Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать научную документацию по данной теме;
• Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
• Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
• Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
• Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура
1.2 Основные положения концепции развития здравоохранения в Российской Федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления
2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития
3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы
3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Система здравоохранения поняти.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

В первичном звене (участковой службе и отделениях общей врачебной практики) работают 49 врачей-терапевтов участковых, 37 врачей-педиатров участковых, 7 врачей общей практики. Укомплектованность штатных должностей врачами-терапевтами участковыми составляет 62,0% (2009 год – 54,5%), врачами-педиатрами участковыми – 92,5%, (2009 год — 100%), врачами общей практики - 46,7% (2009 год — 66,7%). Укомплектованность врачебных участков медсестрами составляет 100%. Пенсионный возраст имеют 45% участковых педиатров, 21,7% участковых терапевтов, 20,4% участковых медсестер. Все медицинские работники, состоящие в федеральном регистре, своевременно обучены и имеют сертификат специалиста.

Оплата труда медицинских  работников проводится в соответствии с оценкой по разработанным критериям в каждом ЛПУ, комитете здравоохранения администрации БМР и напрямую связана с качественными показателями.

Анализируя вышесказанное, можно выделить некоторые задачи, которые необходимо решить на территории Балаковского муниципального района.

Определить приоритетными направлениями развития учреждений здравоохранения БМР на 2011 год:

- улучшение качества  и доступности медицинской помощи;

- реализацию Концепции  демографической политики на  территории области на период  до 2015 года, приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных, областных и муниципальных целевых программ;

- выполнение плана  мероприятий по модернизации  здравоохранения БМР;

- обеспечение прав  граждан на получение бесплатной  медицинской помощи в рамках  Программы государственных гарантий оказания в Саратовской области гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год и муниципального задания на 2011 год;

- рациональное использование  имеющихся ресурсов здравоохранения,  оптимизация сети и штатов ЛПУ;

- соблюдение стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

-укрепление материально-технической  базы учреждений здравоохранения.

 

3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»

 

Современная ситуация в здравоохранении  предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом  отрасли.

Целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.

Организация кадровой политики должна быть согласована с образовательной  политикой в системе непрерывного профессионального образования, а  также направлена на стимулирование мотивации медицинских работников к повышению профессиональной квалификации.  Основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента.

Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия  достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного  профиля и среднего медицинского персонала) в каждом субъекте Российской Федерации. 45

Для того чтобы на всей территории Российской Федерации осуществлялась единая кадровая государственная политика в области здравоохранения необходимо, чтобы каждый регион и муниципальный  район своими действиями и усилиями реализовывали необходимые мероприятия на своей территории. Целевые программы в настоящее время являются наиболее востребованным инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов.

На территории Балаковского муниципального района существует муниципальная целевая программа «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы Балаковского муниципального района на 2011 – 2013 г.г.». К социальной сфере Балаковского муниципального района относятся учреждения образования, здравоохранения, культуры, учреждения подведомственные управлению по делам молодежи, физической культуре и спорту. То есть в данной программе кадровая проблема решается комплексно, для всей бюджетной сферы в целом. По моему мнению сферы образования, здравоохранения и культуры являются социально значимыми, и каждая имеет свою тонкую специфику, поэтому необходимо разрабатывать муниципальную программу для конкретной сферы отдельно. Так как в основе моего дипломного проекта лежит сфера здравоохранения, то я предлагаю более подробно и тщательно рассмотреть проблему кадров именно здесь.

В связи с этим, я предлагаю  проект муниципальной целевой программы  «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы».

 

 

 

Паспорт

муниципальной целевой программы  «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»

Наименование  Программы

Муниципальная целевая  программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы» (далее - Программа)

Основания для разработки

- Концепция развития  здравоохранения в Российской  Федерации до 2020 года;

- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Муниципальный заказчик Программы

Администрация Балаковского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган)

Разработчик Программы

Комитет здравоохранения  Администрации Балаковского муниципального района

Цель Программы

Привлечение молодых  специалистов в учреждения здравоохранения  Балаковского муниципального района и создание благоприятных условий для их работы.

Укомплектование лечебно-профилактических учреждений района медицинскими кадрами.

Задачи Программы

- Мониторинг существующей нормативно-правовой базы государственной поддержки молодых специалистов в сфере здравоохранения для выработки рекомендаций по ее совершенствованию на областном и федеральном уровнях, разработка и принятие нормативно-правовых актов в части поддержки молодых специалистов здравоохранения на территории муниципального района;

-снижение административных барьеров и создание благоприятных условий на территории Балаковского муниципального района для привлечения молодых специалистов из других регионов;

-создание и развитие инфраструктуры поддержки молодых специалистов здравоохранения на муниципальном уровне

Основные мероприятия  Программы

- Разработка Положения о единовременной денежной  выплате молодым специалистам, поступившим на работу в муниципальные медицинские учреждения Балаковского муниципального района;

- Обучение, при финансовой поддержке района, уже имеющихся в лечебных учреждениях своих медицинских кадров;

- Дополнительные денежные  выплаты среднему медицинскому  персоналу в течение первого года работы;

- Дополнительные денежные  выплаты специалистам, работающим на фельдшерско-акушерских пунктах в течение первых трех лет работы;

- Выплата ежемесячной надбавки наставникам молодых специалистов в размере 10% от должностного оклада;

- Разработка Положения  о предоставлении жилья  молодым  специалистам на период работы  в муниципальных медицинских  учреждениях Балаковского муниципального  района;

- Субсидирование процентной ставки за ипотеку на приобретение жилья для молодых специалистов здравоохранения в Балаковском муниципальном районе;

- Создание новых и  поддержание имеющихся в некоторых  школах района учебных классов,  которые будут ориентированы  на подготовку учеников для поступления в медицинские учебные заведения;

- Заключение договоров  с медицинскими учебными заведениями  и желающими студентами о выплате  им специальной стипендии во  время учебы, а последние в  свою очередь приедут работать  в Балаковский муниципальный район на определенное количество лет.

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Источники финансирования Программы

Финансирование осуществляется за счет средств районного бюджета  и внебюджетных источников

Исполнители мероприятий  Программы

Комитет здравоохранения  Балаковского муниципального района;

Служба занятости населения

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Укомплектование муниципальных  медицинских учреждений Балаковского  муниципального района квалифицированными  кадрами; 

- Улучшение качества и своевременность оказания первичной медико-санитарной помощи населению Балаковского муниципального района

Органы, контролирующие исполнение Программы

Контроль реализации Программы осуществляется муниципальным  заказчиком (Администрацией Балаковского муниципального района), которым также определяется первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетности направлений и наличия средств на поддержку молодых специалистов, а также структуры, обеспечивающие финансирование мероприятий Программы на конкурсной основе из бюджетных и внебюджетных источников.

Муниципальный заказчик: уточняет показатели и затраты на программные мероприятия, механизм направляет в структуры, обеспечивающие финансирование программ на конкурсной основе, отчеты о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.


 

 

 

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Состояние здоровья населения является показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Общеизвестно, что приоритетное место  в реализации поставленных задач отводится квалифицированным медицинским кадрам.

В Балаковском муниципальном районе сложилась неблагополучная ситуация по обеспечению медицинских учреждений кадрами. Укомплектованность врачебными кадрами составляет – 56,2 %, средними медицинскими работниками – 82,8%. Остро стоит проблема укомплектования учреждений здравоохранения врачебными кадрами, особенно такими специалистами как терапевты участковые, врачи скорой медицинской помощи, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи.

Не укомплектованы кадрами фельдшерско-акушерские пункты. Все это влияет на качество оказания медицинской помощи. Данная проблема требует немедленных действий, так как без ее решения не возможно рассчитывать на сдвиг в сторону улучшения показателей здоровья населения района.

Ежегодно увеличивается доля врачей пенсионного возраста (2007г.-30,8%, 2008 г.-31,9%, 2009 г.-37,1% и 2010г.-36,3% /218 человек/). При этом из 46 молодых специалистов, принятых в муниципальные учреждения здравоохранения 12 уволились, имеет место тенденция уменьшения числа прибывших молодых специалистов.

В августе-сентябре 2010 года к работе в учреждениях здравоохранения города приступили 8 молодых специалистов – этого недостаточно.

  1. Цели и задачи программы

Основные цели программы:

  • Привлечение молодых специалистов для работы в лечебно - профилактических учреждениях района;
  • Улучшение качества медицинского обслуживания населения Балаковского муниципального района;
  • Обеспечение доступных качественных услуг в сфере здравоохранения для населения Балаковского муниципального района;
  • Повышение престижа социальной значимости профессии врача.

Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:

  • Создание системы социально-экономической поддержки молодых специалистов для наиболее полного обеспечения потребности во врачебных кадрах, а также в руководящих кадрах;
  • Закрепление и увеличение количества молодых специалистов в учреждениях здравоохранения Балаковского муниципального района;
  • Привлечение специалистов для замещения вакантных врачебных должностей из других районов области;
  • Повышение уровня жизни молодых специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения Балаковского муниципального района;
  • Также необходимо изначально работать с молодежью, прививая ей желание учиться в медицинских учреждениях и вернуться в свой район для работы. Поддерживать имеющиеся и организовывать новые учебные классы в школах, которые подготовят учеников для поступления в медицинские учебные заведения;
  • Работа с высшими медицинскими учреждениями, которая позволит заинтересовать студентов и привлечь их для работы в районе.

3. Сроки реализации Программы

Реализация  Программы осуществляется в 2011 - 2013 годах.

  1. Система программных мероприятий

Комитет здравоохранения Балаковского муниципального района обеспечивает подбор, привлечение, обучение медицинских кадров. Для этих целей проводит:

- профориентацию среди учащихся  школ района по привлечению выпускников к поступлению в высшие и средние медицинские учебные заведения;

- дополнительные выплаты специалистам  с высшим и средним медицинским  образованием в течение года после окончания обучения, на основании заключенных договоров;

- дополнительные выплаты медицинским работникам со средним специальным образованием приглашенных для работы на ФАПах в течение первых трех лет;

- оплата обучения в ординатуре  по направлению Комитета здравоохранения  Балаковского муниципального района.

  1. Ресурсное обеспечение программы

Планируется привлечение всех возможных  источников финансирования: бюджеты  федерального, областного, муниципального уровней, внебюджетные источники.

Расходы на реализацию программных  мероприятий за счет средств местного бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на соответствующий год, исходя из его возможностей.

  1. Механизм реализации программы

Механизм реализации программы  определяется заказчиком - Администрацией Балаковского муниципального района.

Комитет здравоохранения Балаковского муниципального района является ответственным за подготовку и реализацию программы.

Механизм реализации программы  включает в себя мероприятия за счет источников финансирования:

- организационные мероприятия,  обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения;

- мероприятия, обеспечивающие практическую  реализацию программы.

Все затраты на выполнение программы  осуществляются в соответствии со статьями бюджетной классификации целевого финансирования.

Администрация района, как заказчик программы, обеспечивает своевременное финансирование программы с учетом ранее выделенных на реализацию программы финансовых средств, фактических затрат на программные мероприятия и достижение целевых показателей.

Комитет здравоохранения Балаковского муниципального района как исполнитель программы заключает договора со студентами высших и средних учебных заведений, а также с молодыми специалистами.

  1. Организация управление программой и контроль за ходом ее реализации

Администрация Балаковского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган) является заказчиком Программы, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяющихся на эти цели.

Реализация  Программы осуществляется посредством взаимных действий органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру Балаковского муниципального района.

Контроль за исполнением мероприятий Программы  и целевым использованием средств осуществляется:

  • муниципальным заказчиком (Администрацией муниципального района), которым также определяется первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетности направлений и наличия средств на поддержку молодых специалистов в сфере здравоохранения;
  • а также структурами, обеспечивающими финансирование мероприятий Программы на конкурсной основе из бюджетных и внебюджетных источников.
  1. Оценка социально – экономической эффективности программы

Оценка эффективности будет  определяться по качественным и количественным показателям в медицинском и экономическом аспекте.

Реализация мероприятий программы, привлечение для работы в лечебные учреждения медицинских кадров позволит повысить качество и доступность медицинской помощи жителям Балаковского муниципального района, увеличить объем профилактических мероприятий, даст положительный экономический эффект.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- доступность медицинской помощи  для населения района;

- коэффициент совместительства  врачей 1,3, средний медицинский персонал 1,0.

- Обеспечить лечебно-профилактические  учреждения района врачебными  кадрами до 70%, средним медицинским  персоналом до 95%.

Таким образом, мне бы хотелось сделать  вывод, что муниципальная Программа  поддержки молодых специалистов сферы здравоохранения должна быть взаимоувязана с существующими на территории района программами социально-экономического развития.

Инициатором разработки программы  должны стать администрация Балаковского муниципального района, Комитет здравоохранения. К разработке программы необходимо привлечь специалистов органов местного самоуправления, представителей науки, специалистов службы занятости.

Информация о работе Система здравоохранения: понятие, сущность, структура