Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа
Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78
Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц.
Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Их условно можно разделить на два вида: 1) профессиональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специалисты; 2) общественные организации, которые представлены самими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствующими.
Социальная
реабилитация главным образом направлена
на восстановление трудового статуса
и приобретение способности жить
в естественных условиях. Один из способов
достижения способности вести независимую,
личностно удовлетворяющую
Выводы по I главе
Теоретические основы социального сопровождения лиц среднего возраста разрабатывались с философских, медицинских, социологических и педагогических позиций. Сопровождение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями включает в себя задачи:
1.Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.
2.Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
3.Развитие коммуникативных навыков.
Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии»[15] .
Сопровождение
требует последовательного
Первый этап. Проведение социальной диагностики.
Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.
Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.
Четвёртый
этап. Сопровождение клиента для
достижения его автономности в трудовой
деятельности. В соответствии с внутренней
мотивацией клиента необходимо создать
соответствующие условия в
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе психоневрологического интерната
2.1. Программа
Целью программы сопровождения является оказание личностно – ориентированной помощи в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации и интеграции в общество.
Основными задачами
Материально - бытовое обеспечение
инвалидов, создание для них условий
жизни, приближенных к домашним, благоприятного
микроклимата. Организация ухода (надзора)
за проживающими, оказание им медицинской
помощи и проведение культурно - массовой
работы. Осуществление мероприятий,
направленных на социально - трудовую
реабилитацию инвалидов. В соответствии
с основными задачами психоневрологический
интернат осуществляет:прием
В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи .
Задачами коррекционно – развивающей программы являются:
Основные принципы программы:
Структура и содержание программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы: предварительный, диагностический, коррекционно - развивающий и аналитический. Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы. Каждый этап включает медицинское, психологическое, педагогическое и социальное направление и состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение. Результаты проведения каждого этапа обсуждаются на психолого –медико – педагогическом консилиуме, который проводится 1 раз в четверть и чаще, по мере необходимости. На консилиуме присутствуют: представители администрации, врач – психиатр, врач – невропатолог, врач – педиатр, психолог, логопед, социальный педагог, педагог ЛФК.
Предварительный этап проводится для пациентов, вновь прибывших в учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный этап длится от 2х до 6 недель и включает в себя:
Диагностический этап проводится для всех с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый пациент обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом, дефектологом. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты обследования.
Конечной целью
Содержание каждой программы должно быть
предметом обсуждения специалистов.
Диагностический этап длится 1 – 2 месяца ( 1 чт) и включает в себя следующие направления:
Диагностика соматического и нервно – психического здоровья осуществляется врачами: неврологом, психиатром и др.
Диагностика интеллекта и отдельных
психических функций и
Диагностика речевой функции проводится логопедом
Диагностика школьных знаний, умений, навыков - педагогом
Выявление актуальных проблем , разработка
путей поддержки и коррекции,
разработка индивидуальной программы
психолого-педагогического и
На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый пациент получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану.
Коррекционно – развивающий этап длится 5- 6 месяцев (2 - 3чт) и включает в себя:
Основными формами работы являются подгрупповые занятия (3-5 человек), продолжительностью 20 – 40 минут и индивидуальные занятие (продолжительностью 20 мин.)
В результате реализации программы мы ожидаем улучшения физического и психического здоровья пациентов, развитие их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков, положительных качеств личности, улучшения самоконтроля и саморегуляции, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития коммуникативных способностей и успешной социальной адаптации.
Тематический план
Социальные
работники осуществляют комплекс мероприятий
по воспитанию, образованию, развитию
и социальной защите личности в ПНИ. Изучают
психолого-медико-
Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате