Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях в Российской Федерации на примере г. Красноярска. Этапы исследования:
1. определение современного состояния проблемы безработицы и социальной защиты безработных в России и Красноярском крае
2. анализ содержания и основных направлений государственной политики на рынке труда.
3. выявление основных направлений социальной защиты безработных в рамках Красноярской службы занятости на современном этапе.
Введение 3
Глава 1.Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу 5
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах 5
1.2 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации 21
1.3 Система социальной защиты безработных граждан в г. Красноярске 31
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда 38
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ 38
2.2. Основные направления государственной политики в сфере труда 58
Глава 3. Анализ деятельности Красноярской городской службы занятости по социальной защите безработных 68
3.1. Общая характеристика 68
3.2. Основные направления социальной защиты безработных 75
3.3. Оценка эффективности деятельности Красноярской городской службы занятости 79
Заключение 83
Список литературы 86
Приоритетным направлением, по которому наиболее полно можно судить об эффективности воздействия службы занятости населения на рынок труда в регионе, без сомнения является трудоустройство ищущих работу и безработных граждан. Поэтому первым основным критерием с максимальной оценкой за лучший показатель, равной 10 баллам, выступает:
Доля трудоустроенных от общего количества клиентов службы занятости – удельный вес трудоустроенных (с прошедшими обучение) в общем количестве обратившихся в целях поиска работы (на начало отчетного периода плюс число зарегистрированных за оцениваемый период).
Вторым основным критерием с максимальной оценкой за лучший показатель, равной 5 баллам, был:
Полнота сбора средств – величина, показывающая долю фактических поступлений страховых взносов за отчетный период от их прогнозируемого поступления.
Одним из важнейших показателей точности первичного учета граждан, на котором базируется работа всего программного комплекса, является третий критерий:
Совпадение данных: отчет – база. Он отражает правильность и последовательность соблюдения специалистами службы занятости новой технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными с помощью системы “Содействие”. Максимальная оценка за лучший показатель также равна 5 баллам.
Дополнительно к основным взяты еще четыре критерия с максимальной оценкой в 3 балла за каждый лучший показатель:
1. Нагрузка на специалиста. Этот
показатель рассчитывается как
отношение суммы трех
а) Количество обращений в службу занятости, всего. В этот показатель включены все посещения центра занятости ищущими работу, состоящими на учете безработными гражданами и работодателями по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости (за консультацией, на перерегистрацию, для получения справок, по вопросам переселения, взаимозачетов и т.д.).
б) Произведено начислений пособия. Учитываются все начисления, произведенные специалистами по начислению пособий в отчетном периоде.
в) Выходы на предприятия. Так как за каждым специалистом подразделений департамента на местах закреплено определенное количество предприятий и организаций, данный показатель учитывает суммарное количество выходов сотрудников на предприятия и в организации по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости.
2. Направлено на профобучение – количество направленных на профессиональное обучение от общего числа состоявших на учете безработных (на начало отчетного периода плюс поставленные на учет в данном периоде).
3. Направлено на общественные работы. Данный критерий позволяет оценить деятельность центров занятости населения в проведении активной политики занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан через организацию общественных работ. Методика подсчета аналогична.
4. Показатель борьбы с
Для анализа положения службы занятости
Калужской области по отношению
к регионам Российской Федерации
внутриобластная оценочная
Приведем интегральные показатели, отражающие деятельность пятнадцати лучших органов службы занятости регионов Российской Федерации (данные для расчетов взяты из статистического бюллетеня “Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения” № 9 за январь – сентябрь 2004 года) (табл. 3).
Таблица 3
Интегральные показатели, отражающие деятельность пятнадцати лучших органов службы занятости регионов Российской Федерации
№ п/п |
Наименование региона |
Уровень востребованности службы занятости |
Уровень трудоустройства |
Коэффициент трудоустройства |
Уровень трудоустройства безработных |
Удельный вес проходивших |
Удельный вес участников общественных работ |
Интегральная оценка |
Российская Федерация |
1,30 |
1,66 |
1,72 |
1,59 |
1,29 |
1,12 |
8,68 | |
1 |
Смоленская обл. |
1,59 |
1,85 |
1,79 |
2,00 |
1,93 |
1,08 |
10,23 |
2 |
Респ. Алтай |
2,00 |
1,74 |
1,75 |
1,86 |
1,19 |
1,54 |
10,07 |
3 |
Калужская обл. |
1,32 |
2,00 |
2,00 |
1,96 |
1,50 |
1,27 |
10,04 |
4 |
Липецкая обл. |
1,33 |
1,91 |
1,92 |
1,58 |
1,76 |
1,52 |
10,03 |
5 |
Нижегородская обл. |
1,31 |
1,98 |
1,96 |
1,73 |
1,60 |
1,31 |
9,89 |
6 |
Ростовская обл. |
1,40 |
1,92 |
1,90 |
1,76 |
1,63 |
1,12 |
9,74 |
7 |
Челябинская обл. |
1,38 |
1,91 |
1,94 |
1,83 |
1,46 |
1,11 |
9,64 |
8 |
Удмуртская респ. |
1,82 |
1,79 |
1,82 |
1,84 |
1,27 |
1,08 |
9,63 |
9 |
Волгоградская обл. |
1,35 |
1,86 |
1,83 |
1,67 |
1,53 |
1,26 |
9,50 |
10 |
Оренбургская обл. |
1,21 |
1,98 |
1,92 |
1,73 |
1,52 |
1,07 |
9,43 |
11 |
Тверская обл. |
1,35 |
1,86 |
1,87 |
1,72 |
1,53 |
1,08 |
9,41 |
12 |
Пермская обл. |
1,41 |
1,81 |
1,81 |
1,63 |
1,55 |
1,14 |
9,35 |
13 |
Белгородская обл. |
1,32 |
1,84 |
1,83 |
1,58 |
1,68 |
1,07 |
9,32 |
14 |
респ. Татарстан |
1,54 |
1,96 |
1,95 |
1,66 |
1,18 |
1,01 |
9,31 |
15 |
Орловская обл. |
1,11 |
1,78 |
1,87 |
1,58 |
1,74 |
1,18 |
9,27 |
Опыт использования такой
Безусловно, новые условия работы службы занятости населения, связанные с ее реорганизацией с 1 января текущего года, потребуют от нас обновления существующей системы комплексной оценки наиболее важных аспектов работы органов службы занятости.
В числе основных параметров, которые будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:
2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также между предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.
На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:
1)в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:
обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
создание условий для
поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;
2) в области повышения качества
рабочей силы и
разработка прогноза потребности
в рабочих и специалистах по укрупненным
группам профессий и
разработка механизма определен
развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
улучшение профессиональной ориентации
и психологической поддержки
населения; развитие системы
разработка общероссийского
создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;
3) в области содействия
проведение экспертного
разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;
разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
проведение анализа перспектив
повышения занятости в проблемных
отраслях экономики, в том числе в угольной,
металлургической, топливно-энергетической,
текстильной и легкой промышленности;
поддержка малого предпринимательства
с целью создания новых рабочих мест и
развития инфраструктуры военных городков,
закрытых административно-