаконные
и становятся либо правонарушителями,
либо преступниками.
В этом случае
девиация выступает результатом неспособности
или нежелания индивидов адаптироваться
к обществу и его требованиям, иначе говоря,
свидетельствует о полном или относительном
провале социализации.
Формы
девиантного поведения:
уголовная преступность,
алкоголизм,
наркомания -заболевание,
которое выражается в физической и (или)
психической зависимости от наркотических
средств ,
проституция,
азартные игры,
психическое расстройство,
суицид - намерение лишить себя жизни.
Четыре
возможных типа девиации (по Мертону):
инновация, предполагающая согласие с целями общества
и отрицание общепринятых способов их
достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты,
создатели «финансовых пирамид», великие
ученые);
ритуализм, связанный с отрицанием целей данного
общества и абсурдным преувеличением
значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся
к их замене на новые (революционеры, стремящиеся
к коренной ломке всех общественных отношений).
Причины
девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из
биологических особенностей нарушителей
норм — специфическими физическими чертами,
генетическими отклонениями; на основе
психологических особенностей — умственной
отсталости, различных проблем психического
характера. При этом психологическим механизмом
формирования большинства девиаций объявлялось
аддиктивное поведение (аддикция — пагубное
пристрастие), когда человек стремится
убежать от сложностей реальной жизни,
используя для этого алкоголь, наркотики,
азартные игры. Итогом аддикции является
разрушение личности.
Эмиль Дюркгейм. Концепция
дезориентации:
Питательная
почва для девиаций - социальные кризисы,
когда происходит рассогласование принятых
норм и жизненного опыта человека и наступает
состояние аномии — отсутствия норм.
Роберт Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность
им следовать.
Теория стигматизации(навешивание ярлыков):
Все люди склонны
к нарушению норм, но девиантами становятся
те, на кого «наклеен» ярлык девианта.
(Например, бывший преступник может отказаться
от своего преступного прошлого, но окружающие
будут воспринимать его как преступника,
избегать общения с ним, отказывать в приеме
на работу и т.д. В итоге у него остается
только один вариант — вернуться на криминальный
путь)
Зараженность «плохими» нормами
духовной культуры представителей средних
и высших слоев от низших слоев( общение «на улице», случайные знакомства)
Туманность нормативных формул
мотивации ( например, Например,
формулы «делай как можно лучше», «ставь
интересы общества выше своих» )
Социальное неравенство (Фундаментальные
потребности у людей достаточно схожи,
а возможности их удовлетворить у разных
социальных слоев (богатых и бедных) разные.)