Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..
б) семейный фактор (нарушение функционирования семьи);
в) объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей;
г) детский фактор (патологические девиации характера некоторых детей, самовольный уход из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющегося поведения);
д) молодежный фактор (развитие асоциальных подростковых и молодежных «субкультур»);
е) организационный фактор (недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи и детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи);
ж) информационный фактор (низкая эффективность безопасности многих сайтов в интернете, средства массовой информации дают много отрицательных примеров для детей и молодежи, низкое качество рекламы и т.д.) [27, с. 50].
Диаграмма 2.10
Безнадзорность детей является угрозой будущему Республики Беларусь, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Можно заключить, что в Беларуси в качестве факторов, обуславливающих рост количества беспризорных и безнадзорных детей, выступают следующие причины:
- психологические и
психофизические – указывают
на увеличение числа детей,
имеющих выраженные
- социально-психологические
– связаны с общим кризисом
семьи: увеличением числа
- социально-экономические
– длительное нарушение
Итак, проделанная в данном параграфе работа позволяет сформулировать следующие выводы. Основными причинами, влияющими на возникновение детской и подростковой безнадзорности являются неблагополучная социально-психологическая обстановка в семье ребенка, отсутствие должного контакта и взаимопонимания со сверстниками и учителями в школе.
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков
Республика Беларусь в начале 21 века столкнулась с такой проблемой как борьба с безнадзорностью, беспризорностью, правонарушениями, антиобщественными действиями и аддиктивным поведением несовершеннолетних.
Психологи, педагоги, социальные работники только приступили к разработке проблем, связанных с профилактикой, реабилитацией, ресоциализацией и интеграцией беспризорников и безнадзорников в общество. Приходит осознание этих проблем на педагогическом, психологическом и социальном уровнях.
Наиболее активно в
последнее десятилетие
Профилактика (от греческого – prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
В отличие от профилактики злоупотребления психоактивными веществами профилактика беспризорности должна рассматриваться с несколько иных позиций. Для безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и бездомности первичным являются проводимые ныне в Беларуси преобразования общественных отношений, при которых нарушается упорядоченность правоотношений большинства граждан страны. Изменившиеся социально-экономические отношения опосредованно деформируют межличностные отношения в семье и становятся основой нарушений прав самого ребенка на уровне семьи. Протестной формой поведения в этих случаях является самовольный уход из дома на этапе безнадзорности с последующим формированием поведения бродяжничества [28].
В плане рассматриваемой проблемы отметим определенный успех в создании правовой базы для ее решения. Прежде всего это закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8; Приложение 2], который, по существу, является правовым кодексом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В данном законе выделяют два вида профилактики. Первый - индивидуальная профилактическая работа и второй - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (статья 1).
Под индивидуальной профилактической
работой понимается деятельность по
своевременному выявлению несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном
положении, а также по их социально-психолого-
В Законе прописаны основания проведения
индивидуальной профилактической работы
(статья 6) в отношении
1) заявление несовершеннолетнего
либо его родителей, усыновител
2) приговор, решение, постановление или определение суда;
3) постановление комиссии
по делам несовершеннолетних, прокурора,
следователя, органа дознания
или начальника органа
4) заключение, утвержденное руководителем органа, учреждения и иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
5) иные документы, определенные
настоящим Законом как
Индивидуальна профилактическая
работа осуществляется в отношении
следующих категорий
Также индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Вторым видом профилактики в Законе является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В Законе прописаны задачи профилактики (статья 2). Эти задачи носят обязательный характер для официальных работников, осуществляющих деятельность по профилактике. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
♦ предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
♦ обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
♦ социально-психолого-
♦ выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.
Можно обратить внимание на то, что в задачах не отмечены проблемы, связанные с реинтеграцией и интеграцией безнадзорника и беспризорника в социокультурное пространство.
В Законе выделены органы, учреждения и организации, которые осуществляют профилактику (статья 4). К ним относятся: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, приемники-распределители для несовершеннолетних (ПРН). Рассмотрим направления деятельности некоторых из них.
Так органы государственного управления образованием в пределах своей компетенции:
. Еще одним
учреждением, которое
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ПРН осуществляют следующие функции:
Также в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудники ПРН принимают меры к устройству несовершеннолетних, возвращению их в семьи, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения; организуют изучение и обобщение по имеющимся в ПРН материалам причин безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, доставленных в ПРН, и вносят предложения в государственные органы и общественные организации, принимают в пределах своей компетенции другие меры по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками