Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра социально-педагогической работы
51 группа
ПУХАЛЬСКАЯ Татьяна Николаевна
Дипломная работа
CОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
Королькова Лариса Викторовна
Работа защищена с оценкой «___________________» «____» ____________ 200__г. |
Допущена к защите«____» ___________ 200__г.Зав. Кафедрой _________________ |
Витебск, 2008
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 |
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ ……………………………. |
6 |
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность»
детей и подростков ………………………….................... |
6 |
1.2. Генезис проблемы
беспризорности и |
11 |
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..………………. |
21 |
2.1. Социально-психологический
портрет беспризорника …………………. |
21 |
2.2. Причины и мотивы
детской и подростковой |
27 |
2.3.Профилактика |
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
47 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….……………………….. |
49 |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… |
52 |
’’Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет’’, - заметил английский писатель Джон Голсуорси [1]. Наше будущее – это наши дети, которые сегодня бесправны, как и само общество. Молодые люди накапливают агрессию, раздражение… Взрослые, занятые своими проблемами, не замечают, чем живут, что волнует, что тревожит детей.
Социально-экономический кризис, охвативший страну с конца 1980-х годов, трансформация ценностных ориентаций населения породили всплеск безнадзорности и бездомности детей. Общественное мнение слабо участвовало в решении этой социальной проблемы. Традиционные учреждения социальной работы оказались не подготовленными к резкому увеличению случаев вовлечения детей в принудительный и опасный труд, проституцию, а также насилия по отношению к детям. Перед Республикой Беларусь вновь встала давно забытая проблема – беспризорность и безнадзорность.
Снижение уровня жизни семей с детьми происходит одновременно со значительной трансформацией духовных ценностей населения. Это особенно болезненно отражается на положении детей: наблюдается обострение ситуации с детской безнадзорностью и социальным сиротством, а также беспризорностью.
К дополнительным
факторам детской
Детская безнадзорность и беспризорность – одна из наиболее острых проблем, характеризующих неблагополучие белорусского общества. Речь идет о болезни, которая глубоко затрагивает отношения в обществе и государственной политике. Улица становится уделом тысячей еще до того, как их «испортят» наркомания проституция, преступления. В интересах нации эти явления должны быть изучены современной наукой, должны быть выработаны пути и средства борьбы с этими явлениями.
Результаты исследования С.Л.Сибирякова показывают, что подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, и ныне они составляют в среднем не более 15 – 20% существующей популяции. При этом порядка 25 – 30% подростков – потенциальные девианты, а оставшиеся 50 – 60% можно отнести к «неустойчивому» типу, определенная часть представителей которого, скорее всего, склонна к переходу в число «активных» девиантов [1].
Изучением проблемы детской и подростковой безнадзорности и беспризорности занимались и занимаются такие ученые как: Л.С.Алексеева, М.И.Буянов, Ж.М.Глозман, Л.А.Гриценко, В.И.Зубков, П.И.Люблинский, А.С.Макаренко, С.М.Никитина, С.Степанова, Е.Б.Бреева и другие.
Актуальность данной проблемы на лицо. Этим и обоснован выбор нами темы исследования: «Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками».
Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Объект исследования: беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.
Предмет исследования: профилактика беспризорности и безнадзорности.
Направление цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать гипотезу: беспризорность и безнадзорность как исторически сложившаяся форма поведения обусловлены рядом социальных и психологических факторов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.
3. Определить направления
государственной политики в
4. Выяснить отношение
общества к проблеме
5. Составить социально-
6. Разработать программу профилактики беспризорности и безнадзорности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование населения с целью выяснения их отношения к детской беспризорности, интервьюирование «трудных» подростков, обработка и анализ данных анкетирования и интервью.
Материалы дипломной работы прошли апробацию в выступлениях автора на ряде научно-практических конференций: международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Социально-психологические и гуманитарные аспекты интеграции культур в условиях трансформации современного общества» (Витебск, 10 ноября 2005 года), студенческой научной конференции «Социальная работа и социальная педагогика: их роль и возможности в решении проблем современного общества» (Витебск, 27 марта 2008 года), международная научно-практическая конференция «Пути, тенденции и направления развития социальной сферы» (Витебск, 23 мая 2008 года), международная научно-практическая конференция «Социальные проблемы современного общества и человека: пути решения» (Витебск, 15 – 16 марта 2007 года); а также в 5 публикациях. Работы автора по данной проблеме принимали участие в трех Республиканских конкурсах научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь (в 2005 – 2007 годах). За конкурсную работу в 2006 году «Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками» и в 2007 году «”Уличные дети” как социально-педагогическая проблема современного общества» автор получил третью категорию.
Практическая значимость исследования определяется связью полученных данных с решением актуальных задач проблемы. Результаты применены в практике работы средних школ, социально-педагогических центров, вузах при обучении по специальности Социальная работа. Использование результатов исследования возможно в разработке и реализации целевых региональных социальных программ. Материалы исследования могут быть использованы в подготовке конкретных управленческих решений молодежной политики.
Научная значимость исследования состоит в конкретизации понятий «беспризорность» и «безнадзорность», определении их отличий, а также в конкретизации причин и мотивов беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматриваются историко-теоретические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности, во второй главе рассматриваются вопросы социально-психологических особенностей детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, проводится анализ анкетных данных.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков
Для характеристики детского неблагополучия исследователи в области социологии, права, педагогики, психологии, ювенологии наиболее часто используют термины: «безнадзорность», «беспризорность», социальное сиротство» и др.
О беспризорности и безнадзорности как о социальных явлениях впервые заговорили в начале 20 века. Беспризорность понималась в России (в том числе и в Беларуси) в первую очередь как отсутствие или недостаток нравственного попечения о ребенке.
Одно из первых определений беспризорности относится к декабрю 1913 года, когда состоялся первый Российский съезд детского суда [3, с. 25]. В законопроекте «О мерах попечения над беспризорными» к беспризорным относили следующие категории детей: детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящихся в условиях, «не гарантирующим им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении»[3, с. 27].
Юрист В.И. Куфаев отмечал, что иногда бывает очень трудно уловить совокупность социальных условий, служащих критерием для определения процесса состояния детской беспризорности. В 1923 году он писал: «еще нет определенной формулировки понятия «детской беспризорности», которая была бы декларирована законодательным порядком» [4, с. 37]. Характеристики беспризорности давались на съездах общественности и в исследовательской литературе того времени, естественно, с различной трактовкой понятия.
В законодательстве РСФСР
определение понятия
В различных документах послереволюционного периода в понятие беспризорность входили слова не одинакового содержания и неравноценные категории. Одни понимали ее узко, относя к беспризорным лишь несовершеннолетних, которые жили на улице, другие – широко, включая в их число и безнадзорных ребят, имеющих одного или даже обоих родителей, которые, однако, по разным причинам не могли в достаточной мере выполнять свои обязанности.
В 60-е годы 20 века термин «беспризорный» был официально заменен понятием «утративший родительское попечение». На наш взгляд, это диктовалось политическими целями – считалось, что в социалистической стране не могут быть беспризорники. В конце 1980-х годов помимо понятия «утративший родительское попечение» в законодательных актах появляется термин «лишившийся родительского попечения». Оба понятия имели широкое содержание и касались как детей-сирот в истинном смысле слова, так и тех, кто остался без родительской заботы при жизни матери и отца.
В словаре С.И. Ожегова находим:
1. Безнадзорный – лишенный надзора;
2. Беспризорный – 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, живущий на улице [5, с. 96].
В некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах. А как отмечает М. Кордонский в своей публикации, беспризорность в нынешнем ее состоянии – это, прежде всего, свойство личности [6].
Согласно закону республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
♦ безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений;
Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками