Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать научную документацию по данной теме;
• Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
• Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
• Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
• Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура
1.2 Основные положения концепции развития здравоохранения в Российской Федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления
2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития
3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы
3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Система здравоохранения поняти.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Система здравоохранения: понятие,  сущность, структура 

1.2 Основные положения концепции  развития здравоохранения в Российской  Федерации 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления

2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития

3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1 Анализ развития здравоохранения  на территории Балаковского муниципального  района. Характеристика проблемы 

3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Избранная для исследования тема является достаточно актуальной, так как здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах, здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в то же время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны.

Социальная защита населения и здравоохранение, как ее компонент, имеют ключевое значение для развития потенциала личности, общества и государства и, следовательно, для укрепления позиции государства на международной арене.

Активное вторжение рыночных отношений в здравоохранительную сферу, её ориентация на интересы пациента, придание медицинским учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственного сектора здравоохранения поставили перед системой управления здравоохранением новые, ещё вчера казавшиеся несвойственными ей задачи. Практика показывает, что управление здравоохранением в условиях перехода к рыночной экономике гораздо сложнее, чем при командно-административной системе. Это связано, как с расширением прав и ответственности медицинских учреждений, органов управления здравоохранением на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления здравоохранением: федеральный, региональный, муниципальный.

Особое значение при этом приобретает  анализ проблем правового регулирования  здравоохранительных отношений  на муниципальном уровне. Объясняется  это тем обстоятельством, что  децентрализация как один из ведущих  принципов развития здравоохранения в России возлагает на муниципальные органы власти основную часть функций по решению многих проблем здравоохранения.

Это способствует развитию местных  инициатив, расширению инновационных  процессов, увеличению усилий и средств  государства, частного предпринимательского сектора и общественности.

Степень научной разработанности  проблемы. В научной литературе пока нет исследований комплексного характера, проведенных на базе и международного права, и национального законодательства Российской Федерации, посвященных такой конкретной и социально значимой области государственной жизни, как здравоохранение. Предпринимавшиеся попытки исследования были сосредоточены либо на отдельных вопросах международного права, либо на проблемах российской системы медицинского обслуживания.

Деятельность местных органов  управления здравоохранением связана  со многими трудностями, возникающими, в том числе вследствие недостаточной  разработанности нормативно-правовой базы, а также организационных  и социально-экономических механизмов их функционирования и взаимодействия с другими социальными структурами, ограниченности ресурсного обеспечения. Функции и полномочия муниципальных органов управления здравоохранением, регулирование их имущественного комплекса, решение финансовых и кадровых вопросов в значительной мере определились лишь к середине девяностых годов прошлого века в результате реформы местного самоуправления.

В связи с этим весьма актуальными  становятся научные исследования, связанные  с правовым регулированием деятельности и определением полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения. Полное и всестороннее закрепление в правовых нормах этих полномочий даёт возможность установить основные направления и пределы их деятельности, рамки и виды ответственности, формы и способы контроля за их деятельностью, а также позволяет анализировать эту деятельность с точки зрения её соответствия законодательству. Это, в свою очередь, позволит решать конкретные проблемы формирования эффективности механизмов обеспечения конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, и создание необходимых условий для деятельности муниципальных медицинских учреждений.

Рассматриваются проблемы экономики и организации здравоохранения. Исследование состояния здравоохранения и проблемы реформирования российского здравоохранения нашли свое отражение в работах Б.И. Бояринцева, А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко, Н.С.Григорьевой, О.П. Щепина, Ж.Т. Тощенко и др. В последнее время активно анализируются проблемы правового регулирования деятельности системы здравоохранения (М.А. Ковалевский, Ю.А. Тихомиров, С.С. Шевчук).

Так же исследуются проблемы экономики и организации здравоохранения  в регионах и муниципальных образованиях. Анализ современного положения дел в сфере здравоохранения территорий, подходы к определению эффективности деятельности региональных, муниципальных систем здравоохранения, а также эффективности функционирования медицинских организаций представлены в работах Н.Ф.Герасименко, В.В.Гришина, Ф.Н. Кадырова, А.Л. Линденбратена, В.Г.Семеновой, И.М. Шеймана и др.

Вместе с тем, ограничен  круг исследований, посвященных взаимодействию системы здравоохранения вообще и города в частности с внешними по отношению к ней системами. С этих позиций недостаточно изученным  является вопрос влияния здоровья населения конкретного муниципального образования на его экономическое развитие. Мало внимания исследователей обращено на теоретические аспекты управления здравоохранением городов в современных условиях, в связи с этим отсутствует методология оценки деятельности системы здравоохранения крупного города.

Всё сказанное обусловило выбор  темы исследования, связанной с анализом правового регулирования муниципальных  здравоохранительных отношений, с  целью поиска наиболее эффективных  путей взаимодействия государства, местного самоуправления, права и здравоохранения.

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать научную документацию по данной теме;
  • Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
  • Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
  • Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
  • Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Предметом исследования является государственная  политика в сфере здравоохранения. А объектом исследования является взаимодействие государственного и муниципального уровней в сфере здравоохранения и совершенствование данного взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу исследования составил междисциплинарный анализ проблем управления в области здравоохранения и медицины, направленный на рассмотрение ситуации в отрасли.

Кроме того, особую значимость имел и  сравнительный метод, позволяющий  сопоставить содержательно сходные  положения, как различных теоретических  подходов, так и опытных данных.

Информационно-эмпирической базой  явилось: официальные статистические и аналитические данные, факты и сведения из публикаций в научной литературе и периодической печати. Концептуальные и программные документы: Концепция развития здравоохранения РФ до 2020г; нормативно-правовые документы: федеральные законы, указы Президента РФ, и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность органов местного самоуправления.

Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования определяется его актуальностью, научной новизной, а также выводами как общетеоретического, так и практического характера. Результаты работы способствуют приращению научного знания по социологии управления.

Теоретическая значимость работы подтверждается тем, что в ней проводится комплексный анализ системы здравоохранения на федеральном и муниципальном уровнях.

Практическая значимость дипломного проекта состоит в выработке  рекомендаций по совершенствованию  реализации государственной политики на муниципальном уровне и улучшению развития системы здравоохранения на конкретной территории.

 

 

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

 

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Для анализа системы  здравоохранения и выявления  общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом:

  • все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья; 1
  • меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг;
  • более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды;
  • некоторые виды деятельности и услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

Таким образом, понимание того, что  представляет собой система здравоохранения, может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, как бы не рассматривалась система здравоохранения — более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой. В последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности, в связи с развитием новых технологий, значительно увеличились. В связи с этим, появилось понятие «смертей, которые можно избежать»2. Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как на сферу личной жизни человека влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием системы здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения  является обеспечение:

  • права на охрану здоровья;
  • возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы  требует реализации комплексного подхода  в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации  медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Система здравоохранения становится органическим элементом существующего  экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

В обществе, с  одной стороны, значительно возрастают объемы оказываемых населению медико-профилактических услуг, с другой –усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

Информация о работе Система здравоохранения: понятие, сущность, структура