Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..
Таков сложнейший клубок
взаимосвязанных и
● потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
● выброшенные из семьи, отвергнутые родителями;
● беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения [21, с. 59].
Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что естественно затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение. Кроме того, у сирот, не попавших в поле зрения органов, обязанных o них заботится, шанс стать беспризорником увеличивается и потому, что "неотреагированное горе" заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на стороне – у мнимых авторитетов. Оказавшиеся в полном одиночестве осиротевшие дети вовсе не исключение.
Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же государство их материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает.
Следующая категория детей, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Не случайно "уличных" детей можно считать жертвами кризиса семьи.
Неблагополучная семья, как известно, типичное явление современной Республики Беларусь. Степень и причины ее неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, стопроцентной деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей. Он им просто не нужен, поэтому несовершеннолетние дети, если их некому защитить, уходят на улицу в поисках ночлега, съестного и, конечно, сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к беспризорникам. И, надо сказать, что безразличие к ребенку в семье - событие вовсе не редкое.
Отторжение, неприятие ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. Мало того, что его не кормят, о нем не заботятся, так его постоянно подвергают телесным пыткам, избивают самым жесточайшим образом обезумевшие от алкогольного или наркотического опьянения близкие. Тем более что беззащитное существо не в состоянии противостоять родительской агрессии. Не случайно детям в особо неблагополучной семье, где родители потеряли человеческий облик, ничего не остается другого, как спастись бегством на улицу.
В литературе, посвященной этой проблеме, виды плохого обращения объединяют в три большие группы:
1. Физическое насилие.
2. Отсутствие заботы.
3. Сексуальное насилие [23, с. 93].
Физическое насилие включает в себя многие типы телесных повреждений, нанесенных сознательно:
- удары, оставляющие раны на теле;
- сознательное введение ребенку веществ в таких количествах и с такой частотой, которые могут вызвать болезненное состояние ребенка;
- условия жизни, ставящие
под угрозу безопасность или
даже жизнь ребенка (к примеру,
Отсутствие заботы – это широкое понятие, описывающее явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие физической заботы – это нарушение питания, недостаток гигиены, плохая одежда, бесконтрольность, а также небезопасное окружение. С медицинской точки зрения отсутствие заботы означает отказ от лечения ребенка или от необходимых специализированных услуг. Отсутствие эмоциональной заботы состоит в том, что ребенку отказывают в ласке и нежности, при этом, что физические его потребности удовлетворяются.
Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуально активную деятельность, которую они могут не осознавать и от которой не могут отказаться, а также, которая нарушает социальное табу семейных ролей.
В целом, все неблагополучные отношения в семье и влияние семьи, приводящие к возникновению и развитию дезадаптации ребенка, а затем и к уходу из дома, можно обобщить по следующим группам:
1. Авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности ребенка. Жестокое воспитание, нередко с применением физических наказаний, стремление держать ребенка в страхе под угрозой наказания
2. Гипоопека. Такие семьи
3. Отчуждение старших, которое проявляется в отношении 12-14-летних подростков. Своеобразный протест старших против главного новообразования – чувства взрослости. Родители стремятся наказать отлучение от семьи, проявляются пренебрежение к интересам и склонностям подростка. У таких подростков зарождается тенденция во всем видеть противодействия, активно бороться против мнимого зла и делать всем и все назло.
4. Дети – «кумиры» семьи.
Отторжение ребенка семьей, потеря семьи как по объективным, так и субъективным причинам сродни с отторжением его государственными учреждениями, призванными обеспечить ребенку прохождение всех этапов общепринятого жизненного пути: школа как образовательное учреждение - профессиональное заведение, дающее профессиональные знания и навыки – работа, как неотъемлемая часть жизненного цикла человека, значение которого переоценить невозможно. Между тем в наше время далеко не каждый ребенок даже из обычной семьи по независящим от родителей причинам может следовать привычному ходу событий.
Причин тому множество:
достигшее небывалых размеров отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся;
резкое увеличение числа 14-15 летних
подростков, покинувших учреждения общего
и профессионального
сокращение приема в профтехучилища;
-- не конкурентоспособность на
рынке труда подростков в
Не случайно причина беспризорности видится в существующих недостатках в системе начального профессионального образования. Будучи долгие годы распространенной формой социальной адаптации и профессиональной подготовки детей, имеющих затруднения в обучении и поведении, особенно из малообеспеченных и асоциальных семей, это образование фактически сошло на нет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Особое место среди
Не вдаваясь в проблемы, связанные с взаимодействием биологического и социального в поведении человека, средового и генетического в его развитии, нельзя все-таки не сказать, что побег из дома чаще всего объясняется совокупностью разных причин, среди которых называют драмоманию (влечение к бродяжничеству), именуемую еще синдромом ухода и бродяжничества. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников [26, с. 77].
Особую тревогу вызывает
то обстоятельство, что среди беспризорных
детей много воспитанников
В ходе проведения нами анкеты [см. Приложение 1], респонденты назвали следующие причины детской и подростковой беспризорности:
57% опрошенных считают, что причина этого явления кроется в падении уровня жизни населения:
72% – в увеличении
числа лиц, злоупотребляющих
35% – из-за конфликтов с родителями;
20% - из-за несовершенства законодательства;
18% получила версия о том, что дети стремятся к самостоятельности;
14% – из-за трудностей и неудач в школе;
2% предложили свой
вариант: из-за падения
Диаграмма 2.5
Если рассматривать разницу в ответах мужчин и женщин (нами было опрошено 50 мужчин и 50 женщин), то результаты следующие:
практически одинаковое количество ответов у мужчин и женщин получил вариант об увеличении числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками(74% и 70% соответственно);
60% женщин видят причину беспризорности в падении уровня жизни населения, а у мужчин этот вариант составил 54 %;
80% и 75% соответственно – в увеличении числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками;
42% женщин считают что влияние оказывают и конфликты с родителями, у мужчин этот вариант составил 28%;
22% мужчин указали вариант
о стремлении к
мужчины своих вариантов ответа не предлагали, чего нельзя сказать о женщинах: они указывают на такие причины как падение культуры личности и уменьшение ответственности в семье (см. диаграмму 2.6).
Диаграмма 2.6
Интересными выглядят результаты в разных возрастных группах. Нами была выбрана периодизация Эльконина, который выделяет следующие периоды в жизни человека:
юность: 17 – 23 года;
молодость: 20 –30 лет;
зрелость: 30 – 60 лет.
Так, в период зрелости респонденты выбрали следующие наиболее значимые причины беспризорности: падение уровня жизни населения (77,7%); увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (62,9%); конфликты с родителями (29,6%). В период молодости на первое место респонденты поставили причину, связанную с увеличением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (66,6%), на второе – падение уровня жизни населения (40,7%), а на третье место – несовершенство законодательства (25,9%). Респонденты периода юности наибольшее количество ответов отдали причине, связанной с увеличением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками (74%), 50% этой возрастной группы видят причину беспризорности в падении уровня жизни населения, а 44% - в конфликтах с родителями (см. диаграмму 2.7).
Диаграмма 2.7
Если говорить о наличии вообще проблемы беспризорности, то респонденты ответили следующим образом:
87% опрошенных считают, что данная проблема в нашем обществе существует (90% женщины и 84% мужчины);
8% считают, что такой проблемы нет (6% женщины и 10% мужчины);
5% не задумывались над этим вопросом (4% женщины и 6% мужчины) (см. диаграмму 2.8).
В разных возрастных группах на этот вопрос респонденты ответили следующим образом: в период молодости и зрелости 92,5% опрошенных считают, что данная проблема существует в обществе, а в период юности – только 74% (см. диаграмму 2.9)
При ответе на вопрос нужна ли таким детям наша помощь и забота ответы распределились следующим образом:
92% опрошенных считают, что нужна (94% женщины и 90% мужчины);
1% , т. е. один человек, говорит о том, что не нужна помощь и забота (1 женщина);
6%затрудняются ответить на этот вопрос (2% женщины и 10% мужчины) (см. диаграмму 2.10).
Диаграмма 2.8
Диаграмма 2.9
Если говорить о факторах, которые влияют на беспризорность и безнадзорность, то можно выделить среди них следующие:
а) криминальный фактор (преступления против нравственности; эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию; продажа алкогольных напитков несовершеннолетним и т.д.);
Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками