Система социальной работы в психоневрологическом интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3.doc

— 223.32 Кб (Скачать файл)

 

    1. Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями

 

Одной из важнейших  задач развития психиатрических  служб в настоящее время является переход от чисто медицинской  к биопсихосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее  внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим  и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума  в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.  
В последнее время наблюдаются общие тенденции в развитии психиатрии, заключающиеся в том, что акцент в работе смещается с крупных лечебных учреждений на местные медицинские центры и психиатрическую помощь на социальной основе. Все более укрепляется такое явление, как социальная психиатрия, которое сформировалось на стыке наук: психиатрии, социологии и социальной работы при участии общественных движений в защиту психически больных людей. Профессиональная социальная работа в лечебном психиатрическом учреждении является одной из составных частей социальной психиатрии в целом. Общая цель психиатрического лечения и социальной работы: интеграция психически больных в социальную реальность. Лечение стало более гуманным, ориентированным на окружающее общество. Для адаптации таких людей в социуме нужен специальный подход и определенные специалисты. Социальная работа по своей сути призвана адаптировать и интегрировать, помогать и защищать, поэтому внедрение ее в психиатрию является актуальной задачей.

 Сущность  и содержание социального сопровождения.

Целью социального сопровождения является помощь в ресоциализации с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.

Схема 1. Цели социального сопровождения

Реактивная                             Реинтеграция                   Ресоциализация

Поощрение                             Возвращение                   Возобновление

индивида, находя-                 человека в общество,      контактов индивида

щегося в  пассив-                    занятие посильной         с семьёй, соседями,

ном состоянии, к                   полезной деятельно-      друзьями и выход из

активной  жизни                     стью                                 состояния изоляции

Проблема  профессиональной реабилитации инвалидов  рассматривается отдельно и в  силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально-трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средовой реабилитации и интеграции инвалидов  в общество не может считаться  решенной без возвращения или  приобщения инвалида к посильной  трудовой деятельности.

К задачам  социальной реабилитации относят:

  1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.
  2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

Итак, подводя  итоги, можно отметить, что целью  социального сопровождения является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Объем и  содержание социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.[44]

Социальная  политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах  изоляции и компенсации. Он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной  форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты  существования. Кроме того, целый  ряд потребностей инвалидов не может  быть выражен в денежной форме, а  восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связана с  материальным фактором.

Изменение идеологии политики в отношении  инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели  к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип  социального устройства современного общества - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним, инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.[40]

Все более  влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы "Shape your life" - "Формируй свою жизнь". В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.[48]

К числу  важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям - через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания.. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей "социальной сети" в значительно меньшей мере - на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Разумеется, сказанное не означает, что всякое общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно. Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важнейшей частью его социальной роли [45].

Принцип связи индивида и социальной среды  позволяет избежать сведения всех проблем  лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями  только к медицинским вопросам. В  этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения  инвалида, возможность или невозможность  удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

Одним из основополагающих является принцип  изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала. Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значении его деятельности, негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возможностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое, таким образом, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой стороны, результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения, сокращение в обществе трудовой мотивации приводит к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей - от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.

Традиции  приучили нас к тому, что интересы государства всегда рассматриваются  нами как имеющие преимущество перед  всеми другими. Чаще всего интересы инвалидов и интересы государства  совпадают в конечном счете, однако возможны конфликты разной глубины  и расхождение интересов. Демократический  подход, особенно по отношению к  инвалидам, требует придерживаться принципа приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов [5, с.54 – 62]. Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что сущность социально реабилитации не столько восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Сущность и содержание социального сопровождения в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят. Субъекты процесса, при проведении социальной реабилитации должны придерживаться определённых принципов, которые несут в себе основную идею – идею гуманизма.

Социально-бытовая  адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности  при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского  поселения) [6, с. 209].

Социально-бытовой  адаптации способствует создание необходимых  условий для независимого существования  инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так  как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.[35]

Социально-бытовое  устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.

Социально-бытовое  устройство инвалидов осуществляется не только в индивидуально оборудованных  квартирах, но и в специально оборудованных  модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в  специализированных домах-интернатах. При строительстве или реконструкции  помещения, предназначенного для инвалида, необходимо учитывать эстетичный внешний  вид и интерьер, которые создают  ощущение психологического комфорта и  удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также  обучение и просвещение членов семьи  инвалида по различным вопросам: о  характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с  ними социально-психологических и  физиологических проблемах, видах  и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств  реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих  помощь инвалиду, необходимо обучать  пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате