Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Витебский государственный  университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социально-педагогической работы

51 группа

 

ПУХАЛЬСКАЯ Татьяна Николаевна

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 CОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры 

Королькова  Лариса Викторовна

 

 

 

Работа защищена с оценкой

«___________________»

«____» ____________ 200__г.

Допущена к защите

«____» ___________ 200__г.

Зав. Кафедрой _________________

 

 

 

 

Витебск, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

2

   

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И  БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….

6

1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….

6

1.2. Генезис проблемы  беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних в Республики  Беларусь ……………………………

11

   

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….

21

2.1. Социально-психологический  портрет беспризорника …………………...

21

2.2. Причины и мотивы  детской и подростковой беспризорности  и безнадзорности …..…………………………………………………………

27

2.3.Профилактика беспризорности  среди детей и подростков ….…………...

36

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........

47

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..

49

   

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………

52


 

 

ВВЕДЕНИЕ

’’Если вы не думаете  о своем будущем, у вас его  не будет’’, - заметил английский писатель Джон Голсуорси [1]. Наше будущее –  это наши дети, которые сегодня  бесправны, как и само общество. Молодые  люди накапливают агрессию, раздражение… Взрослые, занятые своими проблемами, не замечают, чем живут, что волнует, что тревожит детей.

Социально-экономический  кризис, охвативший страну с конца 1980-х  годов, трансформация ценностных ориентаций населения породили всплеск безнадзорности и бездомности детей. Общественное мнение слабо участвовало в решении этой социальной проблемы. Традиционные учреждения социальной работы оказались не подготовленными к резкому увеличению случаев вовлечения детей в принудительный и опасный труд, проституцию, а также насилия по отношению к детям. Перед Республикой Беларусь вновь встала давно забытая  проблема – беспризорность и безнадзорность.

Снижение уровня жизни  семей с детьми происходит одновременно со значительной трансформацией духовных ценностей населения. Это особенно болезненно отражается на положении детей: наблюдается обострение ситуации с детской безнадзорностью и социальным сиротством, а также беспризорностью.

 К дополнительным  факторам детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи,  относятся нарушение прав детей  в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы или низкая оплата труда, еще более ухудшающее материальное положение семей. Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. Усиление детской безнадзорности ведет к росту беспризорных и бездомных детей, число которых по некоторым оценкам достигло уровня двадцатых годов XX века [2, с. 56].

Детская безнадзорность и беспризорность – одна из наиболее острых проблем, характеризующих неблагополучие белорусского общества. Речь идет о болезни, которая глубоко затрагивает отношения в обществе и государственной политике. Улица становится уделом тысячей еще до того, как их «испортят» наркомания проституция, преступления. В интересах нации эти явления должны быть изучены современной наукой, должны быть выработаны пути и средства борьбы с этими явлениями.

Результаты исследования С.Л.Сибирякова показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15 – 20% существующей популяции. При этом порядка 25 – 30% подростков – потенциальные девианты, а оставшиеся 50 – 60% можно отнести к «неустойчивому» типу, определенная часть представителей которого, скорее всего, склонна к переходу в число «активных» девиантов [1].

Изучением проблемы детской  и подростковой безнадзорности и  беспризорности занимались и занимаются такие ученые как: Л.С.Алексеева, М.И.Буянов, Ж.М.Глозман, Л.А.Гриценко, В.И.Зубков, П.И.Люблинский, А.С.Макаренко, С.М.Никитина, С.Степанова, Е.Б.Бреева и другие.

Актуальность данной проблемы на лицо. Этим и обоснован  выбор нами темы исследования: «Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками».

Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Объект исследования: беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.

Предмет исследования: профилактика беспризорности и безнадзорности.

Направление цели, объекта  и предмета исследования позволили  сформулировать гипотезу: беспризорность и безнадзорность как исторически сложившаяся форма поведения обусловлены рядом социальных и психологических факторов.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по данной проблеме.

2. Изучить основные  причины, побуждающие детей и  подростков к уходу из дома.

3. Определить направления  государственной политики в решении  проблемы беспризорности и безнадзорности.

4. Выяснить отношение  общества к проблеме беспризорности  и безнадзорности посредством  анкетирования. 

5. Составить социально-психологический  портрет беспризорника.

6. Разработать программу профилактики беспризорности и безнадзорности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование населения с целью выяснения их отношения к детской беспризорности, интервьюирование «трудных» подростков, обработка и анализ данных анкетирования и интервью.

Материалы дипломной работы прошли апробацию в выступлениях автора на ряде научно-практических конференций: международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур в условиях трансформации современного общества» (Витебск, 10 ноября 2005 года), студенческой научной конференции «Социальная работа и социальная педагогика: их роль и возможности в решении проблем современного общества» (Витебск, 27 марта 2008 года), международная научно-практическая конференция «Пути, тенденции и направления развития социальной сферы» (Витебск, 23 мая 2008 года), международная научно-практическая конференция «Социальные проблемы современного общества и человека: пути решения» (Витебск, 15 – 16 марта 2007 года); а также в 5 публикациях. Работы автора по данной проблеме принимали участие в трех Республиканских конкурсах научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь (в 2005 – 2007 годах). За конкурсную работу в 2006 году «Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками» и в 2007 году «”Уличные дети” как социально-педагогическая проблема современного общества» автор получил третью категорию.

Практическая  значимость исследования определяется связью полученных данных с решением актуальных задач проблемы. Результаты применены в практике работы средних школ, социально-педагогических центров, вузах при обучении по специальности Социальная работа. Использование результатов исследования возможно в разработке и реализации целевых региональных социальных программ. Материалы исследования могут быть использованы в подготовке конкретных управленческих решений молодежной политики.

Научная значимость исследования состоит в конкретизации понятий «беспризорность» и «безнадзорность», определении их отличий, а также в конкретизации причин и мотивов беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматриваются историко-теоретические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности, во второй главе рассматриваются вопросы социально-психологических особенностей детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, проводится анализ анкетных данных.

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ

 

 

1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков

 

 

Для характеристики детского неблагополучия исследователи в  области социологии, права, педагогики, психологии, ювенологии наиболее часто  используют термины: «безнадзорность», «беспризорность», социальное сиротство» и др.

О беспризорности и безнадзорности как о социальных явлениях впервые  заговорили в начале 20 века. Беспризорность понималась в России (в том числе  и в Беларуси) в первую очередь  как отсутствие или недостаток нравственного попечения о ребенке.

Одно из первых определений  беспризорности относится к декабрю 1913 года, когда состоялся первый Российский съезд детского суда [3, с. 25]. В законопроекте «О мерах попечения  над беспризорными» к беспризорным относили следующие категории детей: детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящихся в условиях, «не гарантирующим им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении»[3, с. 27].

Юрист В.И. Куфаев отмечал, что иногда бывает очень трудно уловить совокупность социальных условий, служащих критерием для определения процесса состояния детской беспризорности. В 1923 году он писал: «еще нет определенной формулировки понятия «детской беспризорности», которая была бы декларирована законодательным порядком» [4, с. 37]. Характеристики беспризорности давались на съездах общественности и в исследовательской литературе того времени, естественно, с различной трактовкой понятия.

В законодательстве РСФСР  определение понятия беспризорности впервые было дано в 1926 году. Беспризорниками, нуждающимися в полном обеспечении и воспитании, признавались такие категории детей: а) круглые сироты, а также не имеющие братьев и сестер, которые были бы обязаны и могли бы принять на себя заботу о них; б) потерявшие связь с родными и близкими; в) изъятые постановлением суда и комиссией по делам несовершеннолетних из семьи, вследствие преступной или порочной жизни родителей или лиц, у которых они воспитывались, а также дети, находящиеся на попечении одной только матери, лишенной всякого заработка. Безнадзорными считались дети, предоставленные сами себе, оставленные без достаточного контроля за их воспитанием со стороны родителей или лиц, их замещающих.

В различных документах послереволюционного периода в  понятие беспризорность входили слова не одинакового содержания и неравноценные категории. Одни понимали ее узко, относя к беспризорным лишь несовершеннолетних, которые жили на улице, другие – широко, включая в их число и безнадзорных ребят, имеющих одного или даже обоих родителей, которые, однако, по разным причинам не могли в достаточной мере выполнять свои обязанности.

В 60-е годы 20 века термин «беспризорный» был официально заменен  понятием «утративший родительское попечение». На наш взгляд, это диктовалось  политическими целями – считалось, что в социалистической стране не могут быть беспризорники. В конце 1980-х годов помимо понятия «утративший родительское попечение» в законодательных актах появляется термин «лишившийся родительского попечения». Оба понятия имели широкое содержание и касались как детей-сирот в истинном смысле слова, так и тех, кто остался без родительской заботы при жизни матери и отца.

В словаре С.И. Ожегова  находим:

1. Безнадзорный – лишенный  надзора;

2. Беспризорный – 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, живущий на улице [5, с. 96].

В некоторой популярной литературе, публикациях газет и  журналов термины «безнадзорный» и  «беспризорный» ребенок употребляются  как синонимы, иногда появляется такое  смешение терминов и в научных  работах. А как отмечает М. Кордонский в своей публикации, беспризорность в нынешнем ее состоянии – это, прежде всего, свойство личности [6].

Согласно закону республики Беларусь «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

♦ безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений;

Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками