Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

 

17 билет. Религия как социальный институт

*Религия - как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Функции религии:

1) Интегративная- объединение людей и поддержка в трудные минуты.

2)Регулятивная- регулирование морального поведения от рождения до смерти человека

3)Психотерапевтическая- одобрение или критика социальных порядков в обществе  *(Религиозные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокоительное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств)

4)Культуротранслирующая - позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, представления и т.д.

5)Коммуникативная

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, магия, тотемизим, фетишизм.

*Простая сфера в сверхъестественное - тип религии, который характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.

*Анимизм- вера в существование душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение душ, в одухотворение явлений природы.

*Теизм- это вера в богов или в единого бога.

*Магия- совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий.

*Тотемизм- это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным видом растения или животного.

*Фетишизм- предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свойствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте и т. д.

Точки зрения социологов на религию как социальный институт:

  • Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории  – общем принятии жизни, отвлечении  от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

  • М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма*( главное направление христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций)и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный  труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение  денег без расточительства;

3) личный  успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Классификация религий.

По количеству богов религии подразделяют на монотеистические (основанные на вере в одного бога, определяющего все явления мира, в том числе социальное поведение людей) и политеистические (языческие), в которых каждое божество «ответственно» за определенные явления природы и космоса и может оказать или не оказать помощь человеку в границах своей «зоны ответственности».

Можно классифицировать религии по их распространенности: мировые, региональные и национальные религии

Мировые( христианство, ислам и буддизм)

Региональные- *религии, распространенные в нескольких, обычно соседних, странах.(например, конфуцианство – в Китае, Корее, Японии, даосизм – Китае и Японии)

Национальные-* те, которые являются принадлежностью одной нации и, как правило, замыкаются в национальных границах.

По географическому признаку:

Религии Запада: ( религии древних обществ Египта, Месопотамии, Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и ислам)

Религии Востока:(иранские, индийские, китайские верования)

Периферийные: (религии африканские, сибирские, индейские (амер. индейцев) и религии тихоокеанских племен)

Немецкий философ Георг Гегель разделял все вероучения на религии природы (китайские, индийские), религии свободы (персидские, сирийские, египетские), религии духовной индивидуальности (иудейская, греческая, римская) и абсолютную религию (христианство).

По мнению американского социолога Нейла Смелзера, лучше всего классифицировать религии по названиям, данным их приверженцами: протестантская, католическая, мусульманская и др.

Религия как социальный институт характеризуется:

наличием цели своей деятельности;

набором социальных позиций и ролей;

конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

18 билет. Девиантное поведение, формы, причины. Социальный контроль.

*Девиантное поведение- поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

 

Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

 

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками.

В этом случае девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

 

Формы девиантного поведения:

  • уголовная преступность,

  •  алкоголизм,

  •  наркомания -заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств ,

  •  проституция,

  • азартные игры,

  • психическое расстройство,

  •  суицид - намерение лишить себя жизни.

Четыре возможных типа девиации (по Мертону):

  • инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

  • ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

  • бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

 

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

  • Эмиль Дюркгейм. Концепция дезориентации:

Питательная почва для девиаций - социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

  • Роберт Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

  • Теория стигматизации(навешивание ярлыков):

Все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. (Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь)

Причины объяснения девиантного поведения:

  • Психологические (слабоумие, дегенеративность, психопатия)

  • Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев( общение «на улице», случайные знакомства)

  • Туманность нормативных формул мотивации ( например, Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» )

  • Социальное неравенство (Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные.)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"