1) инструментальное лидерство, ориентированное
на задачу. Лидер более эффективен, когда
ситуация либо очень благоприятна, либо
очень неблагоприятна для него;
2) эмоциональное лидерство, ориентированное
на межличностные отношения. Лидер более
эффективен в ситуациях либо умеренно
благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.
Теория гуманистического направления основывается
на том, что лидер должен так преобразовать
организацию, чтобы индивиду была обеспечена
свобода для осуществления собственных
целей и потребностей, и вместе с тем так,
чтобы внести вклад в осуществление целей
и потребностей организации.
Мотивационная теория утверждает,
что эффективность лидера зависит от его
умения воздействовать на мотивацию последователей,
на их способность к продуктивному выполнению
задания и на удовлетворение, испытываемое
в процессе работы.
Психоаналитические теории лидерства решающее
значение в поведении личности отдают
подсознательным процессам, прежде всего,
инстинктивным стремлениям, которые связываются
с подавленными сексуальными влечениями,
перерождающимися на основе механизмов
Бихевиористские теории лидерства основаны
на убеждении, что великими лидерами, не рождаются,
а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм,
в этой теории лидерства основное внимание
уделяется действиям лидеров, а не их психическим
качествам или внутренним состояниям.
Согласно этой теории, люди могут учиться
и становиться лидерами через обучение
и наблюдение.
Атрибутивная теория. Рассматривает
лидера как своего рода марионетку: лидер
получает прямые указания и влаагь от
своих последователей. Последние приводят
лидера в движение, как кукольник — куклу.