Система социальной работы в психоневрологическом интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3.doc

— 223.32 Кб (Скачать файл)
  • режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно находится в поле зрения персонала;
  • режим общего наблюдения, который предполагает возможность перемещения пациента по территории;
  • ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения);
  • собственно свободный режим содержания.

Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц.

Заметную  роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Их условно можно разделить на два вида: 1) профессиональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специалисты; 2) общественные организации, которые представлены самими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствующими.

Социальная  реабилитация главным образом направлена на восстановление трудового статуса  и приобретение способности жить в естественных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь  может быть выражен формулой: репетиция-имитация "нормальной" самостоятельной  жизни и общественных взаимодействий. С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться  с конфликтами, отстаивать свои интересы, определять реальные перспективы, действовать  в соответствии с ожиданиями общества. Подводя итоги сказанному, можно отметить, что основными организационными формами психиатрической помощи в системе социальной защиты населения считаются психоневрологические интернаты и диспансеры, где оказывается специализированная помощь этой категории инвалидов, что связано с клиническими особенностями психических заболеваний.

Выводы  по I главе

Теоретические основы социального сопровождения  лиц среднего возраста разрабатывались  с философских, медицинских, социологических  и педагогических позиций. Сопровождение  лиц среднего возраста с ограниченными  возможностями включает в себя задачи:

1.Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

2.Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

3.Развитие коммуникативных навыков.

Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии»[15] .

Сопровождение требует последовательного формирования социально-бытовой адаптивности, которая  состоит из 4 этапов:

Первый этап. Проведение социальной диагностики.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для  достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать  соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через  сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными  и другими предприятиями, фирмами (пошивочными, по ремонту обуви, сантехническими). Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда .

 

Глава II. Социальное  сопровождение лиц среднего возраста

               с ограниченными   возможностями  на базе психоневрологического интерната

2.1.  Программа

Целью программы сопровождения является оказание личностно – ориентированной помощи  в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации  и интеграции в общество.

Задачи и функции психоневрологического интерната

 Основными задачами психоневрологического  интерната являются:

Материально - бытовое обеспечение  инвалидов, создание для них условий  жизни, приближенных к домашним, благоприятного микроклимата. Организация ухода (надзора) за проживающими, оказание им медицинской  помощи и проведение культурно - массовой работы. Осуществление мероприятий, направленных на социально - трудовую реабилитацию инвалидов. В соответствии с основными задачами психоневрологический интернат осуществляет:прием престарелых  и инвалидов психически больных  и активное содействие их социально - трудовой адаптации,бытовое обслуживание инвалидов, предоставление им в соответствии с утвержденными нормами благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и  обуви,организацию рационального, в  том числе диетического питания, с учетом возраста и состояния  здоровья,уход (надзор) за психически больными в соответствии с режимами содержания,осуществление  согласно медицинским рекомендациям  комплекса реабилитационных мероприятий  по восстановлению личностного и  социального статуса проживающих.

В психоневрологический интернат принимаются  лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию  здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи .

Задачами коррекционно – развивающей программы являются:

  • адаптация к условиям ПНИ;
  • коррекция и развитие познавательной сферы,
  • профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии,
  • предупреждение социальной  дезадаптации

Основные  принципы программы:

  • Комплексность - взаимодействие разных специалистов в ходе психолого-социального сопровождения
  • Целостность – учет  взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации пациента: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.
  • Структурно- динамический подход - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие пациента.
  • Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности пациента.  
  • Гуманность - любое решение должно приниматься только в интересах пациента.

Структура и содержание программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы: предварительный, диагностический, коррекционно - развивающий и аналитический. Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы. Каждый этап включает медицинское, психологическое, педагогическое и социальное направление и  состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное  сопровождение. Результаты проведения каждого этапа обсуждаются на психолого –медико – педагогическом консилиуме, который проводится 1 раз в четверть и чаще, по мере необходимости. На консилиуме присутствуют: представители администрации,  врач – психиатр, врач – невропатолог, врач – педиатр, психолог, логопед, социальный педагог, педагог ЛФК.

Предварительный этап проводится для пациентов, вновь прибывших в учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный этап длится от 2х до 6 недель и включает в себя:

    • Знакомство с пациентом
    • Сбор информации о пациенте, его семье, родителях,  изучение документов, личного дела;
    • Знакомство с медицинским обследованием,
    • Выделение неблагополучных этапов в развитии ;
    • Изучение социума ;
    • Реализация адаптационной программы

Диагностический этап проводится для всех с целью определения наиболее проблемных качеств,  коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый пациент обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом, дефектологом. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты обследования.

Конечной целью диагностического этапа  является разработка  индивидуальной программы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения пациентов ПНИ, в которой указываются актуальные проблемы пациента, цель, задачи,  желаемые результаты развития. Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно  в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.  
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов.

Диагностический этап длится 1 – 2 месяца ( 1 чт) и включает в себя следующие  направления:

    1. Диагностика  соматического здоровья
    2. Диагностика нервно – психического здоровья
    3. Диагностика интеллекта и отдельных психических функций.
    4. Диагностика эмоционально-личностных особенностей
    5. Диагностика речевой функции
    6. Выявление актуальных проблем .
    7. Разработка путей поддержки и коррекции.
    8. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
    9. Комплектование групп
    10. Составление рабочего расписания

Диагностика  соматического и  нервно – психического здоровья  осуществляется  врачами: неврологом, психиатром и др.

Диагностика интеллекта и отдельных  психических функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка проводится психологом

Диагностика речевой функции проводится логопедом

Диагностика школьных знаний, умений, навыков - педагогом

Выявление актуальных проблем , разработка путей поддержки и коррекции, разработка индивидуальной программы  психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения осуществляется психолого  –медико -социальным консилиумом.

 

На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый пациент получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану.

Коррекционно – развивающий  этап длится 5- 6 месяцев (2 - 3чт) и включает в себя:

  • Психологическое сопровождение - коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы .
  • Логопедическое сопровождение - коррекция и развитие устной речи .
  • Социальное сопровождение -  обеспечение защиты прав человека,  развитие навыков социального поведения, социальной компетенции и правового поведения.
  • Лечебно-оздоровительное сопровождение - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями. 
    На аналитическом этапе оценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов,  производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год.
    • Аналитический этап длится 1 месяц (4 чт) и включает в себя изучение динамики нарушенной функции (процесса, состояния

Основными формами работы являются подгрупповые занятия (3-5 человек), продолжительностью 20 – 40 минут и индивидуальные занятие (продолжительностью 20 мин.)

В результате реализации программы  мы ожидаем улучшения физического и психического здоровья пациентов, развитие  их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков, положительных качеств личности, улучшения  самоконтроля и саморегуляции, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития коммуникативных способностей и успешной социальной адаптации.

Тематический план

Содержание социального  сопровождения

Социальные  работники осуществляют комплекс мероприятий  по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в ПНИ. Изучают психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывают им социальную помощь и поддержку.

Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате