Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка
1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.
Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.
К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.
Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.
Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.
Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.
Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.
Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.
Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.
Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.
Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.
Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.
Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.
К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.
К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.
История социологии.
Первые упоминания
об обществе и отношениях
Основное место
в мифах занимают идеи рождения и развития
человека, связи его с мирозданием. Наблюдения
людей этого периода зафиксированы в древних
письменах. Постепенно мифы уходили в
прошлое, и им на смену приходили первые
примитивные научные знания.
Философия
стала исторически первой формой теоретического
знания.
Развитие
социологии претерпело множество этапов,
но большинство социологов сводят развитие
социологической мысли к трем основным
периодам:
- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХX
века),
- классическому (50-е годы ХК века - начало
ХХ века),
- современному (начало ХХ века - до настоящего
времени).
Для каждого
этого периода характерны свои особенности.
Первыми социальными
1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).
2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).
3. Платон (427-347 до н.э.).
4. Аристотель (384-322 до н.э.).
Эти ученые и их труды оказали значительное
влияние на дальнейшее развитие науки
об обществе.
Сократ первым
из ученых исследовал общество теоретическими
методами, в системе научных категорий.
Закон, по мнению Сократа, является основой
функционирования общества, а главным
в обществе являются личностные человеческие
проблемы. Он первым из ученых осуществил
попытку систематизации существующих
государств и управления в них.
Демокрит осуществил
попытку проанализировать истоки и причины
возникновения общества, изучить процессы
его функционирования и развития, определить
причины и условия разделения общественного
труда. Высокую оценку Демокрит давал
нравственным качествам граждан, а лучшим
государственным устройством полагал
- рабовладельческую демократию.
«Государство» Платона
- первый труд о социальном устройстве
государства, истоках возникновения, развития,
путях совершенствования и построения
идеального государства. При этом Платон
не разделял понятие «общества» и «государства»,
которые основываются на разделении общественного
труда. Управлять государством, по мнению
Платона, должны нравственные, образованные
и мудрые люди. Базироваться идеальное
государство должно на законах, а не на
воле и власти правителя.
Аристотель утверждает,
что главная задача государства - обеспечение
счастья граждан. Впервые сделал попытку
стратификации общества, полагая, что
в управлении государством должны принимать
участие все слои общества. Государство
должно принимать меры, направленные на
образование, воспитание и нравственное
совершенствование граждан. Частная собственность
должна быть у всех людей, она развивает
здоровый эгоизм людей, а значительное
неравенство опасно в государстве. Основное
место в государстве Аристотель отводит
среднему классу.
В дальнейшем,
развитие социологической мысли проявилось
в трудах ученых
средневековья - Аврелия Августина
(IV - Увв.) и Фомы Аквинского (ХШ века).
По Августину - противостояние двух начал
грешного и божественного составляет
основу общественной жизни. Вся общественная
жизнь зависит от божественного проведения.
Неравенство - необходимое условие существования
общества, и людям следуют жить согласно
предначертанному положению, любой протест
против существующего порядка - великий
грех перед государством и церковью.
Главным
тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис
- «Философия - служанка богословия». Во
всех своих трудах он обосновывал приоритет
божественного творения, его неизбежность,
закономерность и справедливость. Описывая
дифференциацию современного ему общества,
он утверждал, что это результат божественного
закона, и всякая попытка выйти из свого
сословия - греховна. Верховная власть
принадлежит церкви. Фома Аквинский был
одним из идеологов «священной инквизиции»
как инструмента борьбы за чистоту веры.
Эпоха возрождения
и новое время дали новый импульс в развитии
теории об обществе. Николо Макиавелли
(1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История
Флоренции» обращается к трудам Платона
и Аристотеля и разрабатывает оригинальную
теорию общества и государства. Рассматривая
интерес людей, как главную движущую силу
развития общества, он отказывается от
идей приоритета «божественного произвола».
Республика, по мнению Макиавелли - лучшая
форма государственного устройства, а
главный интерес людей - частная собственность.
Любые средства допустимы при достижении
цели построения сильного централизованного
монархического государства.
Эпоха Возрождения является временем
возникновения нового направления социально-политической
мысли - утопического социализма, представителями
которого являются: Т. Мюнцер (15901525 гг.),
Т. Мор (1478-1535 гг.), Т.Кампанелла (1568-1639 гг.).
Эти ученые осуществили попытку создания
моделей социального государства в своих
трудах, где нет частной собственности,
труд обобществлен и обязателен для всех,
люди равны, нравственны и счастливы.
Люди счастливы и благополучны, потребности
их удовлетворяются за счет равного распределения
и рационального управления производством.
Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга,
столь же полезная, как и забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове
Утопии», или коротко «Утопия», дала название
новому направлению социально-политической
мысли - утопическому социализму.
Образец идеального общества создал в
своем труде «Город Солнца» теолог, монарх,
социальный мыслитель и философ Томазо
Компанелла (1568-1639 гг.)
Период
нового времени ознаменован трудами
ученых Г.Гроция (1583-1645 гг.), Т.Гоббса (1588-1645
гг.), Б.Спинозы (1632-1677 гг.). Эти социальные
философы высказывали идею общественного
договора как причины возникновения государства
и послужившей основой учения о гражданском
обществе. Гражданское общество - высший
этап развития общества, которое основывается
на юридических законах, признаваемыми
всеми гражданами.
Эпоха Просвещения (XVIII век) представлена
трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704 гг.), Ш.Монтескье
( 1689-1755 гг.), Ж.Ж .Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро
(1713-1784 гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха
(1723-1789 гг.) и др.
Эти просветители стали основателями
теории либерализма. Так же значительный
вклад в развитие обществознания внесли
классики немецкой философии И. Кант (1724-1804),
Г.Ф. Гегель (1770-1831) и др.
И. Кант обосновывает в своих работах приоритет
общечеловеческих ценностей, и ценностей
личности как главной, центральной.
Гегелевское учение о диалектике определяет
источники развития общества. Главные
среди них - внутренние общественные противоречия.
Среди ученых ХIХ века необходимо выделить
социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825
гг.), Ш.Фурье (1772-1837 гг.) и Р. Оуэна (1771-1858
гг).
Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество.
Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту в ХIХ в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.
В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности
Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природным. Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер.
Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам.
Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.
Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.