Система здравоохранения: понятие, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта - раскрыть основные формы государственной политики в сфере здравоохранения на муниципальном уровне и разработать программу помощи органам власти с целью совершенствования механизмов реализации государственной политики на примере конкретного муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать научную документацию по данной теме;
• Также следует рассмотреть основы организации медицинской помощи в России;
• Выделить основные аспекты государственной политики в сфере здравоохранения;
• Необходимо рассмотреть систему здравоохранения на муниципальном уровне, выявить ее основные проблемы и недостатки;
• Разработать программу усовершенствования реализации государственной политики в конкретном муниципальном районе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения: понятие, сущность, структура
1.2 Основные положения концепции развития здравоохранения в Российской Федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2.1 Взаимодействие государственной системы здравоохранения и системы местного самоуправления
2.2 Система здравоохранения на муниципальном уровне: проблемы и перспективы развития
3. ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 Анализ развития здравоохранения на территории Балаковского муниципального района. Характеристика проблемы
3.2 Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов в сфере здравоохранения Балаковского муниципального района на 2011-2013 годы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Система здравоохранения поняти.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Город Балаково и Балаковский  муниципальный район (БМР) находится на левом берегу реки Волга, в 160 км от города Саратова, граничит с Марксовским, Пугачевским, Духовницким, Краснопартизанским, Ершовским районами.

Площадь города 66,85 км2, Балаковского района 3 тыс.км2.

Город канализован, имеет  очистные сооружения, центральное водоснабжение. В сельской местности проблематичным остается водоснабжение: 31 населенный пункт пользуется подземными источниками, 9 сел – открытыми водоемами.

В городе и районе функционирует 207 промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Около 20% проживающего населения работает на крупных предприятиях города: филиал концерна «Росэнергоатом» Балаковская атомная станция, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Балаковские минеральные удобрения», ТЭЦ-4, ЗАО им.Маминых, Саратовская ГЭС, Европейская мебельная компания, предприятия строительной индустрии, предприятия пищевой, хлебной и молочной продукции.

На территории БМР 50 образовательных школ, в том числе 26 городских, 24 сельских, 51 – дошкольное учреждение, в том числе 30 городских, 1 школа-интернат, 2 детских дома, 3 техникума, 3 профессиональных технических лицея, 4 высших учебных заведения.

Экологическая ситуация в городе в течение ряда лет  напряженная, хотя в связи с закрытием  ОАО «Химические волокна» значительно  улучшилась. Основными вредностями являются выбросы от транспортных средств, от химических производств (сероуглерод, сероводород, аммиак, фтористые соединения); от литейного производства вредные газы, сажа, малярные участки с применением нитрокрасок и лаков, сварочные аэрозоли, шум, вибрационные работы в строительстве и машиностроении40.

За последние 3 года численность, структура населения района значительно  не изменились: 90,3% составляет городское  население, 9,7% - сельское; 54,7% - женщины, 45,3% -мужчины.

Численность трудоспособного  населения незначительно уменьшилась на 2,3%, в основном за счет женщин (-2,7%).

Увеличилась численность  населения старше трудоспособного возраста на 2,7%. Значительно (на 20,4%) уменьшилось число подростков, что связано со снижением рождаемости в 1993-96 годах.

На протяжении ряда лет низкий удельный вес детей до 18 лет – 16,6% в общей структуре населения.

В структуре женского населения 50,0% составляют женщины фертильного  возраста.

Таким образом, к уровню 2010г. отмечается снижение численности  населения на 0,5%, с уменьшением численности подростков на 20,4%, трудоспособного населения на 2,3% за счет старения населения.

Демографическая ситуация на территории БМР с тенденцией к  стабилизации, однако характеризуется  как напряженная и носит регрессивный характер. Показатель общей смертности пока превышает показатель рождаемости.

Рождаемость по сравнению  с 2008-2009г. возросла на 2,3%. Общая смертность выросла на 6,3% к 2008г. по сравнению  с 2009 годом возросла на 5,5%. Естественная убыль населения составила -3,7%. Благоприятным моментом является снижение естественной убыли населения за последние 5 лет на 21,3%. Ожидаемая продолжительность жизни в 2011г. – 70,1 лет и является определяющим индикатором реализации программы модернизации здравоохранения в 2011 году.

Общая смертность на территории Балаковского муниципального района в течение предыдущих трех лет имела тенденцию к стабилизации. В 2010 году отмечается рост общей смертности до 14,46 на 1000 населения и обусловлен смертностью в аномально жаркий летний период года.

Традиционно выше смертность среди мужского населения 17,5 на 1000 (удельный вес 55%), среди женского 11,9 на 1000.

По возрастному составу сохраняются  прежние тенденции. Наибольшее число  умерших в возрасте от 60 лет и  старше.

При стабилизации общей  заболеваемости на территории района и незначительном росте первичной заболеваемости, показатели остаются высокими и превышают среднеобластные в 1,2-1,5 раза.

Мощная амбулаторно-поликлиническая  база, широко развитая специализированная служба дает широкую доступность  населению в получение медицинской помощи, диагностического обследования и полной регистрации заболеваний.

Проводимая в рамках Национального проекта дополнительная диспансеризация позволила повысить выявляемость заболеваний эндокринной  системы, мочеполовой и заболеваний глаза.

При снижении инфекционной заболеваемости напряженной остается ситуация по заболеваемости острыми  кишечными инфекциями. В 70% случаев  заболеваемость регистрировалась у  детей.

Ситуация требует ужесточения  контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией в дошкольных учреждениях, в том числе контроля за организацией питания.

Одной из основных задач  является и работа с населением по формированию позитивного отношения  к собственному здоровью, в том  числе профилактическое посещение центров «Здоровья».

Численность трудовых ресурсов Балаковского муниципального района достигла к концу 2010 года – 66101 чел. или 48% от трудоспособного  населения.

За 2010 год наблюдается тенденция  к незначительному увеличению общего показателя заболеваемости, что связано с дополнительной диспансеризацией работающих граждан, направленной на раннее выявление социально-значимых заболеваний. При этом коэффициент общей смертности и смертности трудоспособного населения увеличился.

На протяжении последних трех лет  показатель инвалидизации населения БМР впервые в 2010г. снизился на 10,3%. Первичный выход на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста в 2010г. составил 30,2 на 10 тысяч трудоспособного населения, хотя и выше уровня 2008г., в сравнении с прошлым годом – зарегистрировано снижение данного показателя и не превышает рекомендуемый показатель министерства здравоохранения области41.

Сеть лечебно-профилактических учреждений района представлена следующим  образом:

- Городская больница  № 1

- Детская городская  больница 

- Родильный дом

- Мало-Быковская участковая  больница

- Центральная районная  поликлиника, в состав которой  входят поликлиника № 2; поликлиника  № 6

- Городская поликлиника  № 3

- Городская поликлиника  № 5

- Детская городская  поликлиника

- Стоматологическая поликлиника

- Центр медицинской  профилактики.

- Станция скорой медицинской  помощи 

- Комитет здравоохранения.

Оснащение медицинским  оборудованием ЛПУ удовлетворительное, эффективно используется.

Лечебно-профилактические учреждения в 2010 году получили медицинского оборудования на сумму свыше 3,6 млн.рублей.

Приобретено оборудование: физиотерапевтическое, стоматологическое  и комплексное оборудование с  программным обеспечением в Центре здоровья для детей.

Основными направлениями работы учреждений здравоохранения БМР в 2010 году явились реализация приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение», план мероприятий по улучшению демографической ситуации, работа по укреплению первичного звена, повышению доступности высокотехнологичной помощи, усилению профилактической направленности в здравоохранении, улучшению качества медицинской помощи.

Дополнительная диспансеризация  является частью политики государства  по улучшению качества жизни граждан  и проводится с целью своевременного выявления заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь сердечнососудистых и онкологических.42

Во всех городских поликлиниках созданы все необходимые условия  для прохождения дополнительной диспансеризации, как в лечебных учреждениях, так и с выездом  бригады медицинских работников на предприятие.

В 2010 году реализовано новое направление  национального проекта по здравоохранению  формирование здорового образа жизни. С декабря 2009 года в рамках реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение алкоголя и табака на базе МУЗ «Центр медицинской профилактики» функционирует Центр здоровья. С декабря 2010г. открыт детский Центр Здоровья на базе МУЗ «Детская городская поликлиника».

В настоящее время завершен первый этап формирования Программы модернизации – составление паспорта ЛПУ района. В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации ЛПУ района относятся к медучреждениям 3-4-го уровня, оказывающим как первичную, так и специализированную первичную медико-санитарную помощь, на базе которых имеются межмуниципальные центры.

Определены основные задачи муниципальной программы модернизации здравоохранения:

- укрепление материально-технической  базы ЛПУ;

- внедрение стандартов оказания медицинской помощи;

-внедрение современных информационных  систем в здравоохранении.

Одним из приоритетных направлений  модернизации является реализация эффективной  кадровой политики. Медицинскую помощь на территории БМР оказывают 598 врачей, 2381 средний медработник. Обеспеченность врачами всех специальностей на 100000 населения составляет 27,5, средними медработниками 108,8. Коэффициент совместительства у врачей 1,8, средних 1,1.

Соотношение штатных единиц врачей к средним 1: 3,7. Запланирована оптимизация штатной численности персонала ЛПУ в части увеличения среднего медперсонала. В том числе фельдшеров, что позволит добиться оптимального распределения и соотношения врачей и средних медработников. С целью привлечения кадров продолжается целевой прием в высшие и средние образовательные медицинские учреждения. В настоящее время на различных курсах медуниверситета обучаются 37 выпускников БМР.

Несмотря на ряд положительных  изменений в демографической  ситуации, в настоящее время сохраняется  проблема отрицательного баланса населения БМР. Смертность превышает рождаемость в 1,2 раза. Заболеваемость сердечнососудистыми заболеваниями ежегодно растет в среднем на 16%.43

Решить проблему доступности первичной  врачебной помощи жителям отдаленных сельских участков позволит организация работы по принципу семейного врача. Семейными врачами оказывается первичная медико-санитарная, неотложная помощь, проводится профилактическая работа среди населения: профилактические осмотры детского населения; участие в периодических осмотрах работников сельского хозяйства; проведение оздоровительных мероприятий по результатам медицинских осмотров; профилактическая иммунизация взрослого и детского населения; организация и проведение ежегодного профилактического обследования населения; проведение диспансеризации.

Внедрение современных информационных систем в здравоохранении - одно из направлений модернизации на 2011-2012г.г. Несмотря на постоянно увеличивающийся  парк персональных компьютеров, потребности  ЛПУ в информационных технологиях  не удовлетворены:

- около 40% компьютерной техники  морально и физически устарело, программное обеспечение разнородное,  как правило, нелицензионное и  не соответствующее современным  требованиям, отсутствуют высокоскоростные  каналы связи, недостаточная подготовка кадров.

Основной целью данного направления  Программы является совершенствование  информационно - аналитической сети учреждений здравоохранения, совершенствование  системы управления здравоохранением, лечебно - диагностическим процессом. Планируется внедрение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты, электронной записи пациента к врачу.

Главный результат, который ожидается  от реализации программы:

- улучшение качества и доступности медицинской помощи;

-снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни населения;

- развитие амбулаторной медицинской помощи (в т.ч.неотложной);

- приведение структуры коечного  фонда по профилям в соответствии  с потребностью населения в  медицинской помощи;

- обеспечение медицинской помощи на основе соблюдения стандартов;

-укрепление материально-технической  базы учреждений здравоохранения,  в т.ч. повышение фондооснащенности  и фондовооруженности учреждений здравоохранения;

- внедрение систем электронного документооборота, ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.

При анализе сложившейся ситуации в районе становится понятным, что  проблем и болевых точек на сегодняшний момент остается достаточно много. Хотелось бы более внимательно  рассмотреть такую насущную во многих районах нашей области и страны в целом проблему, как недостаток кадров в учреждениях здравоохранения.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом  показатель укомплектованности врачами - физическими лицами увеличился на 2,33% и составил 56,52%. Укомплектованность средними медицинскими работниками увеличилась на 1,8%.

Обеспеченность врачами на 10 тысяч  населения несколько снизилась.

Квалификационные категории имеют 415 врачей или 68,7% (при плане 94,29%).

План аттестации на 2010 год выполнен: аттестовано 58 врачей и 282 средних медработников.

Процент врачей, имеющих сертификат специалиста, по сравнению с 2009 годом  повысился на 1,2 % и составил 98,8%.

В 2010 году сертификаты специалиста  получили 60 врачей и 315 средних медработников.

В августе-сентябре 2010 года к работе в учреждениях здравоохранения  города приступили 8 молодых специалистов. В настоящее время 4 выпускника СГМУ проходят интернатуру по различным специальностям, из них 1 будет направлен в участковую службу.44

Информация о работе Система здравоохранения: понятие, сущность, структура