Система социальной работы в психоневрологическом интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3.doc

— 223.32 Кб (Скачать файл)

Социально-бытовая  адаптация состоит из следующих  элементов: самообслуживания, самостоятельности  передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой  техникой и средствами связи.

Самообслуживание  предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству [7].

Сформированная  таким образом социально-бытовая  адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно  организовать обеспечение себя и  своей семьи, социально-экономическую  независимость от государственных  учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными  потребностями и потребностями  в самоактуализации.

Последовательность  формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.[47]

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для  достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать  соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через  сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными  и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и  способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В  зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда [8].

Приоритетными формами проведения социально-бытовой  адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе "инвалид". В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.

Методика  осуществления социально-средовой ориентации заключает в себе ряд позиций.

Во время  проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.

Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы [1, с. 193].

Социальная  реабилитация представляет собой интегративную  технологию. Алгоритм социально-средовой ориентации основан на психологической  концепции ориентировочной деятельности, изложенной А. В. Петровским [6, с. 212].

Клиент  учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен:

  • провести анализ проблемной ситуации;
  • установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации;
  • построить план действий;
  • проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.

Функции специалиста при организации  социально-средовой ориентации:

  • подготовка и обучение клиента способам социально-средовой ориентации;
  • регулирование и контроль поведения клиента в индивидуально-изменчивых ситуациях;
  • организация условий для развития умения клиента самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, быть независимым от специалиста по социальной работе [9, с. 125].

В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о  цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления  предстоящего действия.

На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться  в социальной среде, учитывая всю  систему правильных условий, которые  заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения  клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.

Последовательность  обучения предполагает создание условий  для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.

1. Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.

  1. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
  2. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.
  3. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах [10, с. 135].

При обращении  в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность  в полном объел получить всю необходимую  информацию о правах инвалидов, возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.

Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что, социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим  возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания. Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности.

Инвалиды  с психическими расстройствами относятся  к наиболее социально дезадаптированным  группам населения. В общей структуре  инвалидности по классам болезни  психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 %. Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как  по клиническим особенностям, тем  или иным проявлениям психической  дезорганизации, так и по степени  ее выраженности. В 10-й Международной  классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным  заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся  шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие [11].

Программы реабилитационных мероприятий при  психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности  и способностью к компенсации  нарушенных психических функций, так  и местом их проведения. Но в любом  случае предусматриваются две стратегии  вмешательств: 1) развитие навыков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.

На протяжении многих десятилетий основными организационными формами психиатрической помощи в системе социальной защиты населения  считались учреждения стационарного  типа - психоневрологические интернаты и диспансеры (ПНД) для взрослых и детей [12].

Основными задачами психоневрологических интернатов служат:

  • материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности ;
  • организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация  отдыха и досуга лиц, проживающих  в интернате.

Главные организационные задачи социальной помощи в условиях ПНД:

  • организация различных форм социальной поддержки пациентов;
  • обеспечение социальной помощи больным и их семьям; оформление документов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обслуживания; решение вопросов опеки;
  • проведение социально-реабилитационных программ - образовательных курсов по основам психиатрических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренингов социальных навыков; восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости;
  • оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного;
  • организация общественных форм помощи потребителей - самих больных, их родственников и ближайшего окружения;
  • установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей [13, с. 78-90].

С целью  активизации психической деятельности больных специалистами предлагается использовать следующие реабилитационно-восстановительные  режимы содержания пациентов:

Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате