Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать научную документацию по данной теме;
• Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
• Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
• Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
• Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура
1.2 Основные положения концепции развития здравоохранения в Российской Федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления
2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития
3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы
3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Система здравоохранения поняти.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Программа должна разрабатываться  на основе результатов анализа социально-экономической ситуации на территории Балаковского муниципального района, оценки состояния системы здравоохранения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления, среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Анализ современного состояния  муниципального здравоохранения Российской Федерации позволил определить приоритетные направления его развития, связанные  с:

- формированием муниципальной  политики в области здравоохранении  и повышением ответственности всех органов власти за ее реализацию;

- обеспечением адекватности финансовых  ресурсов государственным гарантиям  в сфере здравоохранения; 

- поэтапным повышением доли  средств, направляемых на финансирование  здравоохранения; 

- развитием негосударственного сектора в здравоохранении;

- совершенствованием правового  регулирования деятельности в  сфере здравоохранения.

Внутренняя эволюция самой системы здравоохранения  и методы регулирования ее жизнедеятельности  подчинены законам общественного  развития. Именно исходя из этих объективных законов, определяющих, с одной стороны, сущность системы здравоохранения, как специфической отрасли государственного устройства, с другой – формирующих научно обоснованные методы регулирования ее жизнедеятельности, возможно обеспечение и практическое осуществление конкретных планов развития системы.

Не признание основополагающей сущности здравоохранения как целостной, органической, самостоятельно развивающейся  системы – исключает обоснование  ее развития в соответствии с объективными общественными законами, а, следовательно, делает невозможным всякое регулирование, в том числе и методами прямого и косвенного управления.

Понимание объективной  формы и сущности современной  системы здравоохранения, вскрытие объективных законов ее жизнедеятельности позволяет не только воздействовать на систему в соответствии с необходимыми задачами управления, но и в принципе реализовать метод научного прогнозирования вариантов развития системы охраны здоровья.

Система здравоохранения, в результате действия общественных и экономических законов и закономерностей функционирования и развития, приобретая характер живого социального организма, весьма чувствительного ко всем происходящим в ней процессам. Регулирование жизнедеятельности такого общественного организма – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Правовой анализ показал, что значительное количество управленческих решений  по развитию муниципального здравоохранения  направлено на совершенствование организации  и деятельности муниципальных органов управления здравоохранением, которое объективно выделилось в самостоятельно существующую управленческую функцию.

На основе исследования вопросов нормативного разграничения компетенции в  системе муниципального здравоохранения  между органами

местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением установлено, что при формулировании компетенции органов местного самоуправления в области здравоохранения акцент должен быть на нормативно-контролирующую составляющую, а к компетенции вторых следует отнести непосредственное руководство деятельностью муниципальных медицинских учреждений и мониторинг здоровья населения.

Поскольку эффективность реформ находится  в зоне повышенного внимания общественности, в ряде территорий накапливается опыт по оценке организационных и экономических нововведений в здравоохранении на качества медицинской помощи.

Имеющиеся факты и опыт показывают, что качество медицинской помощи является управляемым объектом, а  изменение его состояния может  анализироваться не только в связи с изменениями финансирования, но и в процессе реструктуризации любых частей отрасли. Это свидетельствует о том, что вместо деклараций об улучшении качества медицинской помощи обществу могут предъявляться доказательства целенаправленного движения к данной цели.

Оптимальным путем создания системы  управления качеством медицинской  помощи является разработка на федеральном  и региональном уровнях целевых  комплексных программ обеспечения  надлежащего качества медицинской  помощи.

Говоря о здоровье населения, невозможно не подчеркнуть, что путь к нему лежит через формирование здорового образа жизни. А это, прежде всего, работа с молодежью, развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ и коллективов физической культуры.

В этом же ряду задач - развитие базы массового  оздоровления и увеличение числа  граждан всех возрастов, регулярно  занимающихся физкультурой и спортом. Нужно продолжить строительство  спортивных сооружений, реконструкцию  стадионов, поддержку спортивного  движения.

Обращает на себя внимание такая проблема, как нехватка медицинского персонала, данную проблему призвана решить кадровая политика в сфере здравоохранения. Стратегия кадровой политики в здравоохранении  зависит от степени социальной ориентированности  государства, признания обществом высокой экономической значимости здоровья как важной составляющей трудового потенциала страны.

Кадровая политика должна включать три взаимосвязанных направления:

- планирование и оптимизация  численности и структуры кадров;

- совершенствование подготовки кадров;

- управление человеческими  ресурсами здравоохранения.

Основная цель кадровой политики на ближайшую перспективу  состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.

Практической реализацией  данного дипломного проекта является рассмотрение кадровой проблемы на территории Балаковского муниципального района и разработка рекомендаций для ее решения.

На территории Балаковского муниципального района существует муниципальная целевая программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского муниципального района на 2011 – 2013 г.г.». В данной программе кадровая проблема решается комплексно, для всей бюджетной сферы в целом, но так как все данные сферы являются социально значимыми, и каждая имеет свою тонкую специфику, я считаю необходимо разрабатывать муниципальную программу для конкретной сферы отдельно.

В связи с этим, я предлагаю  проект муниципальной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы».

Разрабатывая данную программу, мной был рассмотрен опыт других муниципальных  районов нашей страны, которые прошли этап кризиса в кадровом обеспечении учреждений здравоохранения. Сопоставив данные Балаковского муниципального района и других районов, можно увидеть, что проблема нехватки кадров стоит достаточно остро и требует немедленного разрешения.

Конечно, главными вопросами  в реализации муниципальной программы  станут – предоставление жилья и  повышение заработной платы молодым  специалистам, с целью их привлечения  в лечебные учреждения района.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- доступность медицинской помощи  для населения района;

- Обеспечение лечебно-профилактических  учреждений района врачебными  кадрами до 70%, средним медицинским  персоналом до 95%.

Государственная политика на территории Балаковского муниципального района представлена реализацией направлений приоритетного Национального проекта «Современное здравоохранение». Активно ведется работа по реализации программы «Родовый сертификат».

Также запланирован ряд  мероприятий по модернизации здравоохранения  БМР на 2011-2012г.г.

Учитывая все вышесказанное, можно  сделать вывод, что совершенствование  механизмов реализации государственной  политики в сфере здравоохранения  на муниципальном уровне является актуальным процессом в наши дни и, особенно в нашей стране. Нельзя оставлять без внимания такие важные аспекты, как здоровье человека и нации в целом, государство должно четко регламентировать и поддерживать здравоохранение на всех уровнях власти и делать его доступным и открытым для всех слоев населения, но при этом закрытым и недосягаемым для теневых структур, которые способны подорвать развитие современного российского здравоохранения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации / принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Новосибирск 2009;
  2. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (в ред. Федеральных законов) от 27.07.2010 №223-ФЗ;
  3. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. N 5487-I (ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 640;
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822;
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.11. 2009 г. № 267-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3739;
  6. Указ Президента РФ "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 9.10.2007 г. № 1351;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" от 04.10. 2010 г. № 782;
  8. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года;
  9. Закон Саратовской области «Об областной целевой программе "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы» от 04.12.2008 №330-ЗСО (с изменениями от 9 сентября, 30 декабря 2009 г.);
  10. Постановление Администрации Балаковского муниципального района № 4090 от 2 ноября 2010 г. "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы"

2. Учебные и справочные пособия, монографии

  1. Вялков А.И. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций. Москва, 2004;
  2. Гонтмахер Е.М. Социальная политика в России. Москва, 2002;
  3. Елизаров В.В. Демографическая политика России: от размышлений к действию. Аналитический доклад. Москва. 2008;
  4. Линденбратен А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении/Под ред. О.П. Щепина. Москва, 2005;
  5. Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. Москва, 2005;
  6. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Человек в мире экономики: социальная проекция программы развития России. Москва. 2009;
  7. Рафикова А.Р., Ганчерёнок И.И., Лосева И.И.. Профессиональное здоровье руководителя. Монография. 2009;
  8. Рубенштейн А.Я. Социальная политика в контексте «Нормативной теории государства». Москва, 2009;
  9. Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика. Москва, 2009;
  10. Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. Научный доклад. 2008;
  11. Шейман И.М. Экономика здравоохранения. Москва, 2008.

3. Статьи в периодических изданиях

  1. Алексеев Н.А. Анализ эффективности деятельности ЛПУ//Здравоохранение РФ 2008, №5;
  2. Анисимов В.Н. Правовая база социального компромисса // Человек и труд 2009, № 12;
  3. Бояринцев Б.И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения 2006, № 2;
  4. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Груздева И.В. Муниципальная система здравоохранения – проблема собственных полномочий местного самоуправления// Менеджер здравоохранения 2009, № 10;
  5. Григорьева Н.С. Гражданин и общество в контексте реформы здравоохранения // Государственное управление 2010, № 4;
  6. Дудов А.С. Совершенствование деятельности продуцентов платных медицинских услуг в контексте развития муниципального здравоохранения //Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2010, № 4;
  7. Елманова Т.В. Организационно-правовое обеспечение муниципального здравоохранения в современных условиях //Главврач 2009, №1;
  8. Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений // Менеджер здравоохранения 2010, № 7;
  9. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс // Проблемы управления здравоохранением 2008, №4;
  10. Пивень Д.В., Дудин П.Е. Обсуждение проекта концепции развития здравоохранения до 2020 года. Одноканальное финансирование – миф или реальность?//Менеджер здравоохранения 2008, № 11;
  11. Пидде А., Кривошеев Г., Киселев А. Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения. // Общество и экономика. 2007, № 1;
  12. Раскин Д.И. Несостоявшаяся реформа управления здравоохранением // Вопросы истории 2008, № 4;
  13. Семенова В.Г., Варавикова Е.А. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России // Обозреватель (Еженедельник РАУ-Корпорации) 2007, № 11;
  14. Сибурина Т.А., Аттаева Л.Ж. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе использования современных персонал-технологий // Кремлевская медицина. Клинический вестник 2009, №1;
  15. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социологические исследования 2009, №8;
  16. Фатуллаев, Г.Г. Совершенствование организационной структуры -особая функция муниципальных органов управления здравоохранением // Современное право 2006, № 1;
  17. Фатуллаев, Г.Г. О компетенции муниципальных органов управления здравоохранением // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция» 2006, № 60;
  18. Хальфин Р.А. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения: результаты и перспективы // Экономика здравоохранения 2009, №11.

Информация о работе Система здравоохранения: понятие, сущность, структура