Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях в Российской Федерации на примере г. Красноярска. Этапы исследования:
1. определение современного состояния проблемы безработицы и социальной защиты безработных в России и Красноярском крае
2. анализ содержания и основных направлений государственной политики на рынке труда.
3. выявление основных направлений социальной защиты безработных в рамках Красноярской службы занятости на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу 5
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах 5
1.2 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации 21
1.3 Система социальной защиты безработных граждан в г. Красноярске 31
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда 38
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ 38
2.2. Основные направления государственной политики в сфере труда 58
Глава 3. Анализ деятельности Красноярской городской службы занятости по социальной защите безработных 68
3.1. Общая характеристика 68
3.2. Основные направления социальной защиты безработных 75
3.3. Оценка эффективности деятельности Красноярской городской службы занятости 79
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Все-таки наиболее негативной в настоящее время является взаимная недостаточная информированность: работника — о возможных вакансиях, их качестве, требуемой ими профессиональной подготовке, предпринимателя — о качестве той рабочей силы, которую он найдет на рынке труда. Политика по улучшению поиска работы становится поэтому одним из стержней государственной политики занятости в развитых рыночных экономиках.

Сбои, вызываемые несовершенством  рыночных институтов. Среди последних  называются следующие:

Негативные последствия пособий по безработице и программ повышения благосостояния населения. Имеется в виду, что неквалифицированные работники, чаще других страдающие от низких заработков и более длительной продолжительности безработицы, склонны перекладывать бремя своего содержания на общество, стремясь сохранить свой статус безработного. В результате квалифицированные работники, за счет которых выплачиваются пособия, не получают полного вознаграждения за свой труд, а лица с низкой квалификацией имеют неудовлетворительный уровень жизни.

Перекосы в налогообложении  и регулировании. Это случается, когда налогообложение дополнительного  дохода, получаемого фирмой и ее работниками от применения более  квалифицированного труда, чрезмерно  высоко и не оправдывает затрат на профподготовку. Слишком высокие налоги на прибыль и другие формы дохода снижают заинтересованность фирм в обучении персонала.

В качестве одного из средств борьбы с подобными просчетами предлагается стимулировать мобильность капитала, в частности, его перемещения  в те места, где имеется более дешевое жилье для работников, в том числе субсидируемое государством и т. д. Отмечается, что материальные помехи движению рабочей силы являются «значительной проблемой в ряде стран ОЭСР, в которых имеются как процветающие, так и упадочные регионы, и наблюдаются большие различия между ними в цене жилья и рентных платежах».

Несовместимость общего и профессионального  образования. Складывается впечатление, вполне относящееся и к России, что с каждым годом общая и  профессиональная подготовка все более отчуждаются друг от друга. Последствия для состояния рынка труда общеизвестны.

Ограничения и препятствия вхождению  в бизнес новых фирм, сокращающие  конкуренцию фирм на рынке труда  и, соответственно, ограничивающие спрос  на незанятую рабочую силу.

Наиболее значительной проблемой безработных в западных экономиках считается необходимость усиления позиций на рынке труда лиц с низкой или недостаточной квалификацией; решение этой проблемы видится как результат совместных усилий государства и частного сектора.

Социальная защита безработных  а странах Восточной Европы

В странах Восточной Европы ухудшение  экономической обстановки и , самое  главное, общий спад промышленного  производства породили те же негативные явления, что ив России. В связи  с чем по поводу ситуации с занятостью в странах Восточной Европы должны быть приняты во внимание замечания и заключения экспертов Мирового банка и Комиссии европейских сообществ, поскольку ситуация развивается сходным образом и в Российской Федерации.

1. Политика в области рынка труда в переходных экономиках игнорирует вопросы профессионализма трудового потенциала. Государственная поддержка имеет основной целью социальную помощь работникам вне зависимости от их профессиональной ценности. Отдельные программы по содействию вхождению в трудовую сферу новых контингентов работников и тех, кто является безработным длительное время, как правило, малоэффективны. «В целом... текущая политика в отношении рынка труда в странах Восточной Европы, как представляется, не способствует ни структурной перестройке, ни сокращению безработицы».

2. Общемировой опыт убедительно  показал высокую рентабельность  и прибыльность инвестиций в  человеческий капитал. В качестве  особо убедительного примера  в докладе Генерального директора  МОТ приводится «рост экспорта программного обеспечения из Индии... и рост спроса на индийских программистов». «Сравнительное преимущество, которым обладают такие страны как Индия в данной сфере производственной деятельности, создается благодаря инвестициям страны в высшее образование, которое подготовило большое число специалистов в области информационной технологии, что и позволило Индии опередить другие страны в отношении как экономической эффективности, так и уровней оплаты труда». В странах Восточной Европы — частью по объективным причинам, таким как финансовые трудности, частью из-за промахов в промышленной политике, — развитие высокого технологического потенциала работников в пореформенный период оказалось в какой-то мере заброшенным.

3. Частный сектор рекрутирует  новую рабочую силу чаще всего из действующих государственных предприятий, нежели из числа зарегистрированных безработных. Вне этого сектора остается подготовка квалифицированных рабочих и технических специалистов. Поскольку государственная подготовка кадров непрерывно сужается, проблема смены поколений на профессиональном поле повисает в воздухе.

4. Профессиональные союзы в восточноевропейских  странах слабы и не имеют  «переговорной силы». Это делает  рынок труда усеченным и потому  неэффективным.

Сравнивая «революционный» («шоковая терапия», восточноевропейская экономика) и «эволюционный» (китайский) путь реформирования экономики, нельзя не отметить, что строго в экономических и связанных с ними социальных терминах (например, социальные последствия массовой безработицы), эволюционный путь, несомненно, доказал свою предпочтительность. Это и понятно: громоздкий и крайне инерционный экономический механизм не может ни минуты существовать без отлаженного, пусть и несовершенного механизма управления. Между тем, страны, избравшие революционный путь реформирования, вступили в новый (рыночный) режим хозяйствования, не имея достаточно подготовленных базовых элементов управления этим режимом (не было отработано взаимодействие государственного и частного секторов, определены сферы действий того и другого, не был подготовлен класс рыночных менеджеров, не отрегулирован процесс ценообразования и пр.). Все это восточноевропейским экономикам и России приходилось делать уже постериори, по ходу действия. Отсюда — те неизбежные крупные потери, о которых мы упоминали выше.

Думается, что китайское общество, избрав эволюционный путь и экономически окрепнув на нем, в дальнейшем будет  вольно избрать какой угодно общественный режим, хоть инопланетный. Это —  дело выбора самих китайских граждан. Во всяком случае, сейчас, при сохранении слегка изменившейся социальной системы граждане Китая имеют сравнительно широкие возможности выбора занятий, организации собственного дела и т.д., получая (например, малый производственный бизнес) существенную материальную и правовую поддержку государства.

Методы регулирования занятости  и безработицы в странах ЕС

В западной литературе рассматриваются  три возможных подхода к решению  проблем занятости: 1) на основе свободной  игры рыночных сил (free market regulation); 2) регулирование путем установления минимального уровня заработной платы; 3) государственные субсидии на поддержание занятости.

«Свободный рынок» в нынешних условиях расценивается как наименее эффективный  регулятор занятости и безработицы. Многие аспекты действия рыночного механизма прямо или опосредованно ведут к сокращению спроса на рабочую силу. Особенно заметно это проявляется в периоды спада производства, финансовых кризисов и других негативных явлений в экономике.

Рассмотрим цепочку негативных последствий в случае спада производства (независимо от его причин — циклического спада, изменения конъюнктуры на мировом рынке и пр.) в условиях «свободного рынка»:

При весьма ощутимых негативных последствиях спада производства для занятости  и уровня жизни населения «свободный рынок» не обеспечивает адекватной системы социальной защиты.

Недостаточно эффективной считается  также такая мера, как установление минимальной заработной платы (minimum wage arrangements). В социальной политике западноевропейских стран минимальная зарплата определяется на уровне прожиточного минимума (survival level). Если при этом ставится цель сохранения равновесной системы цен (по Вальра-су), то может не быть соблюдено требование обеспечить прожиточный минимум всем категориям работников. Если же на первый план ставится требование обеспечить всем прожиточный минимум, то размеры минимальной зарплаты могут превысить маргинальную производительность труда, особенно неквалифицированных работников. В этом случае предприниматели будут изо всех сил избавляться от работников, чья зарплата выше их индивидуальной производительности, что поведет к росту безработицы. Пострадают и квалифицированные работники, поскольку работодатели попытаются свести их зарплату к ее минимальному размеру.

«Соглашения о минимальной зарплате», таким образом, с одной стороны — несколько увеличивают степень социальной защищенности работников по сравнению с механизмом «свободного рынка», с другой, — в то же время объективно создают «препятствия обеспечению полной занятости». Как и в случае с рыночным регулированием занятости, наибольшие потери несут неквалифицированные работники, однако и квалифицированные могут ощутить ухудшение своего положения: если их труд может взаимозаменяться с трудом неквалифицированных, то в условиях «излишка» рабочей силы уровень их заработной платы понизится; если же они заменят собой неквалифицированных работников При прежней оплате, то их труд обойдется дороже труда последних, что неприемлемо для предпринимателя, и он постарается сократить часть своего персонала, в том числе и квалифицированного.

Усиление социальной защищенности работников в случае введения минимальной  зарплаты в некоторых случаях  также может быть спорным. В странах  с сильным влиянием профсоюзов последние  резко возражают против законодательного установления минимальной зарплаты, опасаясь того, что она, во-первых, будет более низкой, чем то, что профсоюзы смогут обеспечить путем прямых переговоров с предпринимателями; во-вторых, понизится «переговорная сила» трудящихся. С другой стороны, коллективные соглашения о минимуме заработной платы могут быть успешными только в том случае, если уровень безработицы в стране относительно низок, как это наблюдается в Австрии с ее сильным» профсоюзами. Таким образом, как одна из мер государственной политики занятости установление минимальной зарплаты имеет свои подводные камни.

Наиболее перспективным направлением государственной политики занятости  исследователи считают политику финансовой поддержки предпринимателей в создании и сохранении рабочих  мест (Employment subsidies). Выгоды этой политики видятся в следующем:

— каждый работник обеспечивается одновременно и доходом, и работой. «Всегда  лучше обеспечивать людей работой, нежели денежными пособиями»;

— финансовая поддержка дифференцируется по категориям работников — от высокооплачиваемых рабочих мест до менее доходных, давая таким образом возможность маневра в государственной политике, выбора между различными категориями и возрастными группами работников;

— предприниматели в этом случае в большей степени заинтересованы вкладывать средства в профессиональную подготовку работников, поскольку увеличивается шанс получить отдачу от этих расходов;

— в свою очередь и работник становится больше заинтересованным в  повышении своей квалификации, в  том числе и через систему формального профобразования;

— увеличивается стабильность и, соответственно, продолжительность трудовых соглашений;

— появляется мультипликативный эффект от затрат (в развитии новых и  сопряженных производств, сферы  обслуживания и пр.);

— наконец, подобные затраты, увеличивая объем производства, вносят свой вклад в общий рост ВВП.

В России вплоть до последнего времени  преобладали так называемые пассивные  методы политики в области занятости  и безработицы (установление уровня минимальной зарплаты, кстати, весьма далекой от прожиточного минимума, выплата пособий по безработице и пр.). Думается, что выгоды от более активной политики, в которую включается поддержка предпринимателей в создании и сохранении рабочих мест, в условиях России может принести не меньший эффект, чем это отмечается в развитых рыночных экономиках, а может быть даже и больший, учитывая ее нынешнее состояние дел.[26, С.55-64]

1.2 Социальная защита граждан  потерявших работу  в Российской  Федерации

 

Концепция социальной защиты населения  России применительно к новым экономическим и политическим условиям находится в стадии разработки, в связи с чем по многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Социальная защита населения понимается в широком и узком смысле. В широком смысле социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения.[13, C.3] В узком смысле социальная защита населения–это совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.[13, C.3]

Рынок не в состоянии обеспечить своим участникам гарантированный  доход и занятость. Граждане в  силу многих причин различаются по уровню доходов, состоянию здоровья, существуют безработные, инвалиды, неполные семьи и др. Одна из задач социальной рыночной экономики — создание эффективной системы социальной защиты. Этим социальная рыночная экономика отличается от чистого капитализма или классического рынка, не обеспечивающего социальную защиту населению, предоставление равных возможностей в сфере потребления важнейших благ и услуг.[16, C.309-311]

Социальная защита населения в  современной рыночной экономике  не направлена на решение социальных проблем в пользу так называемого  равного и справедливого распределения  общественного продукта. Или, напротив, на создание особых привилегий тем или иным группам граждан. Социальная защита населения не ориентирована на «закрепление» бедности. Ее нельзя рассматривать в качестве средства, побуждающего человека смириться с примитивным уровнем материальных возможностей. Наоборот, в большинстве случаев система социальной защиты населения направлена на формирование материальных предпосылок для возвращения определенных  групп населения на путь самостоятельной и активной трудовой деятельности.

Меры социальной защиты населения можно подразделить на активные и пассивные. К первым относятся подготовка и переподготовка персонала, создание новых трудовых мест, сохранение уже имеющихся и др. Вторые включают выплату соответствующих пособий и дотаций.[16, C.312-315].

Безработица [14, c.3] — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу. Безработица является одним из основных факторов усиления неустойчивости социально-экономического положения. Безработица определяется учеными и политиками как главная проблема мирового развития. В 1994 году проблемы безработицы рассматривались на министерском уровне семи ведущих промышленно развитых стран мира, в 1995 году — на мировой конференции по социальному развитию в Копенгагене. Важность этой проблемы заключается в том, что безработица напрямую связывает экономические, социальные и психологические последствия.[6]

Информация о работе Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска