Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать научную документацию по данной теме;
• Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
• Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
• Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
• Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура
1.2 Основные положения концепции развития здравоохранения в Российской Федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления
2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития
3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы
3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Система здравоохранения поняти.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Определившись с целью, формулируются задачи, которые необходимо решить для того, чтобы перейти  на одноканальное финансирование:

1. Увеличить объемы  финансирования здравоохранения, ликвидировав дефицит Программы государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

2.Отработать механизмы  оплаты медицинской помощи, способствующие  повышению ее качества и доступности.

3.Отработать механизмы оплаты труда медицинского персонала, обеспечивающие его заинтересованность в повышении качества и доступности оказываемой медицинской помощи.

4.Восстановить управляемость  отраслью на основе единых  организационных и финансовых  принципов33.

Еще одной немаловажной проблемой муниципального здравоохранения является недостаток кадров. Понятно, что без решения кадрового вопроса в первичном звене, реформу в здравоохранении провести невозможно. Для привлечения людей, надо создать оптимальные условия.

Чтобы пригласить на работу молодых  специалистов, врачей из других городов  и регионов нужно предоставить жилье, хотя бы служебное. Муниципалитет эту  проблему решить не в состоянии.

При исследовании проблем кадрового  обеспечения муниципальной системы  здравоохранения нельзя обойти вниманием низкую социальную защищенность медицинских работников. Установленные законодателем гарантии являются явно недостаточными. Представляется целесообразным закрепить следующие льготы работникам здравоохранения:

- бесплатный проезд на общественном транспорте для работников поликлиник, обслуживающих больных на дому;

- право на пользование не  реже чем через каждые 10 лет  непрерывной врачебной работы  длительным отпуском сроком до  одного года.

Данную проблему каждый регион старается решить собственными силами, разрабатываются муниципальные целевые программы по привлечению молодых специалистов из других регионов.

Совершенствование системы здравоохранения - одно из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а состояние здоровья населения — важнейшая цель этого развитии.

Основными управляемыми объектами  муниципальной системы здравоохранения  являются муниципальные медицинские  учреждения.

Они как некоммерческие организации, во-первых, призваны выполнять социально-культурные функции, во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Несмотря на это муниципальные медицинские учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

В рамках муниципальной системы  здравоохранения наряду с муниципальными медицинскими учреждениями функционируют  и негосударственные (частные) медицинские учреждения. Особенностью их статуса является то, что влияние на них со стороны органов местного самоуправления ограничено. Они не управляют, а регулируют отдельные стороны деятельности (регистрируют, лицензируют, осуществляют нормативное регулирование, санитарно-эпидемиологический надзор и т.д.).

Центральное место в общем правовом статусе муниципальных медицинских  учреждений занимает их административно-правовой статус. Именно нормы административного  права придают правовую определенность и осуществляют правовое обеспечение управления деятельностью муниципального медицинского учреждения.

Административно-правовой статус медицинского учреждения можно сформулировать как  установленное нормами административного  права положение медицинского учреждения, т.е. его способность в пределах административной правосубъектности самостоятельно решать свойственные данному медицинскому учреждению цели и задачи, осуществлять необходимые для этого функции, быть участником правоотношений, регулируемых нормами административного права34.

В процессе исследования административно-правового  статуса муниципальных медицинских  учреждений было выявлено отсутствие единого нормативного акта, регламентирующего  деятельность медучреждений. Многочисленные нормативные акты не содержат норм, которые бы комплексно определяли все элементы административно-правового статуса, поэтому представляется необходимым разработать и принять Федеральный закон «Об основах организации и деятельности медицинских учреждений».

Следует отметить, что муниципальная  служба в муниципальных органах управления здравоохранением по своему содержанию аналогична государственной службе, имеющей место в государственных органах управления здравоохранением или иных органах исполнительной власти. Это обусловлено единством параметров федеральной государственной службы, государственной службы субъектов РФ и муниципальной службы, закрепленных в законодательстве35.

Правовая регламентация муниципальной  службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия  и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются Федеральным законом от 7 февраля 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», а так же уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность муниципальных служащих в области здравоохранения обладает определенной спецификой, зависящей  от целей, задач и функций муниципального управления здравоохранением. Представляется, что проблемы муниципальной службы в указанной сфере можно подразделить на общие и «профессиональные».

К общим проблемам относятся:

1) оценка деятельности персонала  управления и эффективность проведения  аттестаций;

2) совершенствование профессиональной  компетентности муниципальных служащих;

3) планирование должностного роста персонала управления и индивидуальной карьеры каждого муниципального служащего (формирование резерва кадров, проведение конкурсов как профессионального отбора кандидатов на муниципальные должности);

4) осуществление непрерывного образования  муниципальных служащих;

5) совершенствование оплаты труда  муниципальных служащих.

В качестве «профессиональных» проблем  муниципальной службы следует выделить такие, как:

1) огромная интенсивность труда  отдельных подразделений; 

2) наличие психологических  и эмоциональных нагрузок, обусловленных постоянным общением с лицами, страдающими определенными заболеваниями, престарелыми, инвалидами;

3) недостаточное финансирование  муниципальных программ социального  развития, препятствующее нормальному  функционированию муниципального управления;

4) недостаточность материальной  и научно-методической базы деятельности.

Ожидаемый результат масштабных планов переустройства отечественного здравоохранения в интересах общественного и отраслевого развития может быть достигнут не столько посредством предлагаемых к реализации организационно-структурных и юридически оформленных преобразований, сколько за счет человеческого фактора, базисной основой которого является личность руководителя, видящего перспективы, понимающего поставленные цели и задачи, умеющего их реализовывать, глубоко заинтересованного в результатах деятельности и непрерывном самосовершенствовании.

Важнейшим вопросом текущего момента является кадровое обеспечение  новых организационно-правовых форм, при которых приоритетными становятся творческая инициатива, управленческие умения и навыки. Эффективность функционирования организации в условиях рынка существенным образом зависит от того, насколько продуманными и сбалансированными окажутся стратегии развития медицинской организации и управления персоналом с учетом имеющихся ресурсов, компетенций медицинского персонала, предприимчивости руководителя.

Накопившийся за последние  годы опыт реализации концептуальных подходов и планов реформирования здравоохранения  свидетельствует о недостаточном внимании к одному из важнейших факторов внутриотраслевой эффективности – кадровому потенциалу руководителей муниципального уровня36.

Расплывчатое представление  о востребованном в перспективе  профессионально-личностном образе медицинского работника, осуществляющего управленческие функции, отсутствие мотивации к активному изменению традиционных, зачастую откровенно устаревших методов кадровой работы становится тормозом вывода отрасли из сложившейся ситуации. 37

Преобразования, происходящие в области управления других сфер общественной жизни, не встречают пока должной заинтересованности у тех, кто ответственен за сохранение и укрепление здоровья нынешних и будущих поколений российских граждан, не оказывают необходимого влияния на совершенствование технологий и механизмов управления кадровым потенциалом, качественные характеристики которого далеки от параметров, необходимых для принципиального улучшения системы оказания медицинской помощи. Укоренившийся в кадровой работе механистический подход затрудняет реагирование на происходящие в здравоохранении перемены, меняющиеся приоритеты.

Совершенствование системы  управления кадровым потенциалом должно идти в направлении рационального  планирования подготовки и распределения  кадров, с акцентом на формировании руководителя нового типа, способного успешно работать в новом организационно-правовом формате. Требуется более широкое и гибкое использование мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников, ориентация на потребителя медицинской помощи и услуг с тем, чтобы обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи охраны и укрепления здоровья граждан, перспективного развития отрасли, отвечающего потребностям и растущим запросам населения.

Такой специалист, в принципе, сегодня должен владеть пониманием проблем общественного здоровья как важнейшей социально-экономической  категории; четко представлять организационно-функциональную модель системы здравоохранения; знать  основы методологии обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, а соответственно и эффективности деятельности всей системы.38

На практике же большинство руководителей - в прошлом, как правило, лечащие врачи или, реже, санитарные врачи, замечательные, опытные клиницисты, которые волею судеб оказались в управленческом кресле. И если их не научили науке управления раньше, в учебном заведении, то все приходиться постигать методом проб и ошибок. Существует, конечно, система последипломного образования, курсы усовершенствования и повышения квалификации, но могут ли они в полной мере ликвидировать имеющиеся пробелы, неизвестно.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать некоторый вывод. Здравоохранение является одним  из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к  принятию политических решений и  формированию бюджетов всех уровней  с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой  нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе  здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения  эпидемий;

– защиту прав пациента на получение своевременной и  качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни;

- разработку программ  и проектов по привлечению  специалистов здравоохранения в  регионы, где существует проблема  нехватки кадров, а также создание  четкой системы критериев отбора  медицинских работников на руководящие должности в сфере здравоохранения.

 

3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы

 

Качественные изменения в социально-экономических отношениях, вызванные переходом к рыночной экономике, обусловили существенные трансформации в здравоохранении, которые касаются форм собственности медицинских учреждений, состояния ресурсной базы, методов управления многоуровневой системой здравоохранения. Становление и формирование рынка медицинских услуг изменяют экономическую основу деятельности медицинских учреждений, требуют согласования интересов всех субъектов отношений по поводу производства и потребления медицинских услуг. Особенности этого общественного блага вызывают необходимость глубоких исследований роли государства в регулировании рынка услуг, определения места медицинских услуг в сфере охраны здоровья населения, оценки важнейших рыночных сегментов на региональном и локальном уровнях.39

Для того чтобы говорить о развитии сферы здравоохранения и ее болевых  точках в конкретном муниципальном  районе, необходимо обратить внимание на общую характеристику района в целом. Сфера здравоохранения тесно взаимосвязана со всеми системами и сферами конкретной территории, так как район развивается комплексно.

Информация о работе Система здравоохранения: понятие, сущность, структура