Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной защиты безработных граждан в современных условиях в Российской Федерации на примере г. Красноярска. Этапы исследования:
1. определение современного состояния проблемы безработицы и социальной защиты безработных в России и Красноярском крае
2. анализ содержания и основных направлений государственной политики на рынке труда.
3. выявление основных направлений социальной защиты безработных в рамках Красноярской службы занятости на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы социальной защиты граждан потерявших работу 5
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах 5
1.2 Социальная защита граждан потерявших работу в Российской Федерации 21
1.3 Система социальной защиты безработных граждан в г. Красноярске 31
Глава 2. Анализ социально-экономической ситуации на рынке труда 38
2.1. Анализ современного состояния и прогноз развития социально-экономической ситуации на рынке труда РФ 38
2.2. Основные направления государственной политики в сфере труда 58
Глава 3. Анализ деятельности Красноярской городской службы занятости по социальной защите безработных 68
3.1. Общая характеристика 68
3.2. Основные направления социальной защиты безработных 75
3.3. Оценка эффективности деятельности Красноярской городской службы занятости 79
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе по-разному  трактуется экономическая сущность безработицы и причины ее появления.

В марксистской теории безработица  связывается с процессом накопления капитала, в результате которого потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в оборудовании, машинах, агрегатах (постоянном капитале).

В западной экономической  мысли безработица связывается  с экономической целесообразностью использования ресурсов. Отсюда появление такого понятия, как естественная безработица. Естественная безработица — это безработица, при которой часть трудоспособного населения находится в стадии поиска или выбора лучшего места работы или подготовки к трудоустройству. В США в 60-х годах естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х— 6,6%, а в 80—90-х — около 7%. Превышение уровня естественной безработицы зависит от экономической конъюнктуры страны.

В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют ее различные формы:

Фрикционная безработица [14, C.12] — безработица, обусловленная добровольной сменой наемными работниками места работы или периодами их временного увольнения.

Структурная безработица [14, C.14] — безработица, при которой имеются свободные рабочие места, но работодатели не могут их укомплектовать из-за профессионально-квалификационного несоответствия безработных и вакансий.

Циклическая безработица [14, C.14] — безработица, обусловленная спадом в экономическом цикле, когда занятость сокращается, а безработица растет.

Классическая безработица [14, C.16] — безработица, возникающая при высвобождении части работающих в целях повышения заработной платы оставшимся работникам.

Технологическая безработица [14, C.19] — безработица, появляющаяся при сокращении занятых на производстве в связи с его автоматизацией, внедрением новых технологий.

Сезонная безработица [14, C.20] — безработица, в основе которой лежит сезонный характер некоторых видов экономической деятельности.

Скрытая безработица [14, C.21] — безработица, возникающая в результате того, что люди не имеют возможности трудиться в течение полной рабочей недели, полного рабочего дня, хотя и хотят работать с полной нагрузкой.

В развитых странах значительная часть прироста безработных приходится на структурную безработицу. В то же время на практике достаточно сложно выявить, какие именно факторы способствовали возникновению безработицы.

Уровень безработицы  — это отношение числа безработных к общему числу экономически активного населения.[6]

В развитых странах по мере изменения  структуры рабочей силы меняется и состав безработных. Среди них  возрастает доля работников преимущественно  отраслей сферы услуг, а не работников физического труда.

Российские безработные используют разные способы поиска работы. В 1999 году более половины безработных  пытались найти подходящую работу, используя личные связи. Надо отметить, что эта тенденция из года в  год усиливается. Более 34% безработных  обращались в государственную службу занятости. Почти треть безработных непосредственно обращались к работодателям. Пытались организовать собственное дело менее 1% безработных граждан. Среднее время поиска работы за год составляет около 10 месяцев. Для тех же, кто не имел работы в течение последнего года, этот срок составляет 13 месяцев. По профессиональной принадлежности среди безработных преобладают квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а также неквалифицированные рабочие.

Порядок выплаты пособия  по безработице

Выплата пособий по безработице [16, C.99] — одно из направлений деятельности социального обеспечения. Размер пособия по  безработице в разных странах исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.

Для иных категорий граждан, включая  потерявших работу и заработок (доход) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевших в  этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, ищущих работу впервые, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более года), разовое пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Если безработный имеет иждивенцев, то ему выплачивается дополнительно 10% от разового пособия на каждого иждивенца.

В Российской Федерации продолжительность  периода выплаты пособия по безработице  не может превышать 12 календарных  месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Если безработный в течение этого периода не получил подходящей оплачиваемой работы, он имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Пособие по безработице выплачивается  не реже двух раз в месяц при  условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки. Могут устанавливаться и более продолжительные сроки выплаты пособия по безработице региональными и местными органами государственной власти при условии их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Существует разный порядок выплаты  пособия по безработице.

В нашей стране пособие по безработице  не может быть ниже минимального размера  оплаты труда и вместе с тем  не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, пытающимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, и ряду иных категорий безработных граждан пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. На настоящий момент минимальный размер оплаты труда для определения размера социальных выплат установлен 100 рублей, что более, чем в 10 раз ниже прожиточного минимума.

Российское законодательство предусматривает  прекращение выплаты пособия  по безработице. Это возможно в следующих  случаях:

• трудоустройство безработного;

• прохождение профессиональной подготовки или переподготовки по направлению  службы занятости;

• длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

• переезд безработного в другую местность;

• попытка получения пособия  по безработице обманным путем;

• осуждение лица, получающего  пособие по безработице;

• назначение пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице  может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях трудоустройства  безработного на временную работу или  работу с неполным рабочим днем без  уведомления центра занятости, нарушения безработным правил регистрации.

Порядок признания граждан  безработными

В соответствии с определением Международной  организации труда (МОТ) к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода.

Учет безработных осуществляется путем обследования домашних хозяйств, регистрации безработных или  учета выплат по безработице. Многие страны используют метод регистрации, по которому к безработным относятся  зарегистрированные в государственных трудовых бюро в целях поиска работы и в тот момент не имеющие ее. Аналогичной точки зрения придерживается Россия. В Российской Федерации безработным признается трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней. Между странами существуют значительные различия в регистрации безработных. Статистика МОТ в число занятых включает лиц, которые работают не менее одного часа в неделю и учитываются в отчетных документах.

Понятие «безработный» охватывает не только тех людей, которые потеряли работу в связи с увольнением, но и тех, кто добровольно оставил  работу в надежде найти более  интересную и доходную работу.

В России решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства не позднее 11 дней с момента обращения. В службу занятости предоставляются следующие документы: паспорт; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы для впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) в службу занятости предоставляется паспорт и документ об образовании.

Если гражданин Российской Федерации  в течение 10 дней со дня регистрации  не получает подходящей работы со стороны  органов службы занятости, то он признается безработным.

Получение статуса безработного связано  с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа. Подходящей работой считается такая работа, которая соответствует профессиональной подготовке, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Неподходящей работой считается работа, предполагающая перемену места жительства без согласия гражданина, не имеющая необходимых условий труда, а также не обеспечивающая заработок в размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (кроме граждан, имеющих среднемесячный заработок выше средней заработной платы в РФ, крае, области и т. д.).

Право граждан на трудоустройство  может быть реализовано как путем  прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости.[31, C.33]

Граждане, зарегистрированные в качестве лиц, которые ищут работу, имеют право:

• на подбор и предоставление подходящей работы;

• бесплатную консультацию по профориентации;

• получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места  работы и режима труда;

• пособие по безработице в случае непредоставления работы;

• участие в общественных работах  и др.

К обязанностям безработного относятся:

• регулярная перерегистрация в  органах службы занятости (не реже двух раз в месяц);

• недопустимость отказа от предлагаемой подходящей работы;

• уведомление государственной  службы занятости о трудоустройстве  на временную работу или работу с  неполным paбочим днем.

В странах с социально ориентированной  рыночной экономикой безработным гражданам  оказывается существенная материальная и социальная поддержка. Она включает следующие меры:

• предоставление компенсаций работникам, высвобожденным с предприятий, организаций;

• выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

• выплата пособия по безработице;

• возможность участия в общественных работах;

• компенсация затрат в связи  с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

1.3  Система социальной защиты безработных граждан в г. Челябинске

 

Социально-экономическое развитие г. Челябинска в 2004 году происходило в соответствии с целями и задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития до 2005 года.

Обеспечен подъем экономики города на всех основных направлениях, устойчиво  функционировали наиболее важные системы жизнеобеспечения города, продолжился рост уровня жизни населения. Сохранилась финансовая стабильность, увеличились налоговые и другие платежи, в том числе в бюджет города.

Таблица 1

Социально-экономические показатели отдельных городов России за 2004 год

 

Ед.

Изм.

Челя-

Бинск

Екате-

Ринбург

Кур-

Ган

Тю-

Мень

Уфа

Пермь

Челяб.

Обл.

РФ

Среднегодовая численность постоянного  населения за 2003 год 

Тыс.

чел

1102.8

1318.8

352.4

550.9

1089.1

1008.7

3616.7

143.1

млн.

чел.

Начисленная среднемесячная зарплата (номинальная)

Руб.

6206.7

6464

5303.7

8854

6735.2

7156.9

5488

5990

Численность безработных

Чел.

4085

6821

3642

1514

7435

3200

27.6

тыс.

чел.

1.6

млн.

чел

Уровень безработицы (к экономически активному населению)

%

0,8

0,9

2,3

1,7

1,4

0,6

1,6

2,2


 

Среднегодовая численность постоянного населения города Челябинска составила за 2004 год 1098 тыс. чел. И за год сократилась на 4.8 тыс. чел. Этот процесс убыли населения идет с 2003 года. Единственным источником пополнения численности населения была миграция, но за последние годы и этот показатель имеет отрицательную тенденцию и не перекрывает объемы естественной убыли населения.

Таблица 2

Основные демографические показатели г. Челябинска в 2004 г.

Показатели

Ед. изм.

2002

2003

2004

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)

 

8,8

9,7

10,2

Коэффициент смертности (на1000 человек  населения)

 

13,9

14,6

14,8

Миграционный прирост

Чел.

3249

-24

-598

Продолжительность жизни (среднеобластной  показатель) всего

Лет

65,08

64,75

Нет данных

В том числе:

       

Мужчин

Лет

58,78

58,64

-«-

Женщин

Лет

72,03

71,8

-«-

Информация о работе Система социальной защиты безработных в Российской Федерации на примере г. Красноярска