Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов, а так же роль социальных работников в реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

К направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков и др. Из перечисленного выделим реабилитацию инвалидов. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса.

Файлы: 1 файл

3.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов, а так же  роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов

К направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов  и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков и др. Из перечисленного выделим реабилитацию инвалидов. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов:

1.Медицинская реабилитация включает  в себя комплекс медицинских  мер, направленных на восстановление  или компенсацию нарушенных или  утраченных функций организма,  приведших к инвалидности. Это  такие меры как восстановительное  и санаторно-курортное лечение,  профилактика осложнений, реконструктивная  хирургия, протезирование, лечебная  физкультура, психотерапия и др.

2.Социально-средовая реабилитация  инвалидов- это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимым в бытовом плане.

3.Профессионально-трудовая реабилитация. Этот вид реабилитации дополняет  медицинскую и физическую, является  важной составной частью индивидуальной  программы реабилитации и призван  улучшить качество жизни и  адаптировать к трудовой деятельности  путем остаточной трудоспособности.

При этом используются:

-профессиональная ориентация;

-профессиональное обучение;

-рациональное трудоустройство.

4.При социально-экономической реабилитации  определяется трудоспособность  больных. Определяются показания  и противопоказания в выполнении  профессиональных обязанностей, а  также степень трудоспособности, в соответствии с этим осуществляется  перевод на инвалидность. Проведение  реабилитации должно учитывать:

-индивидуальные особенности реабилитируемого;

-выраженность имеющихся нарушений  жизнедеятельности и трудоспособности;

-характер проводимых реабилитационных  мероприятий, их продолжительность. 

5.Психологическая реабилитационная  работа показывает положительную  динамику, как отдельного инвалида, так и общую положительную  динамику всей группы инвалидов:  снижается уровень психического  напряжения, повышается уровень  коммуникации. У некоторых инвалидов,  уже на первом реабилитационном  игровом занятии наблюдается  «психологический прорыв»,  осознание  своих психологических трудностей, проблем и способы их решения. Также позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.

 Благодаря различным комплексам  мер, инвалиды успешно адаптируются  в окружающей среде, устанавливается  утерянный статус и утраченные  общественные связи и возможности.  А также активно привлекаются  к различной досуговой деятельности.

Основными методиками реабилитации инвалидов  являются:

1.Музыкотерапия - это целенаправленное  применение музыки или музыкальных  элементов для достижения терапевтических  целей, а именно: восстановления, поддержания и содействия психическому  и физическому здоровью. С помощью  музыкотерапии пациент должен  получить возможность лучше понимать  себя и окружающий мир, свободней  и эффективней в нем функционировать,  а также достичь большей психической  и физической стабильности. Современные  исследования в области музыкотерапии  развиваются в двух направлениях:- изучение художественно-эстетических  закономерностей музыкального восприятия  осуществляется в эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-психологических  работах.- психофизические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов. Таким образом, музыкотерапия рассматривается в двух позициях: как область музыкальной психологии, занимающуюся исследованием психофизиологических механизмов воздействия музыки на человека, и как область медицины, использующая объективные закономерности воздействия музыки на пациента в целях восстановления его здоровья. Представляется целесообразным использовать музыку и в целях социально-психологической реабилитации пациентов, когда музыкальные произведения, воздействуя на людей влияют на изменение динамики их эмоциональных состояний, создают условия для поднятия и укрепления духа пациентов, восстанавливают, (а иногда и формируют) навыки позитивного мышления и общения, укрепляют чувства уверенности в себе.

2. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство используется в арттерапии как терапевтический фактор. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования и культуры обусловливает интерес к искусству. С одной стороны, в арттерапии отчетливо выступает трудотерапевтическая составляющая (подготовка материала, обработка его - кропотливый труд, сам по себе не представляющий для пациента большого интереса). С другой стороны, в арттерапии, как в творческой деятельности пациента, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая составляющая, которая может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катарсическую и иную направленность.

3. Изотерапия - это терапия художественным творчеством инвалидов универсальный, психотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы). Метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или на уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Основной задачей терапии творчеством, является восстановление индивидуальной и общественной ценности инвалидов, а не только восстановление утраченных функций организма. Коррекционное  исправление отклонений и нарушений, развивающий оптимизацию, стимулирование, обогащение содержание развития. Единство всех видов задач обеспечивает единство коррекционно-развивающей программы. Занятия изотерапией направлено на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями, занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалами. Проводимые занятия, упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции. Использование терапии предполагает две формы это - групповая и индивидуальная. Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство.

Развитие мелкой моторики клиентов с нарушением функций опорно-двигательного  аппарата, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. Методика занятий лепкой:

Упражнения, предполагают работу с  разными изобразительными материалами, где цель это- активизация и развитие сенсомоторной сферы.-лепка (пластик, пластилин, глина, соленое тесто)-бумага - пластика.

Благодаря различным комплексам мер, инвалиды успешно адаптируются в  окружающей среде, устанавливается  утерянный статус и утраченные общественные связи и возможности. А также  активно привлекаются к различной  досуговой деятельности.

Роль социальных работников в реабилитации инвалидов

Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в  окружении здоровых по сравнению  с ними и нуждаются в большей  степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством , соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного  профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить  на 2 категории:

- находящихся в домах- интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место  проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального  работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома- интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома- интерната являются:

- создание благоприятных  условий жизни, приближенных к  домашним;

- организация ухода за  проживающими, оказание им  медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой  занятости инвалидов.

В соответствии с основными  задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие  в адаптации инвалидов к новым   условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая  поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания  с учетом возраста и состояния  здоровья;

- диспансеризацию и лечение  инвалидов, организацию консультативной  медицинской помощи, а также госпитализацию  нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся  слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

- в соответствии с медицинскими  рекомендациями организацию трудовой  занятости, способствующей поддержанию  активного образа жизни.

В домах- интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста( от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения  центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального  паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной  степени нарушений функции опорно- двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологи сказывается  и на способности молодых инвалидов  к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают  себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной  характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих  учреждениях, а в ряде случаев  и интеграции в общество. В связи  с этим, большое значение приобретают  факторы, влияющие на социальную адаптацию  молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых  социальных потребностей с учетом резервных  возможностей инвалида.

Информация о работе Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов, а так же роль социальных работников в реабилитации инвалидов