Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Описание работы

1 билет. Социология как научная дисциплина: объект, предмет.
2 билет. Функции социологии как науки.
2 билет. Функции социологии как науки.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ1.docx

— 356.45 Кб (Скачать файл)

Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превосходство сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура – классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

теория Парсонса.

Широко развертывающиеся со циальные взаимодействия порождают сеть социальных от- ношений, организованную (гомеостазис) и интегрированную (равновесие) благодаря наличию общей ценностной ориентации (централизованной системы ценностей) таким образом, что она оказывается способной стандартизировать отдельные виды деятельности (роли) внутри себя самой и сохранять себя как таковую по отношению к условиям внешней среды (адаптация). Социальная система, следовательно, представляет собой систему социального действия, но лишь в самом абстрактном смысле слова.

6 билет. Социальная структура общества  и её особенности в России.

Социальная структура общества - это совокупность больших и малых социальных групп,коллективных и индивидуальных отношений между ними

Социальная структура общества делится:

-классы.страты.сословия

-Семья,мужчины,женщины,разновозростные группы

-Нации,народность,племя

-Жители городов,поселков,деревень

Общество не просто разделено на группы,но и имеет четко выраженную иерархическую структуру.это явления обозначается "Стратификацией" она проявляется во всех облостях общественной жизни - политической,профессиональной,культурной

Исторические типы социальной стратификации

-Кастовая (замкнутая социальная  группа,принадлежность к которой определяется исключительно правом рождеия)

-Сословная (обособленные социальные  группы,пренадлежность к которым в основном передавалась по наследству)

-Классовая

Современные изменения социальной структуры в России обуславливают два разнонаправленных процесса; усложнение социальной дифференциации и ее упрощение. Усложнение происходит вследствие возникновения новых форм собственности (смешанной, частной, акционерной, кооперативной и др.), а упрощение – вследствие   формирования экономических классов. 

критерий:место в структуре властных отношений ->имущественное неравенство( сейчас)

-неустойчивость соц. процессов  внутри и между соц. группами

-сосуществование старых, «регламентированных»  классов и слоев и появление  новых,

-формирование "среднего класса"( сверхбогатое, богатое и бедное население- разница в доходах -15 раз)

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. Продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной мобильности.

П.Сорокин

Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

 

7 билет. Понятие личности в социологии, её структура.

Прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

  • Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
  • Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
  • Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума.

Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1.Биологический  компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость) 
2. Психологический компонент -совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр. 
3. Социальный компонент -совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми. Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека

Наиболее важными свойствами личности являются:

1) ее способность согласовывать собственные цели деятельности с общественными, ответственность за собственные поступки, за последствия своей деятельности;

2) способность к анализу и адекватной  оценки общественных явлений, самокритичность, общий уровень культуры, образованность.

Личность как совокупность социальных свойств имеет целостность и характеризуется структурой. Основными элементами структуры личности являются социальные статусы и роли, направленность, социальная активность (потребности, ценности и т.п.).

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

В социологии отличают предписанные и приобретенные статусы. 
Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст). 
Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.  
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке. 
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе.

Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. (+ это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции)

Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастание» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Источником активности человека являются его потребности - внутреннее психологическое состояние человека, ощущение нехватки чего-то. (Пирамида Маслоу)

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Ценности личности - это относительно устойчивое и социально обусловленное отношение личности к объектам духовного и материального мира, представление человека о наиболее значимых; важные цели жизни и деятельности, а также средства их достижения

Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные виды мотивов:

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности “не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество”.

Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Типология личности

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический  тип – ориентированность на  получение новых знаний; 
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация; 
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение; 
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению; 
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению; 
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

8 билет. Социальное действие и социальное взаимодействие.

1.Понятие "социальное действие" введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. (проще говоря, это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей)

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта.

Основными признаками социального действия (по Веберу) являются: осознанная мотивация и ориентация на других.  
Вебер выделяет четыре типа социального действия:  
1) целерационалъное действие - осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;  
2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);  
3) традиционное действие - действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении.  
Мышление "подключается" лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности.  
4) аффективное действие - действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т.е. не подлежащее социологическому анализу.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"