Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях в Российской Федерации на примере г. Красноярска. Этапы исследования:
1. определение современного состояния проблемы безработицы и социальной защиты безработных в России и Красноярском крае
2. анализ содержания и основных направлений государственной политики на рынке труда.
3. выявление основных направлений социальной защиты безработных в рамках Красноярской службы занятости на современном этапе.
Введение 3
Глава 1.Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу 5
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах 5
1.2 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации 21
1.3 Система социальной защиты безработных граждан в г. Красноярске 31
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда 38
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ 38
2.2. Основные направления государственной политики в сфере труда 58
Глава 3. Анализ деятельности Красноярской городской службы занятости по социальной защите безработных 68
3.1. Общая характеристика 68
3.2. Основные направления социальной защиты безработных 75
3.3. Оценка эффективности деятельности Красноярской городской службы занятости 79
Заключение 83
Список литературы 86
Некоторое увеличение рождаемости населения Челябинска пока не может принципиально изменить демографическую ситуацию ввиду невозможности резкого сокращения смертности
Главной причиной сохранения высокого уровня смертности в городе является увеличение численности населения, входящего в состав старших возрастных групп. Сохраняется также высокий уровень смертности трудоспособного населения, особенно мужчин от несчастных случаев, отравлений и травм, что приводит к более низкой по сравнению с женщинами продолжительности их жизни.
Период 2003-2004 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является достаточно благоприятным для социально-экономического развития. Меняется возрастная структура населения. При общем сокращении численности населения доля численности населения в трудоспособном возрасте возросла с 95,3% в 2002 году до 95,6% в 2004 году.
Численность трудовых ресурсов растет в основном за счет молодых, так, в 2004 году численность учащихся увеличилась на 6,6 тыс. чел., что по сравнению с 2002 годом и составило 99,8 тыс. чел.
Всего трудовые ресурсы города составили
712.6 тыс. чел, из них занято в экономике
538 тыс. чел. В структуре занятых
сохраняется тенденция
Первостепенная задача службы занятости челябинской области - наполнить активную политику на рынке труда новым содержанием, с учетом изменившейся психологии безработных и работодателей. Серьёзная государственная проблема - остановить развивающийся процесс деквалификации профессиональных кадров, снижение мотивации населения к трудовой деятельности.
На основе накопленного опыта работы с работодателями и незанятым населением, с учетом позитивно развивающихся тенденций на рынке труда и финансовых возможностей важнейшим направлением работы становится целевой подбор, обучение и переобучение нужного работодателю специалиста. В связи с чем, должны серьёзно перестроиться как служба трудоустройства, так и профессионального обучения. Необходимо работать не только с зарегистрированными безработными, но и со всеми, кто обращается за содействием в трудоустройстве.[40, C.41-42]
Естественно, это потребует усиления взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Критерием деятельности центров занятости станут не регистрация безработных и выплата им пособий, а эффективность их работы с руководителями и кадровыми службами предприятий. Если благодаря тесному сотрудничеству работодателей с органами службы занятости увеличился банк вакансий, больше безработных трудоустроено, на предприятиях организовано переобучение на новые рабочие места или проводятся общественные оплачиваемые работы – значит служба работает хорошо.
Часть работодателей всё еще сторонится службы занятости, низка их ответственность в сохранении, создании новых и квотировании рабочих мест. Поэтому директорам центров занятости необходимо укреплять деловые связи с первыми руководителями больших и малых предприятий.
Новые возможности для этого открывает Закон «О социальном партнёрстве в Челябинской области» от 25 февраля 1999 г. N 68-ЗО.
Он предоставляет областному Координационному комитету право принимать в адрес органов государственной власти области, профсоюзов, работодателей, других общественных объединений и организаций рекомендации по проблемам занятости.
Эти вопросы необходимо постоянно рассматривать и в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В этих же целях следует активнее использовать договора и соглашения, заключенные Департаментом с ЮУЖД, ОАО «Челябэнерго», главным управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области, Управлением исполнения наказаний Минюста по Челябинской области и с другими партнёрами.[40, C.82-84]
Важнейшая задача - совершенствование технологии работы центров занятости населения. В последние годы она как-то отошла на задний план. Сегодня центры занятости работают, в основном, на достаточно хорошо отработанной технологии прошлых лет, базирующейся на международном опыте, передовом отечественном и, конечно же, собственном.
В Департаменте ГСЗН, каждом центре занятости нужно разработать четкую программу повышения квалификации специалистов. Новые требования к подбору и расстановке кадров подводят к необходимости возрождения системы резерва кадров специалистов, как это было в советском аппарате управления.
В связи с новым статусом, как специалистов Департамента, так и работников городских, районных центров занятости возникла неотложная проблема сохранения в них сплоченных, работоспособных коллективов. Где царит хороший психологический и нравственный климат, а все вопросы решаются с учетом мнения коллектива, там не возникает серьезных проблем. И наоборот, где низка требовательность к работникам, не ведется должной информационной и воспитательной работы, там возникают и склоки, и анонимные письма, и серьезные финансовые нарушения, даже преступления. Во многом, это зависит от авторитета, знаний и способностей руководителя коллектива. В ряде центров, чтобы сплотить коллектив, интересно отмечают государственные праздники, дни рождения, организуют культпоходы, коллективные выезды по грибы и за ягодами, устраивают выставки детскою творчества и другие, создающие хороший настрой, мероприятия.
Главным результатом всех этих усилий должно стать повышение качества работы и ответственности каждого специалиста за порученный участок работы.
В настоящее время Красноярский центр занятости имеет 9 территориальных отделов (в каждом районе города) и 9 функциональных отделов, в том числе: трудоустройства и маркетинговой деятельности, социальной поддержки и профобучения, рынка труда и программ занятости, юридический и др. Для оказания квалифицированной помощи работодателям центр укомплектован опытными и профессиональными кадрами.
В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.[13]
В середине 90-х годов прирост занятости происходил за счет увеличения рабочих мест с неполным рабочим днем.
Важным фактором, определяющим динамику общей занятости, является уровень развития отдельных географических районов. Тенденция создания дополнительных рабочих мест происходит преимущественно в городах.
Существуют и определенные тенденции в структуре занятого населения по половому признаку. Это влияет на тенденции спроса и предложения труда, изменению гендерной структуры по отраслям производства. На динамику занятости оказывает влияние фонд оплаты труда. Значительно выросли реальные доходы в управлении и финансах, что способствовало увеличение числа занятых в этих сферах экономики. [25, C.18]
Исследования изменений в структурах занятости позволяет сделать следующие основные выводы. Структура занятости по полу в отраслях народного хозяйства России существенно изменилась за период с 1984 по 2004 годы. В отрасли промышленности женщин с 30,7% в 1984 году уменьшилось до 18,0% в 2004 году, у мужчин с 34,4% до 26,9%. В строительстве особенных изменений не произошло, лишь колебания на 1-2% в сторону уменьшения количества занятых, женщин занято в этой отрасли приблизительно 4-5%, а мужчин –11-12%; занятых в области сельского и лесного хозяйства на 2004 год 9,8% женщин и 16,7% мужчин. Значительно изменились показатели занятых в торговле: с 12,8% у женщин в 1984 году до 18,8% в 2004, аналогично с 3,5% до 10,8% у мужчин. Увеличилось количество занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере бытового обслуживания населения на 1% у женщин и на 1,5% у мужчин. В 2 раза увеличилась занятость женщин в сфере управления и финансов и в 5 раз у мужчин, на 2004 год занято 5,9% женщин и 5,5% мужчин. Обратный процесс прослеживается в области науки и научного обслуживания, здесь количество занятых уменьшилось в 2 раза как у мужчин с 4,1% до 1,9%, так и у женщин с 4% до 1,8%.[24, C.6]
Сейчас получил
Профессиональная занятость в России по своей сути относительно архаична. В ней все еще неоправданно высока доля мало- и неквалифицированных работников. Основную массу рабочей силы составляют инертные в плане повышения квалификации традиционных профессий, недостаточно квалифицированные кадры. В составе высококвалифицированных рабочих и специалистов преобладают работники узкого профиля: Они не могут и не хотят приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования.
По-прежнему профессиональная занятость остается ориентированной на удовлетворение потребностей отраслей материального производства в квалифицированных кадрах. Не хватает специалистов и рабочих в сфере профессиональной деятельности, связанной с удовлетворением первостепенных потребностей человека в образовании, медицинском, культурном обслуживании и т.п.
Конъюнктура рынка труда — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, т. е. соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми, а также активно ищущими работу в общественном хозяйстве гражданами. Это соотношение формирует границы и масштабы рын-; ка труда, определенную направленность в движении работников в сфере обращения. Как и на любом другом рынке, на рынке труда стоимость и цена рабочей силы не совпадают. Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости определяется рядом факторов. В их числе эффективность производства, характер распределительных отношений, уровень заработной платы и структура доходов, динамика потребительского рынка, колебания цен на товары и услуги и другие факторы.
Конъюнктура рынка труда постоянно меняется. В отдельных регионах Российской Федерации спрос на рабочие места и предложение рабочей силы не совпадают по причинам, в числе которых довольно низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов, недостаточная развитость рынка жилья, сохранение режима регистрации, различия в уровне жизни и др.
На рынке труда существуют количественный и качественный дисбалансы. Количественный дисбаланс характеризуется тем, что число вакансий и свободных рабочих мест меньше, чем число незанятых людей, обратившихся в бюро трудоустройства, а также официально признанных (зарегистрированных) безработных.
Небывалых масштабов достигла несбалансированность экономики по профессиональному составу и структуре наличных рабочих мест, типичной стала ситуация, когда по одним специалистам и профессиям имеется значительный избыток, а по другим дефицит кадров. Таким образом, можно говорить о наличии в России не конкурирующих один с другим рынков рабочей силы различной квалификации .[6, C.109]
Около 60% занятых трудится не по специальности. Более 4 млн человек, в том числе около 1 млн с высшим образованием трудятся в качестве рабочих, хотя для труда даже по самым сложным рабочим профессиям не требуется наличия у работника высшего образования.
Крайне медленно решаются вопросы устранения социально тупиковых, дискомфортных рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно в отраслях с преимущественно женской занятостью, простых неквалифицированных видов труда в сельском хозяйстве и сфере услуг.
До сих пор профессиональный дисбаланс остается чрезвычайно большим.
В связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60-70% и в ближайшие 5 лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места.
Главная причина такого положения дел определяется, во-первых, слабой связью предприятий и организаций народного хозяйства с образовательными учреждениями и, во-вторых, плохим предвидением потребности производства в кадрах.
В число первопричин входит отказ базовых экономических механизмов, что связано с кризисом сложившейся системы разделения труда, методов распространения научно-технических достижений и др.[40]
Говоря об общей динамике занятости можно привести данные Российского статистического ежегодника за 1996 год. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 года. При показателях экономически активного населения в 1990 году 75,7 млн. человек, среднегодовая численность занятых в экономике 75,3, в 1995году при 73,5 –67,1 млн. человек, в 2001 при 72,0 – 650 млн. человек, в 2010 при 71,0 – 67,4 млн. человек.[26, C.9]
Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990 - 2001 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.
Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 млн. человек), увеличилась к началу 2002 года до 87,3 млн. человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2004 - 2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.