Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

б) семейный фактор (нарушение  функционирования семьи);

в) объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей;

г) детский фактор (патологические девиации характера некоторых детей, самовольный уход из дома или учебно-воспитательного  заведения и другим формам отклоняющегося поведения);

д) молодежный фактор (развитие асоциальных подростковых и молодежных «субкультур»);

е) организационный фактор (недостатки в работе системы образования  и органов опеки, системы социального  обслуживания семьи и детства, служб  занятости несовершеннолетних и молодежи);

ж) информационный фактор (низкая эффективность безопасности многих сайтов в интернете, средства массовой информации дают много отрицательных  примеров для детей и молодежи, низкое качество рекламы и т.д.) [27, с. 50].

 

Диаграмма 2.10

Безнадзорность детей  является угрозой будущему Республики Беларусь, так как перспективы  развития государства непосредственно  зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования  подрастающего поколения.

Можно заключить, что в Беларуси в качестве факторов, обуславливающих рост количества беспризорных и безнадзорных детей, выступают следующие причины:

- психологические и  психофизические – указывают  на увеличение числа детей,  имеющих выраженные психофизиологические  аномалии и черты асоциального поведения;

- социально-психологические  – связаны с общим кризисом  семьи: увеличением числа разводов  и количества семей, где есть  только один родитель, ухудшение  морально-психологического климата  в отношениях между родителями, что приводит к грубому обращению с детьми и частым физическим наказаниям;

- социально-экономические  – длительное нарушение трудового  уклада жизни, экономический кризис, безработица, интенсивные миграционные  процессы.

Итак, проделанная в  данном параграфе работа позволяет сформулировать следующие выводы. Основными причинами, влияющими на возникновение детской и подростковой безнадзорности являются неблагополучная социально-психологическая обстановка в семье ребенка, отсутствие должного контакта и взаимопонимания со сверстниками и учителями в школе.

 

 

 

2.3.Профилактика  беспризорности среди детей и  подростков

 

 

Республика Беларусь в начале 21 века столкнулась с  такой проблемой как борьба с  безнадзорностью, беспризорностью, правонарушениями, антиобщественными действиями и аддиктивным поведением несовершеннолетних.

Психологи, педагоги, социальные работники только приступили к разработке проблем, связанных с профилактикой, реабилитацией, ресоциализацией и  интеграцией беспризорников и безнадзорников в общество. Приходит осознание этих проблем на педагогическом, психологическом и социальном уровнях.

Наиболее активно в  последнее десятилетие разрабатываются  проблемы профилактики злоупотребления  психоактивными веществами, в которую  естественно входят беспризорные и  бездомные дети, так как именно они в значительной степени привержены к различным формам аддиктивного поведения.

Профилактика (от греческого – prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

В отличие от профилактики злоупотребления  психоактивными веществами профилактика беспризорности должна рассматриваться с несколько иных позиций. Для безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и бездомности первичным являются проводимые ныне в Беларуси преобразования общественных отношений, при которых нарушается упорядоченность правоотношений большинства граждан страны. Изменившиеся социально-экономические отношения опосредованно деформируют межличностные отношения в семье и становятся основой нарушений прав самого ребенка на уровне семьи. Протестной формой поведения в этих случаях является самовольный уход из дома на этапе безнадзорности с последующим формированием поведения бродяжничества [28].

В плане рассматриваемой проблемы отметим определенный успех в  создании правовой базы для ее решения. Прежде всего это закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8; Приложение 2], который, по существу, является правовым кодексом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В данном законе выделяют два вида профилактики. Первый - индивидуальная профилактическая работа и второй - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (статья 1).

Под индивидуальной профилактической работой понимается деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий. Из приведенного определения можно выделить три поля целенаправленной профилактической работы. Первое поле – работа по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; второе поле – работа по социально-психолого-педагогической реабилитации и третье поле – работа по  предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В Законе прописаны основания проведения индивидуальной профилактической работы (статья 6) в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В данной статье предусматриваются практически все правовые основания для инициирования профилактической работы в отношении «заблудшего» несовершеннолетнего. К таким основаниям относятся:

1) заявление несовершеннолетнего  либо его родителей, усыновителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, решение, постановление  или определение суда;

3) постановление комиссии  по делам несовершеннолетних, прокурора,  следователя, органа дознания  или начальника органа внутренних  дел;

4) заключение, утвержденное  руководителем органа, учреждения  и иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

5) иные документы, определенные  настоящим Законом как основания  для помещения несовершеннолетних в учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Индивидуальна профилактическая работа осуществляется в отношении  следующих категорий несовершеннолетних:

    • безнадзорных;
    • беспризорных;
    • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
    • уклоняющихся от получения общего базового образования;
  • содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
  • употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;
  • совершивших правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;
  • совершивших правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь;
  • подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, на основании акта амнистии;
  • освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов или попечителей);
  • осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно досрочно освобожденных от наказания, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
  • осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
  • осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;о
  • свобожденных из воспитательных колоний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима или совершали противоправные деяния [8] .

Также индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Вторым видом профилактики в Законе является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В Законе прописаны задачи профилактики (статья 2). Эти задачи носят обязательный характер для официальных работников, осуществляющих деятельность по профилактике. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

♦ предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

♦ обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

♦ социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

♦ выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.

Можно обратить внимание на то, что в задачах не отмечены проблемы, связанные с реинтеграцией и интеграцией безнадзорника и беспризорника в социокультурное пространство.

В Законе выделены органы, учреждения и организации, которые  осуществляют профилактику (статья 4). К ним относятся: комиссии по делам  несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, приемники-распределители для несовершеннолетних (ПРН). Рассмотрим направления деятельности некоторых из них.

Так органы государственного управления образованием в пределах своей компетенции:

  • контролируют соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних;
  • осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
  • осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других учреждений образования, оказывающих педагогическую и иную помощь беспризорным и безнадзорным, а также несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
  • участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
  • разрабатывают и внедряют в практику работы учреждений образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
  • участвуют в реализации программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности подведомственных им учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • оказывают содействие детским и молодежным организациям, социальным учреждениям, фондам, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

. Еще одним  учреждением, которое занимается  вопросами профилактики беспризорности  и безнадзорности, является приемник-распределитель  для несовершеннолетних (ПРН). ПРН  – это специальное подразделение  органов внутренних дел для  временного содержания несовершеннолетних в возрасте от трех до восемнадцати лет: правонарушителей, безнадзорных, беспризорных, личности которых не установлены, и лиц, подвергнутых принудительным мерам воспитательного характера. Основными задачами ПРН являются:

    1. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
    1. временное содержание несовершеннолетних правонарушителей;
    2. оказание содействия в социальной адаптации несовершеннолетним, утратившим родственные, трудовые и другие социальные связи, оказавшимся без попечения родителей и иных законных представителей и средств существования, не имеющим места жительства [29].

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ПРН осуществляют следующие функции:

    • обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
    • проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними;
    • выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этом государственные органы, учреждения и иные организации;
    • доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения;
    • осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ПРН [29].

Также в целях  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сотрудники ПРН принимают меры к устройству несовершеннолетних, возвращению их в семьи, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения; организуют изучение и обобщение по имеющимся в ПРН материалам причин безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, доставленных в ПРН, и вносят предложения в государственные органы и общественные организации, принимают в пределах своей компетенции другие меры по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.

Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками