Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:42, дипломная работа
Изучение особенностей и проблем социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия и выработка практических рекомендаций по повышению качества проводимой социально-реабилитационной работы.
Введение
1 Теоретические основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения
1.1 Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения: понятие, виды, специфика
1.2 Условия стационарных учреждений системы социальной защиты населения как факторы, влияющие на социальную реабилитацию лиц пожилого возраста и инвалидов
2 Практика социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики
2.1 Стационарные учреждения системы социальной защиты населения как субъекты социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в Республике Мордовия
2.2 Основные направления совершенствования социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики Мордовия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (обязательное) Программа социологического исследования: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия
Приложение Б (обязательное) Бланк интервью: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия»
5 Мишунина А. В. Особенности социализации
студентов специальности «Социальная
работа» в условиях ВУЗа / А. В. Мишунина,
Е. Г. Кудаева, Д. Р. Мусалеева // Роль ВУЗа
в формировании социокультурного пространства.
Стерлитамак, 2010. – С. 87–90.
1
Теоретические основы
социальной реабилитации
лиц пожилого возраста
и инвалидов в стационарных
учреждениях системы
социальной защиты населения
1.1 Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения: понятие, виды, специфика
В научной литературе существуют различные трактовки термина «реабилитация». Их многообразие обуславливается большим спектром предоставляемых услуг, которые непосредственно и характеризуют этот многогранный процесс.
Термин «реабилитация» (от позднелатинского «rahabilitatio» –восстановление) означает:
1
восстановление доброго имени,
прежней репутации;
2 применение к подсудимым (прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, не связанных с лишением свободы, в целях их исправления;
3
комплекс медицинских,
Реабилитация – система мероприятий, имеющих цель быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию пожилых, инвалидов и других дезадаптированных категорий населения. Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного, инвалида [39, 210].
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс [41, 327].
По мнению П.Д. Павленка, социальная реабилитация – восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли, как субъектов основных сфер жизни общества [32, 252].
Реабилитация инвалидов – это комплексная система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стой-
ким расстройством функций организма [58, 19].
Ребилитация – процесс, направленный на снижение уровня социальной недостаточности человека с различного рода ограничениями жизнедеятельности. Социальная недостаточность лица выражается в невозможности полноценно выполнять основные жизненные роли из-за снижения способности к передвижению, общению, ориентации, самообслуживанию, контролю за своим поведением и участию в трудовой деятельности [8, 26].
Понимание
социальной реабилитации прошло свой
содержательный путь развития. Первоначально
преобладал чисто медицинский подход:
Всемирная организация
Таким образом, проанализировав существующие понятия реабилитации и социальной реабилитации и адаптировав их с обслуживанием в стационарах, можно вывести следующее определение реабилитации: Социальная реабилитация пожилого человека и инвалида в стационарном учреждении – это комплекс медицинских, юридических, социальных, педагогических мероприятий, предоставляемых в стационарном учреждении и направленных на компенсацию нарушенных функций организма (здоровья физического или психического), а также на восстановление нарушенных социальных связей.
Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, как особая форма социального обслуживания, имеет свои особенности. В России на данный момент работает 1512 стационарных учреждений для пожилых и инвалидов, в них проживает 245 тысяч человек. В Мордовии таких учреждений 22, и в них проживает 1864 человека [30].
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их состоянию здоровья, возрасту, индивидуальных особенностей условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга» [8, 77].
Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов осуществляется в процессе медико-социальной работы, которая рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья лиц пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях [5]. Она принципиально меняет существующий подход к охране здоровья, так как предполагает системное медико-социальное воздействие на более ранних этапах развития болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу [7, 56].
Реабилитационные мероприятия в стационарных учреждениях осуществляются с учетом всего комплекса факторов: биологических, личностных, профессиональных и социальных [8, 40].
В технологии социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов Ярская-Смирнова Е. Р. и Наберушкина Э. К. выделяют несколько форм:
1 социально-медицинская реабилитация, комплексно направленная на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания;
2 социально-психологическая реабилитация, оказывающая воздействие на психическую сферу, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности;
3 социально-педагогическая реабилитация, которая представляет собой комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.;
4 социально-экономическая реабилитация, которая содержит в себе комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.;
5 социально-трудовая реабилитация, предусматривающая обучение доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве;
6 социально-бытовая реабилитация, заключающаяся в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни;
7 социально-средовая реабилитация, которая означает восстановление жизни клиентов стационарных учреждений в новой среде с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида и пожилого человека, восстановление способности инвалида к жизни в обществе [59; 137-138].
Профессора Е. И. Холостова и Н. Ф. Дементьева придерживаются мнения, что начальным звеном социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях является социально - медицинская реабилитация, представляющая комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболевания.
Социально-психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса, свойственного человеку с ограниченными возможностями, укрепление активной, деятельной личностной позиции. К основным мероприятиям здесь можно отнести первичные беседы специалистов учреждения с только что поступившим клиентом, консультирование по интересующим вопросам, помощь в преодолении депрессивного состояния человека, если у него такое имеется.
Собственно
социальная реабилитация,
по их мнению, – это
деятельность по социально-бытовой
и социально-трудовой
реабилитации, социально-средовой
реабилитации. Кроме
того, в качестве
структурных элементов
называются социокультурная
и коммуникативная
реабилитации (таблица 1).
Таблица 1 – Основные направления социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях [55; 63-66].
Основные направления социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях |
Социально – бытовое устройство |
Социально – средовая реабилитация |
Социально-психологическая реабилитация |
Продолжение таблицы 1
Социально-трудовая реабилитация |
Социокультурная реабилитация |
Коммуникативная реабилитация |
1 социально-бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида и пожилого человека элементарной комфортностью комнаты, в которой они проживают. Социально-бытовая реабилитация обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида и пожилого человека с предметами и окружением социально-бытового назначения. Этот этап также включает в себя обучение или образование инвалида и пожилого человека навыкам жизни в стационарном учреждении, самообслуживание в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию и обеспечению лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами.
2 социально-средовая реабилитация в стационарном учреждении – это восстановление жизни клиентов стационарных учреждений в новой среде с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида и пожилого человека, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Необходимость социально-средовой ориентации пожилых и инвалидов в стационарных учреждениях обусловлена тем, что физиологические изменения, происходящие в организме при старении (снижение остроты зрения и слуха, утрата некоторых навыков, неспособность к большим физическим нагрузкам и т. п.), человек ощущает, прежде всего, в соприкосновении с действительностью, которая с годами становится для него всё более неблагоприятной. Целью социально-средовой ориентации является приспособление пожилого человека и инвалида к новым условиям жизни в стационарном учреждении, навыкам самостоятельного проживания и социального общения [38, 111].
Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса:
- приспособление внутренней среды учреждения к имеющимся возможностям человека, устранение препятствий;
- обучение жизни в стационарном учреждении.
Различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:
1 социально-средовая ориентация – осуществляется ориентация клиента в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с проживающими, персоналом учреждения, знакомство с территорией, на которой проживает клиент).
2 социально-средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
Для успешной социальной реабилитации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах, необходимо организовать их занятость – восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни [11, 101].
Для пожилых людей поступление на стационарное обслуживание является критическим моментом в жизни, а зачастую – стрессовой ситуацией. После переезда в учреждение пожилые граждане лишаются привычного окружения знакомых и близких людей, утрачивают возможность пользоваться любимыми вещами и т.д. Оказавшись в учреждении социального обслуживания, пожилой человек вынужден подчиниться ряду требований «общежития», должен считаться с новым окружением, общаться с другими лицами, вероятен риск возникновения конфликтных ситуаций.