Переход от индустриального
общества к постиндустриальному сопровождается
превращением товаропроизводящей экономики
в обслуживающую (превосходство сферы
услуг над сферой производства). Изменяется
социальная структура – классовое деление
уступает место профессиональному. Собственность
как критерий социального неравенства
теряет своё значение, решающим становится
уровень образования и знания.
теория Парсонса.
Широко развертывающиеся
со циальные взаимодействия порождают
сеть социальных от- ношений, организованную
(гомеостазис) и интегрированную (равновесие)
благодаря наличию общей ценностной ориентации
(централизованной системы ценностей)
таким образом, что она оказывается способной
стандартизировать отдельные виды деятельности
(роли) внутри себя самой и сохранять себя
как таковую по отношению к условиям внешней
среды (адаптация). Социальная система,
следовательно, представляет собой систему
социального действия, но лишь в самом
абстрактном смысле слова.
6
билет. Социальная структура общества
и её особенности в России.
Социальная структура общества - это
совокупность больших и малых социальных
групп,коллективных и индивидуальных
отношений между ними
Социальная структура общества делится:
-классы.страты.сословия
-Семья,мужчины,женщины,разновозростные
группы
-Нации,народность,племя
-Жители городов,поселков,деревень
Общество не просто разделено на группы,но
и имеет четко выраженную иерархическую
структуру.это явления обозначается "Стратификацией"
она проявляется во всех облостях общественной
жизни - политической,профессиональной,культурной
Исторические типы социальной стратификации
-Кастовая (замкнутая социальная
группа,принадлежность к которой определяется
исключительно правом рождеия)
-Сословная (обособленные социальные
группы,пренадлежность к которым в основном
передавалась по наследству)
-Классовая
Современные изменения социальной структуры
в России обуславливают два разнонаправленных
процесса; усложнение социальной дифференциации
и ее упрощение. Усложнение происходит
вследствие возникновения новых форм
собственности (смешанной, частной, акционерной,
кооперативной и др.), а упрощение – вследствие
формирования экономических классов.
критерий:место в структуре властных
отношений ->имущественное неравенство(
сейчас)
-неустойчивость соц. процессов
внутри и между соц. группами
-сосуществование старых, «регламентированных»
классов и слоев и появление
новых,
-формирование "среднего класса"(
сверхбогатое, богатое и бедное население-
разница в доходах -15 раз)
Современную социальную структуру российского
общества нельзя рассматривать как стабильное,
устойчивое явление. Продолжаются радикальные
изменения в отношениях собственности,
распределения, общественной организации
труда, в тенденциях и направлениях социальной
мобильности.
П.Сорокин
Трансформация российского общества
с неизбежностью повлекла за собой не
только изменения в социальной структуре,
но и остро поставила перед традиционными
общностями вопрос об осознании индивидуальной
и групповой социальной идентичности,
интеграции и дезинтеграции, месте в социальной
иерархии, солидарности, уровне сплоченности,
системе ценностей.
7
билет. Понятие личности в социологии,
её структура.
Прежде чем приступать
к рассмотрению личности, необходимо проанализировать
такие близкие к этому понятию термины,
как «человек», «индивид», «индивидуальность».
- Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
- Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
- Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
Личность – это целостность социальных свойств
человека, продукт общественного развития
и включения индивида в систему социальных
отношений посредством активной предметной
деятельности и общения.
Индивид становится
личностью в процессе освоения социальных
функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание
своей самотождественности и неповторимости
как субъекта деятельности в качестве
члена социума.
Личность можно рассматривать как целостность
биологических, психологических и социальных
компонентов.
1.Биологический
компонент - то, что передаётся на биологическом
уровне, физиологические параметры человека
(здоровость / нездоровость)
2. Психологический
компонент -совокупность эмоций, переживаний,
волевые устремления, память, способности
и пр.
3. Социальный компонент
-совокупность субъективных и объективных
свойств индивида, возникающих и функционирующих
в процессе их разнообразной деятельности.
Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является её деятельность
как самостоятельность и как взаимодействие
с другими людьми. Все эти структурные
элементы обнаруживаются в каждой личности,
хотя и в разной степени. Каждая личность,
так или иначе, участвует в жизни общества,
обладает знаниями, чем-то руководствуется.
Поэтому социальная структура личности
постоянно изменяется. Личность получает
новую информацию, новые знания. Эти знания
при определённых условиях превращаются
в убеждения, а они, в свою очередь определят
характер поступков человека
Наиболее важными свойствами
личности являются:
1) ее способность согласовывать
собственные цели деятельности с общественными,
ответственность за собственные поступки,
за последствия своей деятельности;
2)
способность к анализу и адекватной
оценки общественных явлений, самокритичность,
общий уровень культуры, образованность.
Личность как
совокупность социальных свойств имеет
целостность и характеризуется структурой.
Основными элементами структуры личности
являются социальные
статусы и роли, направленность, социальная
активность (потребности, ценности и т.п.).
Человек может
иметь несколько статусов. Но чаще всего
только один определяет его положение
в обществе. Этот статус называется главным,
или интегральным. Часто бывает так, что
главный, или интегральный, статус обусловлен
его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус отражается как во внешнем
поведении и облике (одежде, лексиконе
и иных знаках социальной и профессиональной
принадлежности), так и во внутренней позиции
(в установках, ценностных ориентациях,
мотивациях и т.д.).
В социологии отличают предписанные
и приобретенные статусы.
Предписанный статус – это позиция
человека в обществе, занимаемая им независимо
от личных заслуг, а навязываемая социальным
окружением.Чаще всего предписанный статус
отражает врожденные качества человека
(расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус – это положение
в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный
статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером
смешанного статуса является состояние
в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также
естественные и профессионально-должностные
статусы.
Естественный
статус личности – место человека в системе общественных
отношений, определяемое существенными
и относительно устойчивыми характеристиками
человека.
Профессионально-должностной
статус – это социальный показатель, который
фиксирует социальное, экономическое
и производственное положение человека
в обществе.
Таким образом,
социальный статус обозначает конкретное
место, которое занимает индивид в данной
социальной системе. Социальный статус
обозначает конкретное место, которое
занимает индивид в данной социальной
системе. Таким образом, можно отметить,
что социальные статусы – структурные
элементы социальной организации общества,
обеспечивающие социальные связи между
субъектами общественных отношений.
Каждый человек,
живущий в обществе, включен во множество
различных социальных групп (семья, учебная
группа, дружеская компания и т.д.). В каждой
из этих групп он занимает определенное
положение, обладает неким статусом, к
нему предъявляют определенные ожидания.
Таким образом, один и тот же человек должен
вести себя в одной ситуации как отец,
в другой - как друг, в третьей – как начальник,
т.е. выступать в разных ролях.
Социализация — это процесс
усвоения индивидом на протяжении его
жизни социальных норм, культурных ценностей
и образцов поведения того общества, к
которому он принадлежит. В процессе социализации
у индивида формируются социально значимые
качества, необходимые личности для исполнения
социальных ролей.
Социальная
роль
– соответствующий принятым нормам способ
поведения людей в зависимости от их статуса
или позиции в обществе, в системе межличностных
отношений. (+ это совокупность требований,
предъявляемых обществом к лицам, занимающим
определенные социальные позиции)
Известно, что
каждый человек может выступать сразу
во многих ролях. В процессе исполнения
всех этих ролей у него формируются соответствующие
черты характера, манеры поведения, формы
реакции, представления, убеждения, интересы,
склонности и т.д., которые в совокупности
и образуют то, что называем личностью.
Понятие личность показывает, как в каждой
личности индивидуально отражаются социально-значимые
черты, и проявляется её сущность как совокупность
всех общественных отношений. Социология
стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное
содержание и социальные функции, существующих
в обществе типов личностей, то есть изучить
личность как источник общественной жизни
и её реальный носитель.
Освоение
социальных ролей – часть процесса социализации личности,
непременное условие «врастание» человека
в общество себе подобных. Социализацией
называется процесс и результат усвоения
и активного воспроизведения индивидом
социального опыта, осуществляемый в общении
и деятельности.
Источником
активности человека являются его потребности
- внутреннее психологическое состояние
человека, ощущение нехватки чего-то. (Пирамида
Маслоу)
Интересы – это осознанные
потребности личности. Потребности и интересы
личности лежат в основе ее ценностного
отношения к окружающему миру, в основе
системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Ценности
личности - это относительно устойчивое и социально
обусловленное отношение личности к объектам
духовного и материального мира, представление
человека о наиболее значимых; важные
цели жизни и деятельности, а также средства
их достижения
Мотив - внутренний
побудитель человека к действию. Выделяют
различные виды мотивов:
Личность обычно
рассматривается как конкретное выражение
сущности человека, воплощение и реализация
в нем системы социально значимых черт
и качеств данного общества. Как отмечал
К.Маркс, главное в личности “не ее абстрактная
физическая природа, а социальное качество”.
Социология
стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, изучить
личность и как источник общественной
жизни, и как ее реальный носитель. Личность,
с точки зрения социологии, обозначает
единичного человека, проявляющего социально
значимые черты индивидуальной жизнедеятельности
благодаря взаимодействию с другими людьми
и тем самым способствующего стабилизации
и развитию общественных отношений.
Типология личности
Впервые попытка
создать классификационную систему личности
была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь
разработал шесть «идеальных типов» личности
на основе их мотивационной направленности.
1) теоретический
тип – ориентированность на
получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения
выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению,
направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям,
переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству
и распределению социальных ролей, а также
склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего
смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер
указывает, что все эти типы не встречаются
в чистом виде, а кроме того, существует
множество вариаций проявления одного
и того же типа.
8
билет. Социальное действие и социальное
взаимодействие.
1.Понятие "социальное действие"
введено в социологию М. Вебером для обозначения действия
индивида, направленного на разрешение
жизненных проблем и сознательно ориентированного
на других людей. (проще говоря, это
любое проявление социальной активности,
ориентированное на других людей)
Обязательными
компонентами структуры действия выступают субъект
и объект действия. Субъект - это носитель
целенаправленной активности, тот, кто
действует, обладая сознанием и волей. Объект
- то, на что направлено действие. В функциональном
аспекте выделяются этапы действия: во-первых,
связанный с целеполаганием, выработкой целей
и, во-вторых, с их операционной реализацией.
На этих этапах и устанавливаются организационные
связи между субъектом и объектом действия. Цель
- идеальный образ процесса и результата
действия. Способность к целеполаганию,
т.е. к идеальному моделированию предстоящих
действий, является важнейшим свойством
человека как субъекта действия. Реализация
целей предполагает выбор соответствующих
средств и организацию усилий для достижения
результата. В самом широком значении средство
- это предмет, рассмотренный с точки зрения
способности служить цели, будь то вещь,
навык, отношение или информация. Достигнутый результат
выступает как новое состояние элементов,
сложившихся в ходе действия - синтез цели,
свойств объекта и усилий субъекта. При
этом условием результативности выступает
соответствие цели потребностям субъекта,
средств - цели и характеру объекта.
Основными признаками социального действия
(по Веберу) являются: осознанная мотивация
и ориентация на других.
Вебер
выделяет четыре типа социального действия:
1) целерационалъное действие
- осознанное действие, направленное на
достижение определенной цели. В этом
действии цель является основным мотивом;
2) ценностно-рациональное
действие — действие, основанное на
вере в то, что совершаемый поступок имеет
определенную ценность. Следовательно,
в этом типе социального действия основным
мотивом является ценность (этическая,
религиозная, идеологическая, культурная
и др.);
3) традиционное действие
- действие, совершаемое в силу привычки,
традиции, как бы автоматически, например,
мы соблюдаем обычаи и не задумываемся
об их происхождении.
Мышление "подключается" лишь тогда,
когда возникают какие-либо трудности.
4) аффективное действие
- действие, детерминированное эмоциями
и по этой причине также не осознаваемое,
т.е. не подлежащее социологическому анализу.