Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Таков сложнейший клубок взаимосвязанных и взаимообусловленных  причин, способных породить детскую  беспризорность, где главное и  второстепенное меняются местами в зависимости от конкретных обстоятельств, особенностей личности ребенка. Но даже тогда, когда присутствуют все обстоятельства, толкающие его на улицу, далеко не всякий становится беспризорником. Чтобы определить, кого постигла эта участь, важно знать, кто же все-таки уходит жить на улицу. Практика показывает, что в их числе главным образом дети:

● потерявшие семью и  родителей из-за их смерти, лишения  родительских прав;

● выброшенные из семьи, отвергнутые родителями;

● беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения [21, с. 59].

Сиротство, вызванное  смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится  к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что естественно затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение. Кроме того, у сирот, не попавших в поле зрения органов, обязанных o них заботится, шанс стать беспризорником увеличивается и потому, что "неотреагированное горе" заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на стороне – у мнимых авторитетов. Оказавшиеся в полном одиночестве осиротевшие дети вовсе не исключение.

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным  учреждением. При всей очевидной  простоте данной схемы она вовсе  не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же государство их материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает.

Следующая категория  детей, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые  ею. Как правило, речь идет о так  называемых неблагополучных семьях. Не случайно "уличных" детей можно  считать жертвами кризиса семьи.

Неблагополучная семья, как известно, типичное явление современной Республики Беларусь. Степень и причины ее неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, стопроцентной деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей. Он им просто не нужен, поэтому несовершеннолетние дети, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам. И, надо сказать, что безразличие к ребенку в семье - событие вовсе не редкое.

Отторжение, неприятие  ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. Мало того, что его не кормят, о нем не заботятся, так его постоянно подвергают телесным пыткам, избивают самым жесточайшим образом обезумевшие от алкогольного или наркотического опьянения близкие. Тем более что беззащитное существо не в состоянии противостоять родительской агрессии. Не случайно детям в особо неблагополучной семье, где родители потеряли человеческий облик, ничего не остается другого, как спастись бегством на улицу.

В литературе, посвященной  этой проблеме, виды плохого обращения  объединяют в три большие группы:

1. Физическое насилие.

2. Отсутствие заботы.

3. Сексуальное насилие  [23, с. 93].

Физическое насилие  включает в себя многие типы телесных повреждений, нанесенных сознательно:

- удары, оставляющие  раны на теле;

- сознательное введение  ребенку веществ в таких количествах и с такой частотой, которые могут вызвать болезненное состояние ребенка;

- условия жизни, ставящие  под угрозу безопасность или  даже жизнь ребенка (к примеру,  когда его закрывают в шкафу  и пр.).

Отсутствие заботы –  это широкое понятие, описывающее явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие физической заботы – это нарушение питания, недостаток гигиены, плохая одежда, бесконтрольность, а также небезопасное окружение. С медицинской точки зрения отсутствие заботы означает отказ от лечения ребенка или от необходимых специализированных услуг. Отсутствие эмоциональной заботы состоит в том, что ребенку отказывают в ласке и нежности, при этом, что физические его потребности удовлетворяются.

Сексуальное насилие  – вовлечение зависимых, незрелых детей  и подростков в сексуально активную деятельность, которую они могут  не осознавать и от которой не могут  отказаться, а также, которая нарушает социальное табу семейных ролей.

В целом, все неблагополучные  отношения в семье и влияние  семьи, приводящие к возникновению  и развитию дезадаптации ребенка, а  затем и к уходу из дома, можно  обобщить по следующим группам:

1. Авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности ребенка. Жестокое воспитание, нередко с применением физических наказаний, стремление держать ребенка в страхе под угрозой наказания

2. Гипоопека. Такие семьи пристойны  и социально благополучны, только отношения в них строятся по принципу «каждый живет, как знает». Ребенку дают тратить деньги, но не проявляют интереса к его духовным потребностям, не вовлекают в совместную деятельность, создается депривация родительского общения.

3. Отчуждение старших, которое проявляется в отношении 12-14-летних подростков. Своеобразный протест старших против главного новообразования – чувства взрослости. Родители стремятся наказать отлучение от семьи, проявляются пренебрежение к интересам и склонностям подростка. У таких подростков зарождается тенденция во всем видеть противодействия, активно бороться против мнимого зла и делать всем и все назло.

4. Дети – «кумиры» семьи. Заласканность,  всепрощение, неразумное следование  «авторитету» ребенка, полное  подчинение ребячьим требованиям определенно готовят его на роль лидера. Развивается эгоизм и постоянный конфликт со всеми, кто не видит исключительности этого человека. [24, с. 55]. 

Отторжение ребенка семьей, потеря семьи как по объективным, так  и субъективным причинам сродни с отторжением его государственными учреждениями, призванными обеспечить ребенку прохождение всех этапов общепринятого жизненного пути: школа как образовательное учреждение - профессиональное заведение, дающее профессиональные знания и навыки – работа, как неотъемлемая часть жизненного цикла человека, значение которого переоценить невозможно. Между тем в наше время далеко не каждый ребенок даже из обычной семьи по независящим от родителей причинам может следовать привычному ходу событий.

Причин тому множество:

 достигшее небывалых размеров отчисление из общеобразовательных  школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся;

 резкое увеличение числа 14-15 летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования  и не начавших работать;

 сокращение приема в профтехучилища;

-- не конкурентоспособность на  рынке труда подростков в возрасте 14-18 лет, которые почему-либо продолжать  учебу не могут и т.п. [25, с. 71].  

Не случайно причина беспризорности видится в существующих недостатках в системе начального профессионального образования. Будучи долгие годы распространенной формой социальной адаптации и профессиональной подготовки детей, имеющих затруднения в обучении и поведении, особенно из малообеспеченных и асоциальных семей, это образование фактически сошло на нет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка  на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребенка. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики и организма детей и подростков, как нервно-психические патологии и заболевания, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных, врожденных факторов.

Не вдаваясь в проблемы, связанные с взаимодействием  биологического и социального в  поведении человека, средового и генетического в его развитии, нельзя все-таки не сказать, что побег из дома чаще всего объясняется совокупностью разных причин, среди которых называют драмоманию (влечение к бродяжничеству), именуемую еще синдромом ухода и бродяжничества. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников [26, с. 77].

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди беспризорных детей много воспитанников государственных  интернатных заведений. Причины  побега воспитанников интернатных  учреждений объясняются не только грубыми  нарушениями педагогического характера, но и особенностями контингента детей, многие из которых из неблагополучных семей.

В ходе проведения нами анкеты [см. Приложение 1], респонденты назвали  следующие причины детской и  подростковой беспризорности:

57% опрошенных считают,  что причина этого явления кроется в падении уровня жизни населения:

72% – в увеличении  числа лиц, злоупотребляющих алкоголем,  наркотиками;

35% – из-за конфликтов  с родителями;

20% - из-за несовершенства  законодательства;

18% получила версия  о том, что дети стремятся  к самостоятельности;

14% – из-за трудностей  и неудач в школе;

2% предложили свой  вариант: из-за падения культуры  личности и уменьшения ответственности  в семье (см. диаграмму 2.5).

Диаграмма  2.5

 Если рассматривать разницу  в ответах мужчин и женщин (нами было опрошено 50 мужчин и 50 женщин), то результаты следующие:

практически одинаковое количество ответов у мужчин и  женщин получил вариант об увеличении числа лиц, злоупотребляющих алкоголем  и наркотиками(74% и 70% соответственно);

60% женщин видят причину беспризорности в падении уровня жизни населения, а у мужчин этот вариант составил 54 %;

80% и 75% соответственно  – в увеличении числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками;

42% женщин считают что  влияние оказывают и конфликты  с родителями, у мужчин этот вариант составил 28%;

22% мужчин указали вариант  о стремлении к самостоятельности,  у женщин этот ответ менее  значим (18%);

мужчины своих вариантов  ответа не предлагали, чего нельзя сказать  о женщинах: они указывают на такие  причины как падение культуры личности и уменьшение ответственности в семье (см. диаграмму 2.6).

Диаграмма 2.6

Интересными выглядят результаты в  разных возрастных группах. Нами была выбрана периодизация Эльконина, который  выделяет следующие периоды в  жизни человека:

юность: 17 – 23 года;

молодость: 20 –30 лет;

зрелость: 30 – 60 лет.

Так, в период зрелости респонденты выбрали следующие  наиболее значимые причины беспризорности: падение уровня жизни населения (77,7%); увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (62,9%); конфликты с родителями (29,6%). В период молодости на первое место респонденты поставили причину, связанную с увеличением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (66,6%), на второе – падение уровня жизни населения (40,7%), а на третье место – несовершенство законодательства (25,9%). Респонденты периода юности наибольшее количество ответов отдали причине, связанной с увеличением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (74%), 50% этой возрастной группы видят причину беспризорности в падении уровня жизни населения, а 44% - в конфликтах с родителями (см. диаграмму 2.7).

Диаграмма 2.7

 

Если говорить о наличии вообще проблемы беспризорности, то респонденты  ответили следующим образом:

87% опрошенных считают, что данная проблема в нашем обществе существует (90% женщины и 84% мужчины);

8% считают, что такой  проблемы нет (6% женщины и 10% мужчины);

5% не задумывались  над этим вопросом (4% женщины и  6% мужчины) (см. диаграмму 2.8).

В разных возрастных группах  на этот вопрос респонденты ответили следующим образом: в период молодости и зрелости 92,5% опрошенных считают, что данная проблема существует в обществе, а в период юности – только 74% (см. диаграмму 2.9)

При ответе на вопрос нужна  ли таким детям наша помощь и забота ответы распределились следующим образом:

92% опрошенных считают,  что нужна (94% женщины и 90% мужчины);

1% , т. е. один человек,  говорит о том, что не нужна  помощь и забота (1 женщина);

6%затрудняются ответить  на этот вопрос (2% женщины и 10% мужчины) (см. диаграмму 2.10).

Диаграмма 2.8

 

Диаграмма 2.9

 

Если говорить о факторах, которые влияют на беспризорность и  безнадзорность, то можно выделить среди них следующие:

а) криминальный фактор (преступления против нравственности; эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию; продажа алкогольных напитков несовершеннолетним и т.д.);

Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками