Система социальной работы в психоневрологическом интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3.doc

— 223.32 Кб (Скачать файл)

Социальная служба может предоставить любые статистические и аналитические  данные о пациентах ПНИ. Постоянная работа ведется с личными делами.

Содержание  фронтальных профилактических мероприятий

Тема 

Примерные темы бесед

часы

1.     Твои права и обязанности

Изучаем Законодательство России

Изучаем гражданский кодекс

Изучаем уголовный кодекс

Изучаем кодекс о труде

Брак и семья

 

1

5

4

4

2

2.     Береги здоровье 

Чистота и здоровье

Полезная пища

Как себе помочь

В здоровом теле здоровый дух

Полезные и вредные  привычки

О вреде курения

Жизнь без алкоголя

Наркотикам – нет!

2

2

2

1

1

1

1

1

3.     Кем быть?

Всякий труд почетен

Зачем нужно учиться?

Знаешь ли ты свои способности?

Знакомство с разными  профессиями 

Трудоустройство

1

1

3

10

2

     

5. Твой дом

Уход за домом

Ремонт квартиры

Бюджет семьи

Решение бытовых проблем

 

4

3

2

3


Индивидуальная адаптационная  программа

Индивидуальная адаптационная  программа направлена на предупреждение развития у пациента  негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д 

Индивидуальная  адаптационная программа осуществляется социальным работником и психологом при участии других сотрудников  интерната.

Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях , способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Содержание адаптационной программы :

    • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
    • стимулирование положительных эмоций;
    • установление доверительных отношений с персоналом, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;
    • знакомство с другими.
      • Характеристика деятельности специалистов учреждения

Характеристика деятельности специалистов учреждения

Ленинградское областное государственное  стационарное учреждение социального  обслуживания «Сясьстройский психоневрологический интернат» основан  9 декабря 1975 года. Дом-интернат является медико-социальным учреждением психиатрического профиля, предназначенным для временного и постоянного проживания хронических  больных психическими заболеваниями  лиц среднего возраста. Инвалидов 1 и 2 группы, нуждающихся в уходе, бытовом  и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для социальных целей, социально-бытового и медицинского  обслуживания проживающих в учреждении граждан, лечебно-трудовой деятельности в лечебно-производственных мастерских и подсобном сельском хозяйстве. Учреждение расположено на территории размером 4,5 гектара, территория вокруг интерната благоустроена, разбиты  цветники.

Основными целями деятельности являются: осуществление социальной защиты проживающих, создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий  жизнедеятельности, осуществление  мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового  характера, обеспечение ухода за проживающими, организация досуга и  отдыха. Благодаря грамотно построенной  работе и тесному взаимодействию персонала жизнь проживающих  многогранна и интересна. Психоневрологический интернат является медико - социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Районный или городской отдел  социального обеспечения организует выявление граждан, нуждающихся  в помещении в психоневрологический интернат, и оформление документов для направления их в это учреждение, а также обеспечивает бытовое и трудовое устройство граждан, которым ВТЭК устанавливает III группу инвалидности, и осуществляет в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности психоневрологического интерната.

Психоневрологический интернат организуется раздельно для мужчин и женщин (в тех случаях, когда не представляется возможным организовать раздельно  интернаты для мужчин и женщин, допускается содержание женщин и  мужчин в одном интернате, но раздельно  по корпусам), также с учетом возраста (18 - 40 лет и свыше 40 лет).

С целью улучшения организации  медицинского обслуживания, ухода и  осуществления мероприятий по социально - трудовой реабилитации проживающие  в интернате лица размещаются  по отделениям и комнатам в соответствии с режимами содержания (постельным, наблюдения, свободным), состояния здоровья, возраста и личного желания.

 Контроль за качеством медицинского  обслуживания психически больных,  проживающих в интернате, соблюдением  санитарно - гигиенического и  противоэпидемического режимов  и оказание специализированной  медицинской помощи осуществляют  органы здравоохранения в установленном  порядке.

Социально-педагогические услуги, предоставляемые клиентам в  ГУ ВО «ВПНИ №1».

Перечень услуг

Цель

Содержание услуги

1.Педагогическая коррекция.

Оказание клиентам эффективной педагогической помощи в преодолении и исправлении  допущенных ими ошибок, разрешении конфликтных ситуаций, а также  в исправлении неадекватных установок  и форм поведения.

Индивидуальные коррекционные беседы с клиентом, разъяснения, рекомендации.

2.Анимационные услуги.

 Организация досуга в учреждениях  социального обслуживания, направленная  на удовлетворение социокультурных  и духовных запросов клиентов. Расширение общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечение их к участию в мероприятиях социокультурного направления, к активной клубной и студийной работе.

Организация посещения экскурсий, театров, выставок, участие клиентов в концертах художественной самодеятельности, праздниках и других культурно-досуговых мероприятиях. Проведение клубной и студийной работы.

3. Услуги спортивно-оздоровительного  направления.

Социальная адаптация средствами физической культуры и спорта, привитие интереса и формирование потребности  к здоровому образу жизни, обучение методам и приёмам организации  активного отдыха.

Привлечение к участию в спортивных соревнованиях различного направления (лыжные соревнования, плавание, лёгкая атлетика и др.) Проведение физкультурно-оздоровительных  мероприятий общеразвивающего характера.

4.Обучение клиентов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных  местах, самоконтролю, навыкам общения  и другим формам жизнедеятельности.

Обучение и закрепление навыков  самообслуживания, поведения и общения  должно обеспечивать формирование клиента, как личность самостоятельную, способную  обслужить себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, благожелательную в отношении к окружающим.

Проведение индивидуальных и групповых  бесед и занятий, направленных на отработку и закрепление навыков  самообслуживания, правил по культуре поведения в быту, в общественных местах и общения с окружающими  людьми.

5.Услуги, связанные с социально-трудовой  реабилитацией.

Обеспечить создание в стационарных учреждениях таких условий, которые  позволят вовлечь клиентов в различные  формы жизнедеятельности с учётом состояния их здоровья, участие в  лечебно-трудовой деятельности, с использованием остаточных трудовых возможностей,

восстановление личностного и  социального статуса.

Проведение мероприятий по обучению клиентов доступным профессиональным навыкам, их участие в работе лечебно-трудовых мастерских и других служб стационарного  учреждения.

6.Содействие в организации труда  клиентов на базе стационарного  учреждения.

Рациональная организация труда  клиентов на базе стационарного учреждения, оказание им всесторонней помощи в  повышении квалификации и качества труда.

Проведение мероприятий по повышению  трудовой квалификации клиентов на рабочих  местах. Своевременное и полное снабжение  клиентов сырьём и выгодный сбыт продукции.

7.Социально-педагогический патронаж.

Обучение основам домоводства  клиентов, прошедших курс реабилитационных мероприятий в учреждении социального обслуживания, для их дальнейшего самостоятельного проживания.

Проведение наглядных и эффективных  индивидуальных и групповых обучающих занятий и мероприятий, в результате которых клиенты должны в полном объёме освоить различные, необходимые для самостоятельного проживания, бытовые процедуры (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).

8.Обучение клиентов пользованию  техническими средствами реабилитации.

Развивать у клиентов практические навыки умения самостоятельно пользоваться техническими средствами реабилитации.

Индивидуальные занятия по обучению клиентов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе  для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации).

9.Профессиональная реабилитация  клиентов, их профессиональное консультирование

Способствовать максимально возможному восстановлению и закреплению профессиональных навыков клиентов, содействие в получении  профессии в соответствии с их физическими возможностями и  умственными способностями. Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации клиентов.

 Проведение мероприятий, направленных  на профессиональную ориентацию, обучение клиентов новым профессиям  на базе стационарного учреждения  и в учебных заведениях города  их дальнейшее трудоустройство. 


2.3. Характеристика  основных направлений деятельности  ПНИ и 

программ  сопровождения

Программа предназначена для работы с  пациентами среднего возраста с ограниченными возможностями, характеризующимися повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, агрессивностью, низкой стрессоустойчивостью.

Цель  программы: выявление особенностей сопровождения.

Задачи  программы:

  • Научить понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, и выражать свои эмоции адекватно ситуации.
  • Научить  конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций.
  • Ознакомить  со способами саморегуляции.
  • Объективизация самооценки и повышение самопринятия.

По данным анкеты отражены следующие ответы респондентов:

- основную информацию  о ПНИ  респонденты получили  от социального работника; 30% - от родственников и 15% - из средств массовой информации. На вопрос о том, что нового для себя положительного нашли в стационаре, испытуемые более 80% ответили - новый круг общения.

В процессе исследования нами была проведена анкета, выявляющая ряд актуальных вопросов:

Анкета для персонала

1.Как Вы относитесь к инвалидам  с психическими нарушениями?

Положительно

Отрицательно

Равнодушно

2.Могут ли инвалиды с психическими  нарушениями иметь какие-либо  дарования?» 

Да

Нет

Не знаю

3.Каковы, по Вашему мнению, отрицательные  черты личности у инвалидов  с психическими нарушениями?______________________________________

4.Каковы, по Вашему мнению, положительные  черты личности у инвалидов  с психическими нарушениями?______________________________________

5.Какие чувства у вас вызывают  инвалиды с психическими нарушениями  посещающие музеи, театры, концерты  или занимающиеся каким либо  творчеством?

особое уважение

большое уважение

некоторое уважение

никаких чувств

6.Нужны ли государственные программы  трудоустройства инвалидов с  психическими нарушениями и созданием  для них дополнительных рабочих  мест?»

Да

Нет

Не знаю

7.Как Вы считаете, уместно ли  применение индивидуальных программ  реабилитации для всех клиентов (на всех постах)?

да

нет

не знаю

8. Помогает ли заполнение индивидуальных  программ реабилитации в работе.

Да

Нет

Не знаю

9.Кто, по вашему мнению, должен  участвовать в заполнении ИПР?

Анкета для пациентов

1.Как ты участвуешь в жизни  интерната?

Участвую в работе студий

Помогаю на отделении

Оказываю помощь в уборке территории

Работаю в ЛТМ

2. Ты самостоятельно выбрал эту  деятельность?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3. Нравится ли тебе твоя работа?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Какой трудовой деятельностью  в интернате ты хотел бы  заниматься ещё?

5. Какую профессию ты хотел  бы получить?

6. Работаешь ли ты в городе?

7. Как к тебе относится персонал  интерната?

Постоянно заботится, уделяет много  внимания

Мало заботится, редко уделяет  внимание

Совсем не заботятся, им нет до меня дела

Не знаю

  1. Насколько силен контроль со стороны персонала?
  2. Полный контроль

Контролируют, но предоставляют некоторую  свободу в действиях и принятии решения

Не вмешиваются

Не знаю

9. Получаешь ли ты необходимое  лечение, лекарства, заботу и  уход во время болезни?

Да, всегда

Иногда

Нет, я сам о себе забочусь

10.Участвуешь ли ты в общественных  мероприятиях, которые проводятся  вне интерната

Экскурсии

Посещение музеев

Посещение театров

Участие в выставках

Участие в концертах

11. Какие студии по интересам, ты посещаешь и как часто?

12. Каких студий не хватает на реабилитационном отделении

13. Нужны ли студии по интересам на реабилитационном отделении

14. Какие мероприятия, которые ты посетил, тебе больше всего запомнились?

15. Какие мероприятия ты считаешь, нужно еще проводить в нашем интернате?

16. Какую помощь в организации новых мероприятий ты мог бы оказать?

17. Есть ли у тебя свободное время на отдых и досуг?

18. Как ты проводишь свободное время?

19. Как ты оцениваешь свою жизнь в интернате?

Все устраивает, и не хотел бы ничего менять

Устраивает, но кое-что изменил  бы

Привык, смирился со всем

Не устраивает, все бы поменял

Рисунок 1. Откуда вы узнали о существовании  данного интерната?

Основная причина, приведшая в  стационар пожилых людей, одиночество и около 25% - потребность в общении.

Медицинская помощь данной группе респондентов нужна в основном по мере необходимости; здоровье ухудшилось за последние 3 года с утратой физического здоровья; 20% отмечают - с потерей супруга (супруги).

В обществе большая половина респондентов чувствует себя востребованными личностями, 30% - одинокими.

В основном пациенты из данной группы проживали одни, 20% - с детьми, 15% - с супругом.

Люди, проживавшие в семье, из них 42%, чувствуют себя хорошо в этой семье; по 22% - комфортно и одиноко.

Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате