Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:33, дипломная работа
Цель: выяснение причин и факторов, влияющих на рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить основные причины, побуждающие детей и подростков к уходу из дома.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ …………………………….
1.1. Анализ понятий «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков …………………………....................................................…….
1.2. Генезис проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Республики Беларусь ……………………………
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ………………………………………..……………….
2.1. Социально-психологический портрет беспризорника …………………...
2.2. Причины и мотивы детской и подростковой беспризорности и безнадзорности …..…………………………………………………………
2.3.Профилактика беспризорности среди детей и подростков ….…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………………..
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
2.1Социально-психологический портрет беспризорника
Неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом новой, постсоветской Республики Беларусь стали беспризорные дети. Статистики, которая позволила бы определить масштабы беспризорности в нашей стране, пока нет и получить их трудно. Ситуация в этой сфере остается непростой. Единственное что может служить показателем беспризорности, так это количество несовершеннолетних, состоящих на учете инспекций, и количество родителей, не желающих воспитывать своих детей. В прошлом году на счету подрастающего поколения оказалось каждое одиннадцатое преступление. На профилактическом учете инспекций по делам несовершеннолетних состоит более 26 тысяч детей, склонных к правонарушениям и около 8 тысяч родителей, злостно уклоняющихся от воспитания и обучения своих малолетних сыновей и дочерей [18]. По данным на 2005 год 5163 ребенка осталось без родителей в результате лишения родительских прав; 2194 подростка нигде не работали и не учились [11]. По данным инспекции по делам несовершеннолетних Первомайского района г. Витебска на учете состоит 180 трудновоспитуемых подростков, 2 из которых осуждены повторно [11].
В своей работе, составляя социальный портрет беспризорника, мы будем опираться на исследование, проведенное нами в социальном приюте г. Витебска. Испытуемыми являются: дети, которые имеют опыт проживания «на улице» в возрасте от 10 до 16 лет. Исследование проводилось в виде формализованного интервью со следующими вопросами:
1. Расскажи о своей жизни на улице (с кем и где ты жил, чем занимался).
2. Каким образом ты зарабатывал на жизнь (еду, одежду)?
3. Скажи, почему ты ушел из дома? Готов ли ты вернуться домой?
4. Когда ты вырастешь, кем бы ты хотел стать?
Нами было опрошено 10
детей (из них 6 мальчиков и 4 девочки),
средний возраст которых
Состав беспризорных следующий:
♦ по полу - примерно две трети мальчики (юноши) и одна треть девочки (девушки);
♦ по возрасту - 10-11,1%, 11-11,1%, 13-11,1%, 14-33,3%, 15-22,28%, 16 – 11,1% (см. диаграмму 2.1).
Средний возраст испытуемых составил 13,5 (мужского пола 13,3 лет, женского - 14 лет).
Если касаться такого вопроса как частота и длительность бродяжничества, то бродяжничают впервые 44,4%, неоднократно - 55,6%. Правомерно утверждать, что беспризорные - это в основном "рецидивные" бродяги. В составе бродяжничающих впервые девочек (девушек) 66,7%, неоднократно – 33,3%. В ином раскладе: среди мальчиков (юношей) бродяжничают неоднократно 66,7%, впервые – 33,3% (см. диаграмму 2.2).Средний возраст бродяжничающих впервые 12 лет; неоднократно – 14,8. Средняя длительность последнего пребывания беспризорных "на улице" 2-2,5 месяцев. Этот средний показатель скрывает большой разброс: находились последний раз "на улице" в течение одной недели 22,2%, от 2-х недель до 1 месяца – 44,4%, более 1-го до 3-х месяцев – 22,2%, 4-6 месяцев – 11,1%.
90% беспризорников бродяжничали группами. Средний состав групп - 6-7 человек.
Еще одной характеристикой беспризорника является его образ жизни. Места дневного и ночного пребывания групп беспризорных чаще всего не совпадают. Как правило, днем беспризорные проводят время на вокзалах - 33,3%; площадях и улицах города - 33,3%; у ларьков, на рынках – 22,2%; в подвалах, подъездах, на чердаках – 11,1%, Ночью же они ютятся преимущественно в подвалах, подъездах, на чердаках - 44,4%; вокзалах, в депо, в вагонах на запасных путях – 22,2%; у знакомых, в притонах – 11,1%; в заброшенных, выселенных домах, в гаражах, на дачах – 11,1%.
Характер бродяжничества днем примерно одинаковый у беспризорных мужского и женского пола.
Неприспособленное место ночлега беспризорных лишь прелюдия к нездоровому образу жизни. Следующим на пути к подрыву здоровья является плохое питание. Лишь 22,2% питались регулярно и полноценно. Большинство (55,5%), как попало, многим приходилось голодать (22,2%).
Одеваются беспризорные тоже плохо: в основном ходят в том, что взяли из дома (55,5%), что-то из одежды получают от людей (22,2%), находят одежду (например, на свалке) – 11,1%, дают друзья - 11,1%, воруют, грабят (в т.ч. снимают одежду с пьяных) -11,1%. Как видно, простые люди чаще участвуют в судьбе беспризорных, чем благотворительные или религиозные организации. Необходимость выживания толкает многих беспризорников на путь преступления, в основном - воровства.
Средства на жизнь беспризорные получают различными способами. Основные из них: занимаются попрошайничеством (55,5%), подрабатывают (22.2%), воруют (11,1%), обращаются за помощью к знакомым и родным (11,1,%).
Виды подработки беспризорных весьма разнообразны: подрабатывает грузчиками, носильщиками, подсобными рабочими на рынках, стройках и т.д., моют и заправляют на бензоколонках автомашины, оказывают различную помощь и услуги водителям, сторожат машины, занимаются сбором и продажей бутылок, цветных металлов, бумаги, ловят животных, рыбу, собирают грибы и ягоды, занимаются уборкой мусора, помещений, моют полы и т.д.
Неблагоприятный образ жизни привел к ухудшению здоровья детей и подростков. Болеют - 33,3% беспризорных. Основные виды заболеваний: простудные и бронхиальные, болезнь мочеполовых органов, желудочно-кишечные заболевания, болезнь печени, чесотка, лишай. Здоровыми себя считают 55,5% беспризорных.
По образу жизни беспризорные, несмотря на детский или юношеский возраст, стремятся подражать взрослым, при этом не всегда лучшим их качествам. В итоге курят 66,7%, потребляют алкогольные напитки – 55,5%, имеют опыт половой жизни 22,2% опрошенных.
Мотивы бродяжничества имеют три важные причины:
Все они свидетельствуют о том, что основной источник беспризорности - это девиантная или конфликтная семья. Этот вывод подтверждается рядом других причин ухода из дома: 11,1% - плохое материальное положение в семье, не кормят; 33,3% - конфликты с родителями, братьями, сестрами, родными; 22,2% - выгнали из дома; 3,2% - отсутствие жилья; 11.1% - сексуальные домогательства, приставания со стороны отчима, отца, сожителей матери; 11,1% -родители в разводе, мать или отец водят любовников в дом; 11,1% -заставляют воровать (см. диаграмму 2.3).
Нравственная атмосфера в семьях беспризорных очень тяжелая. Она характеризуется следующими показателями: в семьях кто-то из родителей, других родных пьет или потребляет наркотик; кто-то находится в местах заключения; кто-то тяжело болеет. В отношении 66,7% беспризорных в семье практиковалось насилие. В чем суть конфликта? В основном пьянство, дебоши и пьяные драки.
Диаграмма 2.3
Несмотря на столь сложную ситуацию в семье, 55,5% беспризорных готовы вернуться в нее. Еще 11,1% беспризорных хотели бы уйти в какую-то другую семью (в которой не пьют; где есть отец и мать; в обеспеченную семью; в семью кого-то из родственников; в семью друга, подруги). Хотят, чтобы кто-то усыновил, удочерил -11,1% беспризорных.
Если говорить о планах на будущее, то 66,7% желают возобновить учебу, не желают – 33,3%. Учиться хочет подавляющее большинство беспризорных и во всех возрастных группах.
Чем хотят заниматься
беспризорные, когда станут взрослыми?
Подавляющее большинство
В исследованиях посвященных данной проблеме представляет интерес классификация профессий, которые выбирали беспризорники (испытуемыми являлись дети 7-16 лет, помещенные в приемники-распределители или социальные приюты) [19; 20]:
1) в торговле, сфере услуг, общепите, связи (продавцом, барменом, официантом, поваром, кондитером, парикмахером, маникюрщицей, почтальоном, связистом и т.д.) - 15,4%;
2) по рабочим и строительным профессиям (слесарем, сантехником, маляром, штукатуром, каменщиком, автослесарем, обувным мастером, железнодорожником, швеей, животноводом, моряком, дворником и т.д.) - 14,6%;
3) водителем (автомобиля, машинистом поезда, метро, трактористом, дальнобойщиком, таксистом) - 20,1%;
4) военным (в т.ч. десантником, в спецназе, сапером, командиром, комендантом, контрактником, охранником, пожарным и т.д.) -5,1%;
5) работником милиции (в т.ч. ГАИ - "чтобы останавливать машины", ОМОНа, начальником милиции, колонии и т.д.) - 4,3%;
6) инженерно-техническим
работником (инженером, конструктором,
электронщиком, специалистом
7) работником интеллектуального труда, высококвалифицированным специалистом гуманитарного и медицинского профиля (учителем, педагогом, воспитателем, юристом, адвокатом, бухгалтером, финансистом, менеджером, ученым, переводчиком, дипломатом, врачом, медсестрой) - 12,9%;
8) работником творческой
9) спортсменом (футболистом,
10) предпринимателем, бизнесменом - 3,6%;
11) директором (магазина), руководителем (предприятия, организации), президентом - 1,5%;
12) устроиться на любую работу,
в том числе
13) хотят заняться криминальным
делом (стать рэкетиром, вором,
Как и все дети, беспризорные имеют мечты. В абсолютном большинстве случаев - это созидательные мечты. Мечты беспризорных сводятся к 9-ти ценностям: ценность семьи, ценность денег, ценность труда, ценность образования, карьера, общественно-нравственные принципы, индивидуальная свобода, ценность здоровья, альтруистические наклонности [21, с. 64].
Диаграмма 2.4
Выяснение у беспризорных того, что важнее всего в жизни, дало следующие результаты: наиболее значимы семья, доброта, деньги, друзья, чтобы тебя понимали другие, образование, работа, профессия, сила, способность постоять за себя, свобода, независимость от всех. Это свидетельствует о благоприятном облике большинства беспризорных детей и подростков.
2.2Причины и
мотивы детской и подростковой
беспризорности и
Причины детской беспризорности предопределяются в современной Республике Беларусь такой реальностью, которую можно обозначить как:
♦ экономический кризис;
♦ безработица;
♦ обнищание широких слоев населения;
♦ повсеместное ослабление семейных устоев;
♦ утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;
♦ пьянство и алкоголизм, наркомания;
♦ распространение среди детей и взрослых психических заболеваний [20].
Все эти факторы служат первопричиной или, выражаясь иначе, благоприятными условиями для возникновения наиболее серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является детская беспризорность и безнадзорность. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в республики, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды. Но есть еще одно немаловажное обстоятельство, предопределяющее поведение современных детей. Речь идет об особенностях современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, практически сугубо декларативное, тем не менее постоянно внедряется в массовое сознание. Естественно иначе и быть не может, ибо процесс самоутверждения ребенка - основа его нормального развития. Но низкая духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное законом равноправие детей, нередко приводит к сбоям, порождает обратный результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем более что стремление подростка к независимости, самоутверждению – это, как утверждают специалисты, непреложный факт. "Стремление воспитуемых к непустячному личностному самоутверждению - не прихоть, не каприз, не зигзаг темперамента, а неистребимая фундаментальная составляющая человеческой психики" [21, с. 58]. Особенно психики подростка, для которой характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от их опеки [22, с. 17]. К тому же у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к сказанному добавить, что современный ребенок живет и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров, то станет еще более понятно, в каком положении находятся современные несовершеннолетние дети.
Информация о работе Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками