Система социальной работы в психоневрологическом интернате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель: Целью нашей работы является изучение особенностей сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Объект исследования: лица среднего возраста, проживающие в ПНИ. Предмет исследования: особенности сопровождения лиц среднего возраста, находящихся в ПНИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Задачи исследования: Проанализировать литературу по проблеме сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Исследовать отношение лиц среднего возраста с ограниченными возможностями к организации работы в ПНИ. Изучить особенности сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями. Разработать рекомендации по сопровождению лиц среднего возраста с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме социальной работы с лицами среднего возраста с ограниченными возможностями
Задачи и виды социального сопровождения для лиц с ограничениями жизнедеятельности……………………..……………………………….4
Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями в ПНИ...…………………………………..8
Особенности индивидуального социального сопровождения лиц среднего возраста с ограниченными возможностями ……………….17
Глава II. Социальное сопровождение лиц среднего возраста
с ограниченными возможностями на базе ПНИ
Программа исследования ...…………………………………………….35
Характеристика основных направлений деятельности ПНИ и
программ сопровождения………………………………….………………….46
Проведение исследования и его результаты………………………….49
Рекомендации и выводы………………………………………………..69
Заключение…………………………………………………………………74
Литература………………………………………………………………….78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 3.doc

— 223.32 Кб (Скачать файл)

Лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого медико-социального обслуживания или прекратить его. Психиатрическая помощь предоставляется гражданам в специализированных учреждениях с особым статусом, структурой и внутренним режимом, положения о которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25,05.1994 г. № 522. .

Учреждением, оказывающим внебольничную  и стационарную социально-медицинскую  помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем, здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по Оказанию психиатрической помощи. Такую помощь оказывают самостоятельные специализированные учреждения и структурные подразделения лечебно-профилактических, учебных и научно-исследовательских учреждений.

Учреждения, оказывающие психиатрическую  помощь и входящие в частную систему здравоохранения, создаются частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами..

Деятельность учреждения (подразделения) по оказанию психиатрической помощи, специальному обучению и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется по территориальному принципу. Оказание дополнительных специализированных видов медицинской помощи может также осуществляться экстерриториально.

При оказании социально-медицинской  помощи в медицинских учреждениях должны бьпъ созданы условия для реализации прав лиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотренные законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами. 

Государственное и муниципальное  учреждение, оказывающее психиатрическую  и социально- медицинскую помощь, обязано вести учет своей деятельности и предоставлять государственным и муниципальным органам управления, а также министерству или ведомству, в подчинении которого оно находится, отчеты по установленным формам.

Организационно-методическое руководство  деятельностью государственных и муниципальных учреждений, оказывающих помощь, осуществляет главный психиатр органа здравоохранения субъекта Российской Федерации либо соответствующего министерства или ведомства.

Учреждения, оказывающие психиатрическую  и социально-медицинскую помощь, выполняют следующие функции:

  • оказывают неотложную психиатрическую помощь;
  • осуществляют/консультативно-диагностическую, лечебную, психопрофилактическую, социально-психологическую, реабилитационную помощь во внебольничных и стационарныхусловиях;
  • проводят все виды психиатрической экспертизы, в том числе определение временной нетрудоспособности;
  • оказывают социально-бытовую помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;
  • принимают участие в решении вопросов опеки указанных лиц;
  • проводят консультации по правовым вопросам;
  • осуществляют социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами;
  • организуют обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

• оказывают социально-медицинскую помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

В соответствии с Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и  стационарную социально-медицинскую  помощь лицам, страдающим психическими заболеваниями, являются психиатрическая больница, психоневрологическая больница, психиатрическая больница со строгим наблюдением, лечебно-производственные государственные предприятия для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.[8]

 Психиатрическая больница является  лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим стационарное обследование, лечение и социально-трудовую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Психиатрическая больница, помимо лечебно-диагностической работы, выполняет на основе действующих законов и по особо установленным правилам экспертные функции.

Психиатрическая больница имеет определенный, закрепленный за ней район обслуживания и принимает всех нуждающихся в стационарной помощи больных, проживающих в зоне обслуживания, независимо от остроты их состояния и нозологической формы заболевания, а также больных, нуждающихся по своему психическому состоянию в неотложной госпитализации и обязательном лечении, независимо от места их постоянного жительства.

Психиатрическая больница может быть клинической и учебной базой высших и средних медицинских учебных заведений, медицинских факультетов, институтов усовершенствования врачей и научно-исследовательских учреждений.

В психиатрической больнице организуется больничный совет, совет медицинских сестер, совет по лечебному питанию, врачебная контрольная комиссия и другие, действующие на основании специальных Положений.. Основные задачи и функции психоневрологического интерната:

  1. Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностической и социально-восстановительной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, в условиях стационара.
  2. Проведение стационарной судебно-психиатрической, военно-врачебной, врачебно-трудовой и других видов экспертиз, лицам с психическими расстройствами.
  3. Осуществление, по решению суда, принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные деяния.

4. Обеспечение преемственности  с психоневрологическими диспансерами (диспансерными отделениями, кабинетами) и другими учреждениями в лечении и социально-трудовой реабилитации психически больных.

5. Освоение и внедрение в практику  новых организационных современных средств и методов диагностики и лечения психических заболеваний, а также социально-трудовой реабилитации психически больных, основанных на достижениях науки,

Приему в психоневрологический интернат подлежат:

  • больные, нуждающиеся по своему психическому состоянию в лечебно-восстановительных мероприятиях в условиях психиатрического стационара.

Больные, нуждающиеся в стационарном лечении, принимаются в психиатрическую больницу по направлениям врачей-психиатров психоневрологических диспансеров (диспансерных отделений, кабинетов), врачей специализированных бригад скорой психиатрической помощи, органов здравоохранения, а также без всякого направления при наличии срочных медицинских показаний к госпитализации.

Лица, направленные на стационарное обследование для уточнения диагноза, врачебно-трудовой или военно-врачебной экспертизы, принимаются в психиатрический стационар по направлениям органов здравоохранения, участковых врачей-психиатров, а также врачебно-трудовых экспертных или военно-врачебных комиссий.

Поступающие в психоневрологический интернат взрослые в возрасте 30 лет принимаются в реабилитационное отделение, в возрасте 30-45 лет — в отделение милосердия.

В психоневрологическом диспансере каждому больному должны быть обеспечены: исчерпывающее исследование психического, неврологического и соматического состояния и, в зависимости от характера заболевания, все современные методы лечения и социально-трудовой реабилитации. 

Основные задачи и функции психоневрологического интерната:

  1. Оказание специализированной высококвалифицированной лечебно-диагностической и социально-восстановительной помощи лицам, страдающим пограничными психическими, в том числе психосоматическими, расстройствами.
  2. Стационарное обследование лиц, страдающих пограничными психическими расстройствами, для уточнения диагноза, в целях определения трудоспособности, годности к службе в армии, возможности обучения и т.п.
  3. Обеспечение преемственности с психоневрологическими диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно- профилактическими учреждениями в лечении больных с пограничными психическими расстройствами.
  4. Систематическое повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала в области пограничной психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и деонтологии
  5. Анализ и обобщение проводимой лечебно-профилактической и реабилитационной работы.
  6. Освоение и внедрение в практику новых организационных форм, современных средств и методов диагностики, лечения и социально-трудовой реабилитации при пограничной психической патологии, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта учреждений здравоохранения.

Организация деятельности при психоневрологической больнице или в ее составе подсобного сельского хозяйства, лечебно-производственных (трудовых) мастерских, дневного стационара и других структурных подразделений больницы регламентируется действующими Положениями о них.

Прием больных в психоневрологический интернат со строгим наблюдением производится дежурным врачом и дежурным представителем контролерского состава МВД при наличии копии определения суда, копии акта судебно-психиатрической экспертизы или акта психиатрического освидетельствования, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность больного (удостоверение личности, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы). [12]

Исследования, связанные с образованием инвалидов, показывают, что наиболее значимыми они считают проблемы понимания и взаимопонимания, установления коммуникативных связей и конструктивного  взаимодействия в процессе обучения, поддержки их самостоятельных и  творческих начинаний, наличие сопровождения  специалистов на наиболее трудных этапах их обучения и организации жизни. В деятельности реабилитационных центров  технологическая реализация идей педагогической поддержки предполагает ряд обязательных этапов.

На диагностическом этапе актуализируется  проболема понимания и взаимопонимания, организация продуктивного общения  обучающихся, что предполагает последовательное протекание процессов:

-адаптации ( овладение социотипическими  надсознательными образцами поведения  в среде сверстников среднего  и старшего возраста),

-индивидуализации (собственный поиск  средств и способов самосуществования),

-интерграции (самостоятельный  выход из трудных ситуаций, опираясь  на помощь извне: преподавателей, однокурсников, друзей, членов семьи).

Деятельностный этап, часто этап коррекции, требует включения в  различные виды образовательной  и социокультурной деятельности, способствующей интеграции, в различные  творческие группы, сообщества, что  укрепляет коммуникативные связи  и степень адаптивности.

Аналитический этап – способствует осмыслению обучающимися своей позиции , аналиу причин успешности и трудностей, способствует пронозированию дальнейших направлений деятельности.

Социльно-педагогическая составляющая службы сопровождения включает в  себя ряд технологий, предусматривающих  комплекс вопросов социальной защиты слушателей в целом и средствами образования – в частности. Особое внимание должно  быть привлечено к  проблеме правового регулирования, ознакомления с «Законом об инвалидах  РФ»,  и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Несмотря на то, что деятельность всех составляющих службы сопровождения  носит  достаточно самостоятельный  и обособленный характер, образовательные  эффекты зависят от согласованной  деятельности всех структур.

Модели обучения взрослых инвалидов  столь же вариативны, сколь многообразны жизненные драмы этих людей. Этим обусловлены принципиальные отличия  в стратегии обучения инвалидов.

Сам характер  ограничений (нарушения  зрения, слуха, речи, опорно-двигательного  аппарата, связанные с центральной  нервной системой) и степень самостоятельности человека в организации своей жизни порождают специфику образовательных потребностей, целей и способов обучения той или иной группы инвалидов.

Образование в жизни взрослых инвалидов может  иметь разную целевую направленность: повышение существующего образовательного ценза, профессиональная подготовка, реализация творческого потенциала, интеллектуальное развитие, адаптация к состоянию инвалидности, включение в социально-общественную деятельность.

 В  системе образования взрослых  инвалидов привычные дидактические  и  андрагогические принципы  приобретают новое смысловое  звучание. В соответствии с обозначенными  целями  и принципами в образовании  взрослых инвалидов наряду с  развитием и адаптацией на  первый план выступают такие  функции, как компенсаторная (восполняющая  упущенные или нереализованные  возможности развития, профессиональной  подготовки, неудобства состояния  ограниченности жизнедеятельности), коррекционная ()позволяющая вносить  поправки и изменения в содержание  и условия обучения в ответ  на образовательные потребности,  информационные запросы инвалидов  в рамках их реальных возможностей€  и поддерживающая (направленная  на оказание социально-психологической  помощи средствами обучения и  организацию сопровождения инвалида  на образовательном пути). В реальной  практике все эти функции тесно  переплетаются. Обучение взрослых  инвалидов опирается на науку  андрагогику. [42]

Оказавшись  в образовательной ситуации, инвалидам  бывает трудно идентифицировать себя с ролью человека, успешно обучающегося и имеющего перспективу дальнейшего  применения полученного образовательного потенциала в разных серах деятельности и общения. В этом случае необходима внешняя поддержка.

Социальной  группе инвалидов  предоставлено  право получать профессиональное образование  в различных формах. Для успешного  обучения инвалидов необходимо, чтобы  содержание, методы обучения и его  организационно-педагогические условия  были максимально приближены к конкретному  человеку с учетом всего комплекса  его психофизиологических возможностей и социального опыта. 

Информация о работе Система социальной работы в психоневрологическом интернате