Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

♦ безнадзорный - лицо в  возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения;

♦ беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства [7; 8];

 Осмысление приведенных  определений позволяет заметить, что на лицо не просто размывание, смешение понятий, но и обозначение  одного его признака через  другой. Очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного – этот надзор отсутствует [9, с. 103]. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). Но не следует забывать, что надзор за несовершеннолетним не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей или заменяющих их лиц со своим воспитанником [10, с. 84]. А беспризорность находится совершенно в другой плоскости. Это -  характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как и по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как  правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него есть эмоциональная привязанность к кому-либо из семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети  забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей не редко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Беспризорность часто  связывают с противоправными  поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего занятия.

Проблема безнадзорности и беспризорности волнует многих современных авторов. По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация с беспризорностью и сопутствующей ей наркоманией, проституцией, преступностью пока слабо осознается обществам как катастрофа [2, с. 29].

До распада СССР проблема детской  беспризорности казалась настолько забытой для России, что большинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким упоминанием об этом факте. В 90-е годы 20 века проблема беспризорности оказалась актуальной как для Беларуси, так и для других «новых независимых государств», возникших в бывших республиках СССР. По Беларуси покатилась четвертая за этот век волна беспризорности [9, с. 67].

Безнадзорные дети, уходя из дома или живя в нем, но, не имея должного присмотра, выпадают из поля зрения взрослых. Безнадзорные дети в отличие от беспризорных сохраняют связи с семьей или воспитательными учреждениями, хотя чаще всего эти связи слабы. Беспризорные дети – это те, кто не имеет постоянного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных [11].

Исследователи в области социальной педагогики и социальной психологии помимо данных определений широко используют понятия «дети-бродяги», «детская заброшенность», и др., вкладывая, по сути, во все эти  определения один и тот же смысл  – отсутствие заботы со стороны родителей либо государства.

Такое терминологическое разнообразие объясняется сравнительно недавним юридическим определениям понятия  «безнадзорность», первоначально в  сочетании с термином «правонарушения», а позднее как самостоятельного.

В современной зарубежной литературе беспризорных и безнадзорных детей, чаще называют «уличными детьми». На наш взгляд термин «уличные дети»  очень удачно определяет место данной группы в социальной стратификации.

«Уличные дети» - это дети, оказавшиеся вне общества с его социальными институтами (школы, семьи, досуговых учреждений, спортивных секций), фактически лишенные детского статуса, в соответствии с которыми взрослые (государство и/или родители) обязаны о них заботиться. В своем большинстве они становятся членами неформальных сообществ. Социальное становление таких детей осуществляется под воздействием «уличных институтов».

Другими словами беспризорность и  безнадзорность – это юридические  понятия определяющие правовой статус несовершеннолетних.

По мнению специалиста в области семейного права и охраны детей, доктора юридических наук А.М. Нечаевой, признание и повсеместное употребление словосочетания «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» в правовых актах и юридической литературе вызвано попыткой «маскировки явления детской преступности» за счет более размытого понятия «безнадзорность». Она отмечает, что в понятии «безнадзорность» основная ответственность за несовершеннолетних лежит на родителях или заменяющих их лицах, а не на государстве.

Ж.М.Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц [12, с. 112]. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и  тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Социально-педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся  в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих [13, с. 44]. Проанализировав имеющиеся в науке определения безнадзорности, мы пришли к выводу, что детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей  и подростков. При этом, на наш взгляд, упускается важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого мы считаем, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может быть как явлением, которое  имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными  индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое. Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Педагог П.И. Любинский  считал беспризорностью «аномальное  социальное состояние малолетнего…». Он же писал: «беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается» [14, с. 32].

Практики социальной работы определяют беспризорных детей  как тех, которые не имеют родительского  или государственного попечения, постоянного  места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Для более предметного  понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые  к ним относятся:

♦ живущие на улице  более месяца (постоянно проживающие  на улице в силу различных обстоятельств);

♦ живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.;

♦ те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности  удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции или комиссии по делам несовершеннолетних [9, с. 44].

Переход несовершеннолетнего  в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между  безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Проанализировав различные  научные источники, рассматривающие  проблемы безнадзорности и беспризорности мы определили, что безнадзорность и беспризорность – два понятия, неразрывно связанные друг с другом. Если рассматривать их в качестве социального процесса, то одно из них (беспризорность) является конечной стадией второго (безнадзорности).

 

1.2. Генезис проблемы  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Республики Беларусь

 

Милосердие к детям  и забота о них, особенно беспризорных, совпадает с распространением и  укреплением христианского мировоззрения. С точки зрения обычного древнерусского человека, оказывающего помощь беззащитному, он тем самым спасал свою душу.

История развития детского призрения  в Беларуси началась со времен Великого князя Владимира (Святого), положившего  начало христианизации Руси. Устав 996 г. Поручал общественное призрение, попечение  и надзор над сиротами духовенству. Его преемник, Великий князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где дал кров и обучил на свои средства более 300 юношей. Призрение бедных и страждущих было одной из главных забот Владимира Мономаха, который завещал своим детям: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту» [15, с. 56]

В XII веке монахи спускали со стен специальную корзину из ивняка, для того чтобы те, кто не в состоянии прокормить ребенка, спасти его от голода и нищеты, могли в любое время положить его туда [16, с. 162].

В Киевской Руси призрение детей-сирот  было либо частным делом князя (как  наиболее богатого и могущественного  человека), либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов должна была заниматься этим, а благотворительность в отношении беспризорных детей рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.

Широко известна деятельность зародившихся в XII веке братчин и братств, расцвет которых приходится на XVI – XVIII века. Их помощь обездоленным детям была особенно значительна в период жестоких, кровопролитных войн середины XVII века, когда за 7 лет погибло 52% населения Беларуси, а в некоторых уездах – до 70% жителей [16, с. 163]. Православные братства спасли от голодной смерти тысячи сирот.

Немало сделали для  призрения детей не только религиозные  конфессии, но и частные благотворители, среди которых ведущее место  занимают представители известных  магнатских белорусских родов Радзивиллов, Хрептовичей, Паскевичей, Четвертинских, Пацов и других.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был подготовлен  проект Указа, по которому из общего числа  нищих выделялись безродные нищие  дети. Здесь же впервые (в письменных источниках) ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамоте и ремеслам, наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». Этот проект выдвигает идею о необходимости за счет благотворительности по отношению к детям обеспечить одновременно и потребности государства в грамотных и обученных различным ремеслам и наукам людях [15, с. 58].

Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками