Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа
Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
программ
сопровождения………………………………….………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Мировая практика свидетельствует, о
том, что специалист по социальной работе
обязан владеть теоретическими и
практическими знаниями в области
медицины и здравоохранения, поскольку
независимо от специализации и места
работы он участвует в решении
проблем индивидуального и
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Одним из объектов, нуждающихся в
оказании социально-медицинской помощи
являются лица, страдающие психическими
заболеваниями. Особенность социально-
При оказании социально-медицинской помощи должны бьпъ созданы условия для реализации прав лиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотренные законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ.
Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ.
Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Задачи исследования:
Методы исследования: опрос , наблюдение.
Гипотеза исследования.
Сопровождение одиноких людей среднего возраста с ограниченными возможностями в учреждениях социальной реабилитации снижает риск негативных последствий сформировавшихся у личности, а также улучшает уровень психологической комфортности и социальной адаптации пациентов.
База исследования : Сясьстройский психоневрологический интернат
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложения
Глава I. Теоретический анализ деятельности по социальному сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями
1.1. Теоретические основы социального сопровождения
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В связи с этим актуализируется проблема сопровождения.
Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социального сопровождения инвалидов — лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.
Социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный целесообразно организованный процесс с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.[31] Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) из этого социально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития. Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».[36]
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:
— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения и развития среднего возраста,
- во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов социальной деятельности,
- в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента:
— диагностика (отслеживание), служащая
основой для постановки целей;
— отбор и применение методических средств;
— анализ промежуточных и конечных результатов,
дающий возможность корректировать ход
работы.
Формирование и терминология концепции социального сопровождения берут свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй Мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабилитации появились гораздо раньше - в XIX в.
С увеличением числа больных с хроническими формами соматических заболеваний, детей, родившихся с генетически обусловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случаев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Современное понимание сопровождения включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса [1, с. 97].
Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов индивида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальное сопровождение. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного или инвалида, являясь методом психосоциального воздействия. Объекты социального сопровождения – это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе лица среднего возраста с ограниченными возможностями.
Хотя термин
«сопровождение» прочно вошел в
профессиональную жизнь практических
психологов, педагогов, медиков и
употребляется как
Т. Яничева [59] под психологическим сопровождением
понимает систему организационных, диагностических,
обучающих и развивающих мероприятий
для социальных педагогов и объектов
сопровождения. Сущностной характеристикой
психологического сопровождения является
создание условий для перехода личности
и (или) семьи к самопомощи. Условно можно
сказать, что в процессе психологического
сопровождения специалист создает условия
и оказывает необходимую и достаточную
(но ни в коем случае не избыточную) поддержку
для перехода от позиции «я не могу» к
позиции «я могу сам справляться со своими
жизненными трудностями».
Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Социально-медицинская работа включает в себя уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Социально–медицинская работа осуществляется с лицами, обратившимися за психиатрической помощью.
Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или сего согласия. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей.
Информация о факте обращения за помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законодательно.
Государством гарантируются:
Оказание социально-
Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате