Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях в Российской Федерации на примере г. Красноярска. Этапы исследования:
1. определение современного состояния проблемы безработицы и социальной защиты безработных в России и Красноярском крае
2. анализ содержания и основных направлений государственной политики на рынке труда.
3. выявление основных направлений социальной защиты безработных в рамках Красноярской службы занятости на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу 5
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах 5
1.2 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации 21
1.3 Система социальной защиты безработных граждан в г. Красноярске 31
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда 38
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ 38
2.2. Основные направления государственной политики в сфере труда 58
Глава 3. Анализ деятельности Красноярской городской службы занятости по социальной защите безработных 68
3.1. Общая характеристика 68
3.2. Основные направления социальной защиты безработных 75
3.3. Оценка эффективности деятельности Красноярской городской службы занятости 79
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Приоритетным направлением, по которому наиболее полно можно судить об эффективности  воздействия службы занятости населения  на рынок труда в регионе, без  сомнения является трудоустройство  ищущих работу и безработных граждан. Поэтому первым основным критерием с максимальной оценкой за лучший показатель, равной 10 баллам, выступает:

Доля трудоустроенных от общего количества клиентов службы занятости  – удельный вес трудоустроенных (с прошедшими обучение) в общем  количестве обратившихся в целях  поиска работы (на начало отчетного периода плюс число зарегистрированных за оцениваемый период).

Вторым основным критерием с  максимальной оценкой за лучший показатель, равной 5 баллам, был:

Полнота сбора средств – величина, показывающая долю фактических поступлений страховых взносов за отчетный период от их прогнозируемого поступления.

Одним из важнейших показателей  точности первичного учета граждан, на котором базируется работа всего  программного комплекса, является третий критерий:

Совпадение данных: отчет – база. Он отражает правильность и последовательность соблюдения специалистами службы занятости новой технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, и безработными с помощью системы “Содействие”. Максимальная оценка за лучший показатель также равна 5 баллам.

Дополнительно к основным взяты  еще четыре критерия с максимальной оценкой в 3 балла за каждый лучший показатель:

1. Нагрузка на специалиста. Этот  показатель рассчитывается как  отношение суммы трех показателей  работы районного (городского) центра занятости населения с клиентами службы занятости (представлены ниже) к количеству сотрудников основного состава, работающих в данном подразделении.

а) Количество обращений в службу занятости, всего. В этот показатель включены все посещения центра занятости ищущими работу, состоящими на учете безработными гражданами и работодателями по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости (за консультацией, на перерегистрацию, для получения справок, по вопросам переселения, взаимозачетов и т.д.).

б) Произведено начислений пособия. Учитываются все начисления, произведенные специалистами по начислению пособий в отчетном периоде.

в) Выходы на предприятия. Так как за каждым специалистом подразделений департамента на местах закреплено определенное количество предприятий и организаций, данный показатель учитывает суммарное количество выходов сотрудников на предприятия и в организации по различным вопросам, входящим в компетенцию службы занятости.

2. Направлено на профобучение  – количество направленных на  профессиональное обучение от общего числа состоявших на учете безработных (на начало отчетного периода плюс поставленные на учет в данном периоде).

3. Направлено на общественные  работы. Данный критерий позволяет  оценить деятельность центров  занятости населения в проведении активной политики занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан через организацию общественных работ. Методика подсчета аналогична.

4. Показатель борьбы с мошенничеством  – характеристика эффективности  работы по выявлению случаев необоснованного получения пособий по безработице.

Для анализа положения службы занятости  Калужской области по отношению  к регионам Российской Федерации  внутриобластная оценочная система  была несколько изменена в соответствии с подготовленной Минтрудом России “Системой показателей по оценке эффективности деятельности органов службы занятости” с учетом того, что далеко не все интересующие показатели могут быть рассчитаны на основе ежемесячных статистических бюллетеней Минтруда России.

Приведем интегральные показатели, отражающие деятельность пятнадцати лучших органов службы занятости регионов Российской Федерации (данные для расчетов взяты из статистического бюллетеня “Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения” № 9 за январь – сентябрь 2004 года) (табл. 3).

Таблица 3

Интегральные показатели, отражающие деятельность пятнадцати лучших органов  службы занятости регионов Российской Федерации

№ п/п 

Наименование региона 

Уровень востребованности службы занятости 

Уровень трудоустройства

Коэффициент трудоустройства 

Уровень трудоустройства безработных 

Удельный вес проходивших обучение

Удельный вес участников общественных работ 

Интегральная оценка

 

Российская Федерация 

1,30

1,66

1,72

1,59

1,29

1,12

8,68

1

Смоленская обл.

1,59

1,85

1,79

2,00

1,93

1,08

10,23

2

Респ. Алтай 

2,00

1,74

1,75

1,86

1,19

1,54

10,07

3

Калужская обл.

1,32

2,00

2,00

1,96

1,50

1,27

10,04

4

Липецкая обл.

1,33

1,91

1,92

1,58

1,76

1,52

10,03

5

Нижегородская обл.

1,31

1,98

1,96

1,73

1,60

1,31

9,89

6

Ростовская обл.

1,40

1,92

1,90

1,76

1,63

1,12

9,74

7

Челябинская обл.

1,38

1,91

1,94

1,83

1,46

1,11

9,64

8

Удмуртская респ.

1,82

1,79

1,82

1,84

1,27

1,08

9,63

9

Волгоградская обл.

1,35

1,86

1,83

1,67

1,53

1,26

9,50

10

Оренбургская обл.

1,21

1,98

1,92

1,73

1,52

1,07

9,43

11

Тверская обл.

1,35

1,86

1,87

1,72

1,53

1,08

9,41

12

Пермская обл.

1,41

1,81

1,81

1,63

1,55

1,14

9,35

13

Белгородская обл.

1,32

1,84

1,83

1,58

1,68

1,07

9,32

14

респ. Татарстан 

1,54

1,96

1,95

1,66

1,18

1,01

9,31

15

Орловская обл.

1,11

1,78

1,87

1,58

1,74

1,18

9,27


Опыт использования такой оценочной  системы позволяет достаточно высоко оценить ее эффективность. Главное ее назначение – не только аналитическое, но и стимулирующее. Оперативное определение и поощрение лучших среди городских и районных подразделений, комплексная работа с отстающими – все это побуждает к совершенствованию организации работы, к более качественному выполнению каждым сотрудником своих обязанностей. Думается, высокое место Калужской области в общероссийском рейтинге в немалой степени обусловлено именно последовательным использованием внутри департамента рассмотренной системы оценки.

Безусловно, новые условия работы службы занятости населения, связанные  с ее реорганизацией с 1 января текущего года, потребуют от нас обновления существующей системы комплексной  оценки наиболее важных аспектов работы органов службы занятости.

2.2. Основные направления государственной  политики в сфере труда

 

В числе основных параметров, которые  будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может  в той или иной степени влиять, следующие:

  1. Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он низок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воздействие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев населения.

2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также между предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

  1. Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их числа, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налоговые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.
  2. Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, обладающих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.[33]

На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования  действующего законодательства  в сфере занятости населения:

обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций  в области регулирования рынка  труда и сферы занятости между  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих  мест и свободное перемещение  рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для достижения соответствия между спросом и  предложением на рабочую силу, в  том числе путем создания рабочих  мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса и предпринимательства  в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения качества  рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности  в рабочих и специалистах по укрупненным  группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации  к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения; развитие системы внутрипроизводственного  обучения персонала организаций, а  также опережающего профессионального  обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования  профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении  их компетентности и способности  гибко реагировать на непрерывные  изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан  в целях повышения их конкурентоспособности  на рынке труда и возможности  скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости,  стимулирования создания и сохранения  рабочих мест, совершенствования  форм социального партнерства  на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного анализа  возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих  меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

Информация о работе Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска